Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Представитель НАМО принял участие в рабочей встрече с директором Департамента здравоохранения города Севастополя

Представитель НАМО принял участие в рабочей встрече с директором Департамента здравоохранения города Севастополя

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

О лицензировании медицинской деятельности в городе Севастополь, соблюдении порядков, стандартов и клинических рекомендаций

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

На встрече рассматривались вопросы оказания медицинской помощи в Севастополе в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно протоколу встречи от 25.08.2023 НАМО рекомендовано организовать взаимодействие с руководителями медицинских организаций частной формы собственности города Севастополя с целью определения представительства частной системы здравоохранения Севастополя в работе Коллегии, комиссий и рабочих групп Департамента здравоохранения города Севастополя по внедрению порядков оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи.

Департамент здравоохранения города Севастополя направил руководителям подведомственных медицинских организаций, ТФОМС и страховых медицинских организаций письмо от 29.08.2023 № 3788/01-04-05.03-18/03/23

Далее приводится текст письма.

Письмом Департамента здравоохранения от 31.07.2023 № 3301/01-04-05.03-18/03/23 до руководителей медицинских организаций доведена информация о необходимости обеспечения выполнения порядков оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи, как инструмента реализации и защиты прав и интересов граждан в сфере охраны здоровья, в том числе в части реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Соблюдение порядков оказания медицинской помощи для медицинских организаций всех форм собственности является не только лицензионным требованием, но и определяющим обстоятельством формирования критериев оценки качества медицинской помощи.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 №785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя. По решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение основных задач деятельности медицинской организации, в том числе решение задач при невыполнении, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций.

Таким образом, в каждой медицинской организации должен быть назначен ответственный за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и создана Комиссия (Служба) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, на заседаниях которой, в том числе должна оцениваться реализация выполнения порядков оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, критериев оценки качества медицинской помощи (приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»).

Приказом Департамента здравоохранения от 15.03.2022 №243 утверждена «Дорожная карта» по поэтапному переходу медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения, к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, главным врачам учреждений здравоохранения и главным внештатным специалистам Департамента здравоохранения поручено принять к исполнению «Дорожную карту».

По результатам оценки реализации клинических рекомендаций ответственный за организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности совместно с Комиссией (Службой) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности обязаны разрабатывать Планы устранения замечаний, добиваться их исполнения, тем самым обеспечивать выполнение клинических рекомендаций в полном объеме (соответствие оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям).

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаю страховым медицинским организациям при проведении экспертиз оказания медицинской помощи, включать оценку организации внутреннего контроля соответствия оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям в медицинской организации.

Лицензионные требования для медицинских организаций всех форм собственности, обязывающие соблюдать порядки оказания медицинской помощи, закреплены пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852.

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения от 30.07.2021 № 738 «О подготовке медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя, к переходу на работу в соответствии с клиническими рекомендациями с 01.01.2022» главными врачами медицинских организаций совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения проведена оценка наличия / отсутствия оснащения медицинских организаций согласно стандартам оснащения кабинетов, отделений стационаров, операционных блоков, дневных стационаров и др. в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов оказания медицинской помощи, принимая во внимание приобретенное оснащение в предыдущие годы и скорректированы перечни необходимого оснащения согласно стандартам оснащения для дальнейшей работы по лицензированию медицинских организаций.

В целом с 2019 года по август 2023 года закуплено 9782 единицы необходимого оснащения согласно стандартам оснащения на сумму 4666,3 млн руб. и благодаря этому стало возможным достижение уровня лицензирования медицинских организаций, от общего количества ранее заявленных и оказываемых медицинских услуг по уведомлениям об осуществлении медицинской деятельности зарегистрированных в реестре Росздравнадзора на 88,1%, при этом доля медицинского оборудования (не старше трех лет) ежегодно в целом повышалась и достигла в зависимости от вида и направления его использования до 85-90%.

Исходя из этого, главным врачам медицинских организаций необходимо до 31.12.2023 года:

обеспечить уровень лицензирования медицинских организаций до уровня 100% от общего количества ранее заявленных и оказываемых медицинских услуг по уведомлениям об осуществлении медицинской деятельности зарегистрированных в реестре Росздравнадзора;

при необходимости дооснастить медицинские организации согласно стандартам оснащения кабинетов, отделений стационаров, операционных блоков, дневных стационаров и др. в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов оказания медицинской помощи за счет всех источников финансирования (бюджет Севастополя, ОМС, внебюджетные источники, средства бюджета Москвы);

обеспечить готовность медицинских организаций к оказанию с 01.01.2024 года медицинской помощи на основе клинических рекомендаций (приказ департамента здравоохранения от 25.08.2023 № 924 «О переходе медицинских организаций города Севастополя к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций до 01.01.2024 года);

обеспечить организацию внутреннего контроля соответствия оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям, предусмотрев в медицинских организациях соответствующих ответственных лиц;

внести соответствующие изменения касающиеся достигнутого уровня лицензирования и стандартов оснащения в Стратегии развития медицинских организаций на 2023-2025 годы, а также отразить мероприятия по развитию новых технологий в существующих объектах здравоохранения и запланированных к вводу новых объектах здравоохранения, сформировать планы обновления ранее приобретенного оснащения за счет всех источников финансирования с целью своевременного планирования материально-технического и кадрового обеспечения.

Комментарий.

1. Федеральным конституционным законом от 10.07.2023 N 4-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12–2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено продление до 1 июля 2025 года срока, в течение которого отдельные виды деятельности (по решению Правительства Российской Федерации) могут осуществляться без соблюдения требований, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате этого до указанной даты обеспечивается возможность осуществления медицинскими организациями, находящимися на территориях Республики Крым и г. Севастополя, медицинской деятельности без получения лицензии.

Кроме того, Федеральным конституционным законом также до 1 июля 2025 года продлевается срок перехода указанных медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утверждённых в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" предусмотрено:

- медицинская помощь в рамках настоящего договора оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 12 типового договора);

- организация гарантирует соответствие материально-технического и кадрового обеспечения Организации на момент оказания медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с настоящим договором требованиям, предусмотренным порядками оказания указанной медицинской помощи (пункт 12 типового договора).

Таким образом, медицинские организации, оказывающие медицинские услуги в рамках ОМС, обязаны соблюдать порядки и стандарты лечения, а также стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы.

3. Помимо административной ответственности за нарушение лицензионных требований к медицинской деятельности, предусмотренной статьей 14.1 КоАП (не применяется в Крыму и Севастополе до 01.07.2025), существует гражданская ответственность медицинских организаций перед пациентами за оказание некачественных медицинских услуг и уголовная ответственность медицинских работников за нанесение вреда здоровью. В указанных случаях определяющим фактором для принятия решения судом является соблюдение порядков, стандартов и клинических рекомендаций.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2 и 3 октября | Семинар в Москве

Работа клиники и врача онлайн. Проведение медицинских осмотров

читать
 
14-15 ноября | Конгресс в Москве

Тотальное регулирование медицинских услуг

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать