Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Регламент проведения общего собрания членов НАМО

Регламент проведения общего собрания членов НАМО

Проведение общего собрания вне населенного пункта нахождения ассоциации с использованием дистанционного участия или заочного голосования


Выделить главное вкл выкл

См. регламент проведения общего собрания членов (pdf) Национальной Ассоциации медицинских организаций, утв. решением Общего собрания учредителей Протоколом № 1 от 12.07.2011 с изменениями, связанными с переименованием организации 11.02.2016
См. протоколы общего собрания членов НАМО

Далее рассмотрены вопросы проведения:

- общего собрания саморегулируемой организации в форме совместного присутствия или заочного голосования;

- заседания вне населенного пункта нахождения ассоциации;

- заседания с использованием дистанционного участия членов саморегулируемой организации в общем собрании.

Содержание

1. Участие в собрании членов ассоциации в форме совместного присутствия

2. Дистанционное участие в общем собрании членов саморегулируемой организации

3. Принятие решения общим собранием членов некоммерческой организации путем заочного голосования

4. Подтверждение результатов голосования протоколом общего собрания

5. Проведение общего собрания в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения юридического лица

Перечень нормативных правовых и судебных актов

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.02.2011 N 13456/10

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127

1. Участие в собрании членов ассоциации в форме совместного присутствия

Согласно пункту 1 статьи 181.1 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ [1] (далее - ГК) решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества).

Согласно пункту 1 статьи 181.2 ГК решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" [3] (далее — закон N 7-ФЗ) общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов.

 

2. Дистанционное участие в общем собрании членов саморегулируемой организации

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 181.2 ГК члены гражданско-правового сообщества могут участвовать в заседании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в заседании, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Такие возможность и способы могут быть установлены законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица.

Согласно пункта 2.1 статьи 16 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" [2] (далее — закон N 315-ФЗ) при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании членов саморегулируемой организации и обсуждения вопросов повестки дня, в том числе принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, включая вопросы исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, без присутствия в месте проведения общего собрания членов саморегулируемой организации.

 

3. Принятие решения общим собранием членов некоммерческой организации путем заочного голосования

Согласно пункта 4.1 статьи 29 закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами (см. пункт 1.1 статьи 181.2 ГК далее, введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 225-ФЗ — прим. авт.).

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации.

Согласно пункта 1.1 статьи 181.2 ГК решение собрания может быть принято без проведения заседания (заочное голосование) посредством отправки, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, не менее чем пятьюдесятью процентами от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества документов, содержащих сведения об их голосовании. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство направивших эти документы участников гражданско-правового сообщества.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 225-ФЗ)

Таким образом, данная норма ГК, принятая после закона N 7-ФЗ, не исключает проведение заочного голосования для принятия решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, и не требует определения порядка проведения заочного голосования в уставе.

Согласно пункта 1.2 статьи 181.2 ГК законом, единогласным решением участников гражданско-правового сообщества или уставом юридического лица может быть предусмотрено совмещение голосования на заседании и заочного голосования.

Таким образом, совмещение голосования на заседании и заочного голосования требует внесения изменений в устав.

 

4. Подтверждение результатов голосования протоколом общего собрания

Согласно пункта 3 статьи 181.2 ГК проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании, а также результаты заочного голосования подтверждаются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160), и подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов.

Согласно пункта 4 статьи 181.2 ГК в протоколе должны быть указаны:

1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов;

2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;

6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;

7) сведения о лицах, подписавших протокол.

 

5. Проведение общего собрания в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения юридического лица

Законодательством не закреплены требования к месту проведения общего собрания участников (членов) ассоциации. В отношении ООО закреплено законодательно, что данный вопрос может быть решен в уставе или же другом внутреннем документе компании. В отличие от ООО, законом об АО закреплено, что общее собрание обязано проводиться в поселении, которое является местонахождением компании, а также возможно в уставе закрепить и другое место проведения собрания.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.02.2011 N 13456/10 [4] суд удовлетворил требование о признании недействительным решения внеочередного общего собрания участников общества, поскольку проведение общего собрания участников общества в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, привело к необоснованному ограничению права истцов принять участие в управлении обществом.

По мнению истцов, проведение внеочередного общего собрания участников вне места нахождения общества нарушает их право на участие в управлении делами этого общества. Кроме того, в уведомлении о предстоящем внеочередном общем собрании участников общества не был указан точный адрес его проведения, по данному адресу имеется несколько строений (домов, коттеджей).

Суды трех инстанций сочли доводы истцов необоснованными поскольку истцы, обладающие в совокупности 40 процентами голосов и не участвовавшие в голосовании, не могли повлиять на его результаты.

Между тем суды не учли следующее.

В направленных истцам уведомлениях не был указан адрес, по которому можно было установить конкретное место проведения общего собрания участников. Отсутствие у объекта почтового адреса также свидетельствует о том, что место проведения общего собрания точно не определено.

Реальная и необременительная возможность участия участников общества в общем собрании обеспечивается его проведением в населенном пункте, являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом или внутренним документом общества, регулирующим порядок деятельности общего собрания. Проведение же общего собрания участников в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, если при этом создаются затруднения для участия в собрании (например, из-за труднодоступности места, неоправданных расходов для участников), должно расцениваться как существенное нарушение порядка созыва собрания.

Согласно уставу общества местом его нахождения является город Красноярск (Красноярский край). Исполнительный орган общества, принимая решение о проведении общего собрания на территории Алтайского края, не мотивировал его, выбор этого места не связан с особенностями хозяйственной деятельности общества и привел в данном случае к необоснованному ограничению права истцов принять участие в управлении обществом.

Высший Арбитражный Суд не согласился с мнением нижестоящих судов, указав при этом следующее. В соответствии с п.2 ст.43 Закона об ООО, возможность отказа в иске о признании решения общего собрания недействительным существует лишь при наличии одновременно нескольких условий: 1) голосование участника общества, подавшего заявление, не могло повлиять на результаты голосования; 2) допущенные нарушения не являются существенными; 3) решение не повлекло причинение убытков данному участнику общества.

Как было установлено в ходе разбирательства, внеочередное общее собрание было проведено вне места нахождения общества, при этом в извещении, направленном участникам общества, отсутствовали сведения о точном месте проведения собрания (по указанному адресу находилось несколько строений). Как указал ВАС РФ, проведение общего собрания участников в населенных пунктах, расположенных вне места нахождения общества, если при этом создаются затруднения для участия в собрании (например, из-за труднодоступности места, неоправданных расходов для участников), должно расцениваться как существенное нарушение порядка созыва собрания. Таким образом, отсутствует совокупность условий, предусмотренная п.2 ст.43 Закона об ООО, поэтому решение общего собрания не может быть оставлено в силе.

При этом согласно пункта 4 статьи 181.4 ГК решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Таким образом, в общем случае существенное нарушение порядка созыва собрания не является основанием для отмены решения собрания ассоциации судом. В данной норме отказ в отмене судом решения собрания увязывается с: 1) влиянием голосования истца на принятие спорного решения и 2) возникновением существенных неблагоприятных последствий для этого лица.

Согласно пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 [5] суд в отношении акционерного общества, установил, что проведение общего собрания вне пределов Российской Федерации и местах, отдаленных от места нахождения общества, может препятствовать участию акционеров в общем собрании акционеров и является злоупотреблением правом.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд указывает на недопустимость проведения общего собрания, если при этом умышленно создаются условия, препятствующие участию в нем. Несмотря на это, суды нижестоящих инстанций неохотно отменяют решения общего собрания на этом основании, руководствуясь соображениями сохранения стабильности гражданского оборота.

Если в уставе закреплена возможность выбора проведения собрания (либо по местонахождения компании, либо в другом месте), то выбор места должен зависеть от количества голосов необходимых для принятия решения по конкретным вопросам повестки дня. То есть, если голоса участников не смогут повлиять на принятие решения, то проведение собрания в другом месте отличном от местонахождения компании вряд ли можно будет назвать злоупотреблением правом.

выбор редакции

статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
новость
Во исполнение решения ФАС Минздрав установил требования к услугам по организации здравоохранения и медицинской статистике
14 Апреля 2021

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту Правил предоставления платных медицинских услуг
19 Марта 2021

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту Положения о лицензировании медицинской деятельности
19 Марта 2021

читать
статья
Минэкономразвития приняло отрицательное решение в отношении проекта положения о лицензировании медицинской деятельности
09 Декабря 2020

читать
 
Семинар в Москве

17 и 18 фев | ЕГИСЗ: цифровое рабство

читать
 
Форум в Крыму

31 мар 1 апр | II-й Форум в Крыму

читать
 
Форум в Рязани

19-20 мая | VII-й Форум ЦФО

читать
 
privatmed.ru

Информационный ресурс для частных медицинских организаций

читать
 
csi-med.ru

Центр стратегических инициатив Частное здравоохранение

читать
 
база знаний сро

ответы на вопросы о надзоре и судебной практике

читать