
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
Борисов Д.А. / 14 Февраля 2025 / просмотров 4573
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииПроверки прокуратурой передачи сведений в ЕГИСЗ медицинскими организациями частной системы здравоохранения
Борисов Д.А.
Выделить главное вкл выкл
Обновления материала
14.02.2025. Добавлен вопрос 1 об обязательности передачи электронных медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ для частной медицинской организации
07.05.2024. Добавлен Раздел 4. Предостережение от 02.05.2024, выданное Росздравнадзором частной медицинской организации, не передающей электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
Вопрос 1. Пожалуйста прокомментируйте информацию о сроках начала передачи электронных медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ, якобы можно тянуть до 2027 года.
Есть уточнение, что если работаете в ОМС, то это обязательное требование. Все кто идут по ОМС для них обязательное оформление СЭМД в РЭМД.
Обоснование:
1. На основании Приказа Минздрава России от 07.09.2020 N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов" (срок действия с 1 февраля 2021 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу):
- согласно пункта 4 в случае принятия медицинской организацией решения о ведении медицинской документации в форме электронных медицинских документов полностью или частично на основании решения руководителя;
2. На основании Методических рекомендаций по переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов. Версия 1.0, утв. Министерством здравоохранения РФ 5 августа 2021 г., см. раздел III, п. 4 - медицинская организация самостоятельно принимает решение о полном или частичном ("смешанный документооборот") переходе на ведение медицинской документации в форме электронных медицинских документов без дублирования на бумажных носителях, а также о сроках такого перехода, исходя из своей технической готовности.
Ответ на вопрос 1. К сожалению, эти документы мне хорошо знакомы.
Во-первых, методические рекомендации не являются нормативным правовым документом.
Во-вторых, в обоих документах речь идет об отказе от дублирования медицинской документации на бумажных носителях, действительно это вопрос добровольный.
В-третьих, согласно, подпункта "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, лицензионным требованием является размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N 140, посредством медицинской информационной системы.
В-четвертых, приложением N 7 к Приказу Росздравнадзора от 11.02.2022 N 973 предусмотрен соответствующий контрольный вопрос о передаче сведений в РЭМД ЕГИСЗ (см. пункт 20).
Таким образом, обязанность по передаче электронных документов в РЭМД — это лицензионное требование, контролируемое Росздравнадзором, при этом организация вправе отказаться от дублирования медицинской документации на бумажных носителях, а может и не отказываться.
Далее приводятся тексты писем и запросов органов власти в отношении исполнения обязанности медицинскими организациями частной системы здравоохранения по передаче сведений в ЕГИСЗ, ФРМО, ФРМР и РЭМД
Содержание
1. Письмо Минздрава России от 19.04.2024 № 18-5/И/2-7401 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и с целью контроля реализации мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение» (далее – федеральный проект) в части достижения результата «Не менее 20% медицинских организаций частной формы собственности, оказывающих медицинскую помощь на территории субъекта Российской Федерации, предоставляют электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента «Моё здоровье» на ЕПГУ» сообщает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» утверждено Положение о ЕГИСЗ (далее – Положение).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 44 Положения, поставщиками информации в ЕГИСЗ являются медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. На основании пункта 36 Положения, поставщики информации обязаны размещать информацию в подсистему «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ сведения о медицинской документации и информацию о медицинской организации, в которой медицинская документация создана.
В настоящее время число медицинских организаций частной формы собственности, осуществляющих передачу структурированных электронных медицинских документов на регистрацию в «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ недостаточно для выполнения запланированного результата федерального проекта и приводит к нарушению прав граждан в доступе к информации о медицинских документах, сформированных по результатам оказанных медицинских услуг в медицинских организаций частной формы собственности (перечень медицинских организаций частной формы собственности, не реализовавших интеграцию с подсистемой «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ и не предоставляющих электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента «Моё здоровье» на ЕПГУ прилагается).
На основании вышеизложенного, прошу:
- довести до сведения руководителей медицинских организаций частной формы собственности информацию о необходимости регистрации структурированных электронных медицинских документов в подсистеме «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ в кратчайшие сроки;
- проинформировать руководителей медицинских организаций частной формы собственности о возможности реализации интеграции с подсистемами ЕГИСЗ через иные информационные системы, подключённые к ЕГИСЗ (перечень иных информационных систем расположен по ссылке:
https://nsi.rosminzdrav.ru/dictionaries/1.2.643.5.1.13.13.99.2.112/passport/6.25);
- подготовить информацию о медицинских организациях частной формы собственности, фактически осуществляющих медицинскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации в настоящее время, с указанием плановых сроков регистрации структурированных электронных медицинских документов в подсистеме «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ согласно прилагаемой таблице. Принять во внимание необходимость достижения результата федерального проекта «Не менее 20% медицинских организаций частной формы собственности, оказывающих медицинскую помощь на территории субъекта Российской Федерации, предоставляют электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента «Моё здоровье» на ЕПГУ»;
- представить в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации в срок до 17.05.2024 в установленном порядке и на адрес электронной почты: podved@minzdrav.gov.ru информацию об исполнении настоящего поручения.
Приложение:
1. Перечень медицинских организаций частной формы собственности, не реализовавших интеграцию с подсистемой «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ и не предоставляющих электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента «Моё здоровье» на ЕПГУ в формате xlsx.
2. Шаблон таблицы информации о медицинских организациях частной формы собственности в формате xlsx.
2. Запрос Департамента здравоохранения _ автономного округа 24.04.2024 в частные медицинские организации
Департамент здравоохранения _ автономного округа, на основании письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 2024 года № 18-5/И/2-7401 (письмо прилагаем) информирует Вас о необходимости соблюдения норм постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», которым утверждено Положение о ЕГИСЗ (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом «к» пункта 44 Положения, поставщиками информации в ЕГИСЗ являются медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
На основании пункта 36 Положения, поставщики информации обязаны размещать в подсистему «Федеральный реестр электронных медицинских документов» (далее - РЭМД) ЕГИСЗ сведения о медицинской документации и информацию о медицинской организации, в которой медицинская документация создана.
Учитывая вышеизложенное, информируем Вас о необходимости обеспечить регистрацию структурированных электронных медицинских документов в подсистеме «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ в кратчайшие сроки. В случае отсутствия медицинской информационной системы в Вашей медицинской организации, обеспечить реализацию интеграции с подсистемами ЕГИСЗ возможно через иные информационные системы, подключённые к ЕГИСЗ (перечень иных информационных систем расположен по ссылке:
https://nsi.rosminzdrav.ru/dictionaries/1.2.643.5.1.13.13.99.2.112/passport/6.25)
В целях подготовки ответа в Министерство здравоохранения Российской Федерации просим Вас, не позднее 06 мая 2024 года, предоставить информацию о плановых сроках регистрации структурированных электронных медицинских документов в подсистеме «Федеральный реестр электронных медицинских документов» ЕГИСЗ согласно прилагаемой таблице.
3. Запрос прокуратуры от 25.03.2024 о причинах неразмещения предусмотренных законодательством сведений в ЕГИСЗ
ЗАПРОС
О предоставлении сведений и документов
Прокуратурой района по срочному поручению прокуратуры области проводится проверка по информации Территориального органа Росздравнадзора по вопросу нарушения лицензионных требований медицинскими организациями при внесении предусмотренной законодательством информации в Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМР ЕГИСЗ), Федеральный реестр медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМО ЕГИСЗ) и Реестр электронных медицинских документов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЭМД ЕГИСЗ).
По представленным сведениям в адрес медицинских организаций со стороны Территориального органа Росздравнадзора неоднократно направлялись информации о необходимости устранения нарушений обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, проводилось телефонное консультирование, но организации от исполнения обязательных требований уклонились.
Порядок и сроки размещения информации установлены Положением о ЕГИСЗ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 № 140.
Учитывая изложенное, на основании статьи 22 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Вам необходимо не позднее 08.04.2024 представить в прокуратуру района сведения о причинах неразмещения предусмотренных законодательством сведений, наличия фактов отсутствия необходимых медицинских работников и медицинского оборудования.
И.о. прокурора района младший советник юстиции.
4. Предостережение от 02.05.2024, выданное Росздравнадзором частной медицинской организации, не передающей электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
Рассмотрим пример предостережения. Отметка о размещении (дата и учетный номер) сведений о предостережении в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий ПМ N _ от 02.05.2024.
В адрес Территориального органа Росздравнадзора по _ области из Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения поступило поручение от 12.04.2024 N 02-24781/24 "Об исполнении поручения Министра здравоохранения Мурашко М.А. по контролю за внесением сведений в ЕГИСЗ" (вх. N ВЗ3-2004/24 от 12.04.2024).
Так, в результате анализа представленных к поручению материалов установлено, что ООО _ не реализовало интеграцию с подсистемой "Федеральный реестр электронных медицинских документов" ЕГИСЗ и не предоставляет электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ, что является не соблюдением требований статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и подпункта "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852.
Таким образом, в действиях ООО _ усматриваются признаки нарушений лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и отсутствуют данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Указанные действия (бездействие) могут привести / приводят к нарушениям следующих обязательных требований.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1048, согласно которому предметом государственного контроля (надзора) является, в том числе, соблюдение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
Лицензиат должен соответствовать лицензионным требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
- размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система). Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Единая система включает в себя сведения, указанные в части 3 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - Положение о ЕГИСЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения о ЕГИСЗ Единая система включает в себя федеральный реестр электронных медицинских документов.
Состав информации, размещаемой в единой системе, приведен в Приложении N1, а состав информации, предоставляемой пользователям единой системы, приведен в Приложении N2 (пункт 5 Положения о ЕГИСЗ).
Федеральный реестр электронных медицинских документов представляет собой подсистему единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится (пункт 15 Положения о ЕГИСЗ).
Пунктом 16 Положения о ЕГИСЗ установлено, что Федеральный реестр электронных медицинских документов обеспечивает:
а) получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
б) преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам с согласия пациента (его законного представителя) доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
в) предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
г) представление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями, в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 36 пункта 4 Положения о ЕГИСЗ, поставщики информации обязаны размещать информацию в единой системе в составе и сроки, которые приведены в Приложении N 1 к настоящему Положению, а по информационным ресурсам, предусмотренным пунктом 17 настоящего Положения, размещение информации осуществляется с учетом установленных Правительством Российской Федерации правил ведения соответствующих информационных ресурсов.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 44 Положения о ЕГИСЗ, поставщиками информации в единую систему являются медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Пунктом 45 Положения о ЕГИСЗ установлено, что поставщики сведений в единую систему обеспечивают:
- актуальность и достоверность сведений, представляемых в единую систему (подпункт "б");
- работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с единой системой (подпункт "в");
- выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований по защите информации в информационных системах (подпункт "д").
Кроме того, согласно пункту 29 Раздела V "Федеральный реестр электронных медицинских документов" Состава информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N 140, медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения представляют в течение одного рабочего дня со дня формирования медицинского документа или при изменении информации о месте его хранения, сведения о медицинской документации и информация о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится.
Не размещение в ЕГИСЗ в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведений в составе, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N140, приводят к нарушениям перечисленных обязательных требований и лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленных подпунктом "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Так, по данным Единого реестра лицензий, Общество с ограниченной ответственностью _ осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности N _ от 17.11.2020, сроком действия - бессрочно.
Однако, в результате анализа представленных к поручению материалов установлено, что ООО _ не реализовало интеграцию с подсистемой "Федеральный реестр электронных медицинских документов" ЕГИСЗ и не предоставляет электронные услуги и сервисы для граждан в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на ЕПГУ.
Учитывая вышеизложенное, в деятельности ООО _ усматриваются признаки нарушений требований, установленных подпунктом "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части осуществления деятельности с несоблюдением лицензионных требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации, и отсутствуют данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
ОБЪЯВЛЯЮ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
о недопустимости нарушения обязательных требований и
ПРЕДЛАГАЮ:
Принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации и обеспечить осуществление деятельности в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности N _ от 17.11.2020, а именно: разместить информацию в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения с соблюдением требований статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 36 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 N140, что предусмотрено подпунктом "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, в срок до 17.06.2024.
Доступ ограничен
Доступ ограничен для неавторизованных пользователей
Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям
Подробнее см. процедуру авторизации