Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Презентация Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО)

Презентация Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО)

Мисюлин Сергей Сергеевич, кандидат медицинских наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Национальная Ассоциация является эффективной платформой для интеграции частных организаций в национальную систему здравоохранения

Мисюлин С.С.


Выделить главное вкл выкл

Национальная Ассоциация медицинских организаций (НАМО) является самой крупной организацией, объединяющей участников рынка медицинских услуг

 

Содержание

1. Об Ассоциации

2. Преимущества для членов НАМО

3. Алгоритм вступления в члены НАМО

4. Мероприятия, проводимые при поддержке НАМО

5. Результаты деятельности НАМО

6. Разработка методических материалов НАМО

 

1. Об Ассоциации

Национальная Ассоциация медицинских организаций (НАМО) — это первая саморегулируемая организация, объединившая субъектов предпринимательской деятельности в системе Российского здравоохранения.

На момент создания в 2011 году Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских центров и клиник», которое в 2016 году было преобразовано в НАMО, объединяло 25 медицинских организаций.

На первом этапе задачей объединения являлось приобретение статуса саморегулируемой организации. В январе 2012 года нашей организации впервые в России был присвоен статус саморегyлируемой организации по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг (регистрационный номер N 0238 в Росреестре).

Сегодня это крупнейшее объединение частных медицинских организаций, которое представляет интересы частной системы здравоохранения в 66 регионах России. Члены Ассоциации осуществляют деятельность по 370 адресам. В основе деятельности НАMО добровольное объединение участников отрасли, формирование между ними горизонтальных связей для неформального общения и обмена опытом.

Основной целью деятельности ассоциации являются защита интересов своих членов и интеграция частных медицинских организаций в национальную систему здравоохранения.

На практике государственная политика в сфере здравоохранения направлена на развитие и поддержку исключительно государственных и муниципальных учреждений. Мы выступаем за устранение препятствий и ограничений для частных медицинских организаций, их полноценное вовлечение в решение проблемы доступности качественной медицинской помощи для граждан.

На конец 2022 года Ассоциация объединяла 217 юридических лиц из 62 регионов РФ, что составляет более 2/3 от общего количества регионов РФ

 

Рейтинг членов НАМО (Топ 30*)

* по объему выручки в 2023 году, в млн. рублей

1. ООО «МедицинаАльфаСтрахование», Москва 2900
2. ООО «Центр инновационных технологий», Москва 1800
3. ООО «Лечебный центр», Москва 1500
4. ООО «Клиника Эксперт Тверь» 1200
5. ООО «Больница для всей семьи», Ижевск 813
6. ООО «Клиника Эксперт Иркутск» 784
7. ООО «Медассист-К», Курск 776
8. ЗАО МЦК, Москва 757
9. ООО МЦ «МИРТ», Кострома 741
10. ООО МЦ «Мой доктор», Брянск 580
11. ООО «Палитра», Владимир 547
12. ООО Доктор Линз Консалтинг», Москва 525
13. ООО «МастерСлух», Таганрог 502
14. ООО «Клиника Эксперт Хабаровск» 491
15. ООО «Клиника Эксперт Пермь» 483
16. ООО ЦДД «Тонус Премиум», Н-Новгород 427
17. ООО «Медина», Электросталь 426
18. ООО «Центр реабилитации», Обнинск 423
19. ООО «Надежда», Тамбов 413
20. ООО «Клиника Эксперт Воронеж» 409
21. ООО МЦ «Еламед», Рязань 406
22. ООО «Сибирь», Подольск 385
23. ООО «Мир здоровья» , Кострома 382
24. ООО «Клиника Эксперт Курск» 380
25. ООО Институт репродуктивной медицины», Москва 368
26. ООО «Эксперт», Новокузнецк 355
27. ООО «МРТ Эксперт Новосибирск» 344
28. ООО «Клиника Эксперт Тула» 340
29. ООО «Сибирское здоровье», Ноябрьск 312
30. ООО «ЦСМ Клиника Больничная», Томск 306

Инфографика. Рост числа членов НАМО

 

Ассоциация в лицах

Мисюлин Сергей Сергеевич, к.м.н., исполнительный директор НАМО, член Экспертного совета по здравоохранению ФАС, г. Москва

Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., председатель правления НАМО, член Экспертного совета ФАС по здравоохранению, г. Москва

Лактионова Людмила Валентиновна, д.м.н., профессор, член правления НАМО, заместитель директора ЗАО «МЦК», г. Москва

Шерстобоев Владислав Васильевич, DBA, Президент НАМО, Генеральный директор, член совета директоров группы компаний «ЭКСПЕРТ», г. Липецк

Латышева Елена Юрьевна, экс Президент НАМО, Председатель совета директоров группы компаний «ЭКСПЕРТ», г. Липецк

Бала Михаил Анатольевич, д.м.н., профессор, академик РАЕ, независимый член правления НАМО, г. Елец, Липецкая область

Клопова Ирина Александровна, независимый член правления НАМО, адвокат, член Адвокатской Палаты Московской области, г. Москва

Кравцов Александр Павлович, DBA, член правления НАМО, председатель Совета директоров медицинского центра «Палитра», г. Владимир

Рабцун Евгений Анатольевич, к.м.н., экс Президент НАМО, управляющий партнер и генеральный директор группы компаний «САНТАЛЬ», г.Томск

Морозова Людмила Викторовна, член правления НАМО, генеральный директор «ММЦ Медикал Он Груп-Балашиха», Московская область

Попенко Николай Анатольевич, член правления НАМО, член общественного совета УФАС по Тюменской области, г.Тюмень

 

Предпосылки создания НАМО

В России насчитывается (по данным Росздравнадзора на 2017 год) 50 300 частных медицинских организаций и 7 803 государственных ЛПУ, всего в России (по данным Минздрава на 2017 год) 550 000 врачей, 250 000 врачей работают в частных клиниках и центрах, в том числе совмещая работу в государственных учреждениях, 65% населения пользуются услугами частной медицины.

При этом до сих пор на практике государственная политика в части специальных программ развития и государственной поддержки применяются только для государственной системы здравоохранения. Существует необходимость устранения ограничений для частного здравоохранения:
- по оказанию ряда медицинских услуг (проведение медико-социальной экспертизы, обследование врачом-психиатром/наркологом при проведении обязательного мед. освидетельствования водителей, пр.);
- по выделению объемов ОМС;
- по оказанию помощи по государственному заказу;
- по получению досрочной пенсии.

В целом можно отметить неадекватность нормативно-правового регулирования, административные барьеры и противоречивое влияние государства на рынок медицинских услуг.

Основной целью деятельности НАМО является объединение медицинских организаций частной системы здравоохранения

Инфографика. Один в поле не воин

Инфографика. Вместе мы – сила!

 

Цели деятельности НАМО

Содействие развитию частной системы здравоохранения Российской федерации.

Решение задач по интеграции частной медицины в общегосударственную систему здравоохранения и построение единой национальной системы здравоохранения без ее разделения по форме собственности.

Развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг.

Участие в формировании государственной политики в сфере здравоохранения.

Содействие государству в реализации и решении задач:
- по повышению доступности и качества медицинской помощи;
- по повышению эффективности медицинских услуг, в том числе эффективности расходования государственных средств на программы развития национальной системы здравоохранения.

Создание условий привлечения частных инвестиций в систему здравоохранения и увеличения инвестиционной привлекательности отрасли в целом.

Представление и защита членов СРО в органах государственной власти при осуществлении мер государственного регулирования.

Координация деятельности, укрепления единства и взаимопомощи членов СРО.

Повышение в обществе авторитета и общественной значимости деятельности членов Ассоциации.

Внедрение системы сертификации качества продукции, работ и услуг членов Ассоциации.

Разработка и внедрение системы профессионального обучения и аттестации работников членов Ассоциации.

 

Предмет деятельности НАМО

Участие в деятельности общественных советов, создаваемых при федеральных и региональных министерствах здравоохранения, Росздравнадзора, Роспотребнадзора.

Участие в работе экспертных советов по вопросам конкуренции в ФАС России и ее территориальных управлений.

Взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти и надзорными органами — Минздравом, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФАС, Прокуратурой.

Устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг.

Разработка стандартов СРО для заполнения пробелов нормативно-правового регулирования.

Обеспечение соблюдения законности при осуществлении медицинской деятельности членами СРО.

Контроль СРО за соблюдением органами власти прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Подготовка для внесения в установленном порядке предложений в законодательные и иные нормативно-правовые акты.

Оказание информационной, методической и консультационной поддержки членам СРО.

 

Основные задачи НАМО

Задачи НАМО, утв. протоколом Правления № 44 от 17.11.2016, включают в себя защиту прав при проведении проверок, взаимодействие и обучение членов, подготовку рекомендаций, ответы на вопросы:
1. Исполнение Федерального закона от 01.12.2007  N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях".
2. Соблюдение членами НАМО при осуществлении медицинской деятельности законодательства, контролируемого Росздравнадзором и Роспотребнадзором.
3. Соблюдение законности при проведении проверок членов Росздравнадзором и Роспотребнадзором.
4. Обеспечение регулярного взаимодействия с членами.
5. Содействие обучению сотрудников членов НАМО.
6. Развитие Ассоциации, взаимодействие и обмен опытом с другими некоммерческими организациями.

 

2. Преимущества для членов НАМО

Медицинская деятельность в значительной степени регулируется государством. Минздравом России ежегодно издается огромное количество приказов, затрагивающих различные аспекты медицинской деятельности.

За редким исключением, ни одна медицинская организация не в состоянии отслеживать происходящие изменения, тем более самостоятельно своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия. В результате обобщения вопросов, поступающих от наших членов, НАМО помогает избежать ошибок, связанных с нарушением обязательных требований, прав пациентов, минимизировать риски и снизить расходы на выполнение указанных требований, что в совокупности позволяет эффективно защищать интересы наших членов.

Помимо вопросов, отнесенных Уставом к компетенции ассоциации, эксперты НАМО участвуют в подготовке предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, во взаимодействии с органами власти и формулировании к ним запросов, защите интересов наших членов, отвечают на вопросы правового характера, связанные с соблюдением требований к осуществлению медицинской деятельности, готовят методические рекомендации (в настоящее время подготовлено около 80 методических рекомендаций) и формируют базу знаний на сайте, которая включает более 500 тем.

При участии НАМО были подготовлены сотни запросов в органы государственной власти с просьбой о разъяснении применения норм права, ответы на которые позволили в полной мере организовать работу врачебного звена. Приведем несколько примеров.

1. Запрос от 17.10.2023 в Минздрав России с просьбой разъяснить правила организации оказания медицинской помощи взрослому населению с доброкачественным новообразованием молочной железы. Минздравом подготовлены разъяснения от 28.12.2023, которые способствовали организации работы врачей-онкологов сети «ЭКСПЕРТ».

2. Запрос в Минздрав от 07.08.2023 в Минздрав России с просьбой разъяснить возможность коррекции назначенного на очном приеме лечения врачом другой медицинской организации при оказании услуг с применением телемедицинских технологий. Минздравом подготовлены разъяснения от 07.09.2023, которыми определен четкий порядок предоставления возможности корректировки лечения только тем врачом, который данное лечение назначил. В группе компаний «ЭКСПЕРТ» организована возможность корректировки лечения только тем врачом, к которому пациент обращался ранее на очном приеме.

3. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р "О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ" было предусмотрено достижение показателя "доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС" к 2018 году в размере не менее 10 %.

Член правления НАМО Попенко Николай Анатольевич обратил внимание ФАС России, что пунктом 6.4.1 Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции Тюменской области, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 31.12.2019 N 1824-рп, указанный показатель был установлен в размере 5 %. Более 2 млрд. руб. в год недополучали частные организации из фонда ОМС на оказание медицинской помощи в 2018 — 2023 годах.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 28.12.2023 N 1319-рп указанный показатель был установлен в размере 10 %.

 

Соглашения НАМО в интересах своих членов

НАМО заключило ряд соглашений, направленных на предоставление членам НАМО специальных условий, с партнерами: 1) ООО «ЭлНетМед» - официальным оператором, уполномоченным Миниздравом России на передачу данных в ЕГИСЗ; 2) Ассоциацией юристов медицинских клиник (АЮМК), объединяющих адвокатов и медицинских юристов; 3) Национальным институтом независимой медицинской экспертизы (НИМЭ), проводящим до судебную экспертизу; 4) Правообладателем Автоматизированной системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

 

3. Алгоритм вступления в члены НАМО

Вступить в нашу Ассоциацию очень просто, для этого необходимо: 1) отправить на электронную почту med-sro@mail.ru заявление по установленной форме, 2) пройти проверку и 3) уплатить взносы.

Проверка проводится на основании договора с аккредитованной организацией и не требует от медицинской организации раскрытия какой-либо информации, в т. ч. касающейся вопросов экономической деятельности.

Проверка проводится без взаимодействия с проверяемым лицом путем сбора информации из: 1) открытых источников в сети интернет, 2) государственных информационных систем, специальных ресурсов, включая ЕГРЮЛ, реестров лицензий, малых и средних предприятий, дисквалифицированных лиц, лиц, являющихся членами финансовой группы.

В процессе проверки анализируются: 1) финансовое положение, 2) наличие задолженности перед бюджетом, 3) наличие необходимой информации на официальном сайте организации, 4) наличие судебных дел, 5) участие в конкурсах (государственных закупках), 6) отзывы пациентов и контрагентов.

Центр стратегических инициатив «Частное здравоохранение» (c 20.12.2022 Ассоциация независимых экспертов «Частное здравоохранение») является аккредитованной организацией, с которой заключается договор на проведение проверки с кандидатом в члены НАМО. Согласно пункта 4 Правил проведения проверки кандидата в члены НАМО стоимость проверки зависит от количества видов работ (услуг) в лицензии без учета видов помощи и условий ее оказания. Например, хирургия в амбулаторных условиях и условиях стационара учитывается один раз.

В настоящее время проводятся документарные проверки из расчета 500 рублей за один вид работ (услуг). За каждый адрес осуществления медицинской деятельности, указанный в лицензии, стоимость проверки рассчитывается отдельно. При этом минимальная сумма оплаты за проверку составляет 5 000 рублей, а максимальная сумма не зависит от количества видов работ (услуг) и адресов, составляя 10 000 рублей за документарную проверку.

В НАМО действует лояльная система уплаты членских взносов. Положением о членских взносах предусмотрены:

1. Взнос в компенсационный фонд в размере 3 000 (Трех тысяч) рублей и вступительный взнос в размере 25 000 (Двадцати пяти тысяч) рублей уплачиваются однократно при вступлении.

2. Ежегодный взнос уплачивается (при вступлении и в последующие годы не позднее 31 января) за текущий год в размере 30 000 (Тридцати тысяч) рублей. Плата уменьшается, если количество работ (услуг), указанных в лицензии по данному адресу без учета видов помощи и условий осуществления деятельности, не превышает 10. Предельный размер ежегодного взноса составляет 60 000 (Шестьдесят тысяч) рублей.

На сайте НАМО можно рассчитать размер взносов.

Инфографика. Алгоритм вступления в члены НАМО

 

4. Мероприятия, проводимые при поддержке НАМО

НАМО содействует проведению форумов, конгрессов и семинаров для руководителей и специалистов медицинских организаций. На мероприятиях обсуждаются актуальные вопросы управления кадрами, финансирования и др.

Докладчики приглашают участников к живому диалогу, что создает дружескую непринужденную атмосферу и хорошее настроение

Участники форумов неизменно демонстрируют неподдельный интерес к актуальным темам, обсуждаемым на мероприятиях

Участники активно устанавливают деловые контакты для обмена опытом, как на мероприятиях, так и после их проведения, посещая медицинские организации коллег. Приятное общение хороших знакомых, регулярно встречающихся на мероприятиях, оставляет незабываемые впечатления.

Неформальное общение в кулуарах, установление контактов и формирование деловых связей - неотъемлемая часть любого форума

14 и 15 ноября 2024 года в Москве запланировано проведение IХ-го Национального Конгресса частных медицинских организаций на тему «Что может предложить частная медицина в условиях тотального государственного регулирования медицинских услуг?».
22 и 23 мая 2025 года во Владимире запланировано проведение XXI-го Форума частных медицинских организаций регионов России.

 

Работа любого форума начинается с приема и регистрации гостей, выступающих и участников мероприятия

Фото на память позволяет запечатлеть незабываемые моменты общения хороших знакомых, регулярно встречающихся на форумах

 

Результаты проведения мероприятий

В 2012 - 2024 годах было проведено 8 Национальных конгрессов и 20 Форумов частных медицинских организаций, на каждом конгрессе присутствовали представители более половины субъектов РФ. Мероприятия проводились при участии представителей Минздрава РФ, ФАС России, Роспотребнадзора, депутатов Государственной Думы.

Участниками Конгрессов были приняты и направлены резолюции в органы власти - Государственную Думу, ФАС, Минздрав, Минэкономразвития, Правительство РФ.

 

Организация семинаров

НАМО совместно c Центром стратегических инициатив «Частное здравоохранение» участвует в организации семинаров по медико-правовым вопросам для специалистов медицинских организаций.

Семинары пользуются неизменным спросом со стороны слушателей

В 2011 — 2024 годах Национальная ассоциация совместно с Центром стратегических инициатив «Частное здравоохранение» провела более 70 семинаров для руководителей частных медицинских организаций в 25 городах РФ и подготовила более 100 брошюр по медико-правовым вопросам организации медицинской деятельности для:
- создания единого информационного поля для участников Национальной Ассоциации;
- обмена практикой судебных разбирательств;
- распространения новостей нормативно-правового регулирования.

 

Хронология мероприятий

В 2024 году был проведен XX-й Форум частных медицинских организаций регионов России 23 и 24 мая 2024 года в Санкт-Петербурге.

Дискуссионная сессия XX-го Форума частных медицинских организаций регионов России 23 и 24 мая 2024 года в Санкт-Петербурге

В 2023 году были проведены XIX-й Форум частных медицинских организаций регионов России 12 и 13 октября 2023 года в Иваново и XVIII-й Форум частных медицинских организаций регионов России 24 и 25 апреля 2023 года в Нижнем Новгороде.

XIX-й Форум частных медицинских организаций регионов России 12 и 13 октября 2023 года в Иваново

XVIII-й Форум частных медицинских организаций регионов России 24 и 25 апреля 2023 года в Нижнем Новгороде

Михалева Ольга Владимировна, со-организатор XVIII-го Форума, генеральный директор сети клиник «ТОНУС», г.Нижний Новгород

В 2022 году были проведены VII-й Форум частных медицинских организаций Центрального Федерального Округа России 19 и 20 мая 2022 года в Рязани и VIII-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций 20-21 октября 2022 года в Москве.

VII-й Форум частных медицинских организаций Центрального Федерального Округа России 19 и 20 мая 2022 года в Рязани

Дискуссионная сессия VII-го Форума частных медицинских организаций Центрального Федерального Округа России 19 мая 2022 года в Рязани

В 2021 году были проведены VI Форум частных медицинских организаций ЦФО в Ярославле и I Форум частных медицинских организаций ЮФО в Симферополе.

VI Форум частных медицинских организаций Центрального федерального округа 13 и 14 мая 2021 года в Ярославле

В 2020 году был проведен V-й Форум частных медицинских организаций ЦФО во Владимире.

В 2019 году были проведены VI-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве и IV Форум частных медицинских организаций ЦФО в Калуге.

В 2018 году были проведены V-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве и III Форум частных медицинских организаций ЦФО в Туле.

В 2017 году были проведены II-й Форум частных медицинских организаций ЦФО в Твери и конференция в Москве на тему "Правовые основы медицинской деятельности".

В 2016 году были проведены I-й Форум частных медицинских организаций ЦФО в Ярославле, конференция в Курске на тему "Развитие потенциала частных медицинских организаций", II-й Форум частных медицинских организаций Поволжья в Саратове и IV-й Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве.

В 2015 году при участии НАМО совместно с региональными организациями организованы и проведены 7 региональных круглых столов в Курске, Ярославле, Туле, Воронеже, Твери, Калининграде и Якутске, а также III-й Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве.

Круглый стол в Курске в 2015 году

В 2014 году при участии НАМО совместно с региональными организациями организованы и проведены 7 региональных конференций - 3 в Москве, а также в Новосибирске, Уфе, Тюмени и Липецке.

В 2013 году при участие НАМО совместно с региональными организациями были организованы и проведены 5 форумов частных медицинских организаций: Дальнего Востока (г. Владивосток), Сибири (г. Красноярск), Урала (г. Челябинск), Поволжья (г. Саратов), Северо – Запада России (г. Санкт-Петербург) и II-й Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве.

В 2012 году был проведен I-й Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве.

 

Взаимодействие с общественными организациями

Форум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину»

Представители НАМО приняли участие в итоговом форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину»

Елена Луцева на пленарном заседании задала вопрос Президенту Владимиру Путину об эффективности работы страховых компаний в системе ОМС

На площадке форума «Экономика и управление системой здравоохранения» Рабцун Евгений выступил в качестве одного из модераторов дискуссий, 6 представителей Национальной Ассоциации выступили с докладами

 

66-ая Генеральная ассамблея Всемирной Медицинской Ассоциации

Представители Национальной Ассоциации приняли участие в организации и проведении 66-ой Генеральной ассамблее Всемирной Медицинской Ассоциации состоявшейся в Москве с 14 по 17 октября 2015 года

Председатель правления Национальной Ассоциации Мисюлин Сергей Сергеевич являлся Председателем Организационного комитета 66-ой генеральной ассамблеи ВМА

При поддержке и содействии Национальной Ассоциации впервые в России созданы две саморегулируемые организации по профессиональному типу:
- СРО врачей МР-диагностики (2015 год);
- СРО врачей травматологов-ортопедов Челябинской области (2013 год).

 

5. Результаты деятельности НАМО

Нвциональная Ассоциация:
1) активно взаимодействует с органами власти;
2) участвует в экспертизе, изменении нормативных правовых актов, внесении поправок в законы;
3) защищает права своих членов, направляет более 50 обращений в органы власти в год;
4) ограничивает количество плановых проверок своих членов.

На сайте размещена дополнительная информация о результатах деятельности экспертов Ассоциации.

В 2015 году Руководитель ФАС Артемьев И.Ю. принял участие в конференции, организованной НАМО

 

Примеры участия НАМО в совершенстовании нормативной правовой базы

Июнь 2021 г. В положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, учтены предложения Ассоциации: утвержден перечень тождественных работ (услуг), исключены работы (услуги) по дезинфектологии (ранее вызывала много судебных разбирательств), классификатор работ (услуг) (см. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н) не устанавливает обязательных требований, а применяется только для оформления лицензий, т. е. работы (услуги) в лицензии указываются с учетом условий (амбулаторные, дневной стационар, стационар), исключены требования к руководителю медицинской организации (медицинское образование, сертификат по организации здравоохранения) и индивидуальному предпринимателю, в т. ч. к их стажу, что приравнивает индивидуального предпринимателя к медицинской организации, предусмотрено повышение квалификации медицинских работников не реже 1 раза в 5 лет (отсутствует требование о ежегодном повышении квалификации, так называемом непрерывном медицинском образовании — НМО)

Декабрь 2020 г. Во исполнение решения ФАС (при участии в судебных разбирательствах Ассоциации) Минздрав установил требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью Приказом Минздрава России от 29.12.2020 N 1399н. Согласно абзацу 2 пункта 1 приложения N 1 к приказу N 1399н требования к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью не распространяются на деятельность медицинских организаций, не оказывающих услуг по организации здравоохранения и общественному здоровью иным юридическим или физическим лицам. Ранее отсутствие данной работы (услуги) в лицензии рассматривалось судами в качестве нарушения в связи с наличием сертификата по организации здравоохранения у руководителя

Январь 2020 г. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.01.2020 № 34н "О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н" установил, что периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио, т.е. проверку наличия удостоверения о повышении квалификации

Август 2018 г. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Москвы, который оставил в силе решение ФАС, признавшей бездействие Минздрава, выразившееся в неустановлении лицензионных требований к работам (услугам) в составе медицинской деятельности, что приводит к ограничению конкуренции

Май 2018 г. Арбитражный суд Москвы оставил в силе решение ФАС, признавшей бездействие Минздрава, которое состоит в неустановлении лицензионных требований к работам (услугам) в составе медицинской деятельности, что приводит к ограничению конкуренции

Январь 2018 г. На два года удалось отсрочить внедрение системы непрерывного медицинского образования — НМО, аккредитация после профессиональной переподготовки перенесена на 2019 год

Декабрь 2017 г. Переоформление работы (услуги) по «акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)» возможно без проведения проверки на основании Письма Минздрава от 8 декабря 2017 г. N 15-4/4523-07

Октябрь 2017 г. Федеральная антимонопольная служба признала бездействие Минздрава, которое состоит в неустановлении лицензионных требований к работам (услугам) в составе медицинской деятельности, что приводит к ограничению конкуренции

Январь 2017 г. Одним надзорным органом стало меньше, поскольку органы лицензирования субъектов РФ лишены права проведения плановых и внеплановых проверок. С 2017 г. они осуществляют только выдачу и переоформление лицензий.

Июль 2016 г. ФАС вынес предупреждение Минздраву в связи с приказом №121н. ФАС не согласился с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13, в результате Минздрав издал разъяснение, согласно которому переоформление лицензий в связи с приказом №121н не требуется.

Май 2016 г. ФАС разработала План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в здравоохранении». В работе над дорожной картой приняли участие наши эксперты.

В плане содержатся такие важные мероприятия как: отмена предварительного согласования приобретения и продажи рентгеновских медицинских аппаратов; определение условий оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях; предотвращение злоупотреблений региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС; установление единых тарифов и региональных коэффициентов однотипных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации; исключение требования о целевом использовании средств ОМС для частных медицинских организаций; замену процедуры переоформления лицензии в связи с появлением новых адресов мест осуществления деятельности на процедуру оформления лицензирующим органом субъекта Российской Федерации приложений к лицензии на новые адреса мест осуществления деятельности, без изменения реквизитов самой лицензии и без необходимости предоставления оригинала лицензии в лицензирующий орган; отмена предъявляемого к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности требования о наличии у руководителя медицинской организации сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»; предоставление права работникам образовательных и медицинских организаций всех форм собственности пользоваться трудовой пенсией по старости ранее достижения пенсионного возраста.

Декабрь 2015 г. Вместо отмены действия сертификатов с 1 января 2016 года переход к процедуре аккредитации специалистов будет осуществляться поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

Сентябрь 2015 г. В Стандарте развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р установлена минимальная доля негосударственных медицинских организаций в общих расходах программ обязательного медицинского страхования, которая в 2018 году должна составить 10%.

Январь 2015 г. Федеральная антимонопольная служба представила в Правительство доклад, в котором выявлены системные проблемы в деятельности Росздравнадзора.

Июль 2014 г. Реклама медицинских услуг вновь разрешена в результате принятия поправок, предложенных депутатом Калашниковым С.В. в Закон о Рекламе.

Сентябрь 2013 г. Организации дополнительного профессионального образования получили право проводить обучение по любым программам и в любом месте, поскольку в приложении к лицензии место осуществления деятельности и программы более не указываются.

Август 2013 г. Негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию, могут выдавать сертификаты специалиста медицинским работникам, при этом документы государственного образца о повышении квалификации или переподготовке не требуются.

Декабрь 2012 г. Росздравнадзор опубликовал аналитическую записку по результатам проверки органов лицензирования субъектов РФ, из которой следует, что нарушения, выявленные во всех субъектах РФ, носят системный характер и создают искусственные барьеры, ухудшающие деловой и инвестиционный климат.

Апрель 2012 г. В положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, разделены требования к соискателю и лицензиату, исключены требования о соблюдении медицинских технологий и СанПиН, предусмотрено внесение в лицензию новых работ (услуг) и мест осуществления деятельности.

Январь 2012 г. Отменено требование о регистрации новых медицинских технологий. Более 7 лет понадобилось для осознания ошибочности нормы о выдаче разрешений и контроле применения так называемых «новых медицинских технологий».

Ноябрь 2011 г. Федеральная антимонопольная служба провела проверку органов лицензирования субъектов РФ, из которой следует, что количество жалоб граждан неуклонно растет. В 2009 г. рост составил 52%, а уже в 2010 г. рост составил 147%. При этом доля проверок по жалобам граждан составила всего 9%, в то же время 43% всех жалоб не сопровождались проверкой.

Май 2011 г. В Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» введены положения о бессрочности лицензий, переоформлении лицензии в случае изменения перечня работ и мест осуществления деятельности.

Март 2011 г. Впервые в РФ состоялось внесение в лицензию новых работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах без проведения проверки и сбора документов.

Сентябрь 2010 г. В результате обращения в Верховный суд о необходимости второго образования в связи с изменением квалификационных требований Верховный суд РФ признал право медицинского работника на работу на основании требований, действовавших на момент допуска работника к деятельности.

Июнь 2010 г. Проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология. В результате в проект приказа были внесены поправки. Был принят приказ о структуре порядков, в котором штатные нормативы, предусмотренные в порядках оказания медицинской помощи, перешли из разряда «обязательных» в разряд «рекомендательных».

Сентябрь 2008 г. Впервые в РФ состоялось продление срока действия лицензии путем переоформления. Суд признал отказ органа власти в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.

 

6. Разработка методических материалов НАМО

Национальная Ассоциация:
1) осуществляет информационную поддержку своих членов по широкому кругу вопросов;
2) сформирована обширная база знаний ввиде методических рекомендаций и письменных консультаций, размещенных в разделе для участников;
3) ежемесячно направляются обзоры законодательства (законы, приказы, письма, проекты НПА) и периодически обзоры судебной практики;
4) указанные материалы позволяют эффективно и своевременно подготовиться к проверкам;

Совместно с Центром стратегических инициатив было разработано и опубликовано более 100 брошюр.

 

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2 и 3 октября | Семинар в Москве

Работа клиники и врача онлайн. Проведение медицинских осмотров

читать
 
14-15 ноября | Конгресс в Москве

Тотальное регулирование медицинских услуг

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать