Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних

Запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Организации, являющейся членом Ассоциации, был предъявлен запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Проверка медицинских организаций, являющихся членами Ассоциации, сотрудниками полиции

2. Приказ регионального департамента здравоохранения

3. Ответ Минюста России об обязательности региональных приказов, не включенных в федеральный регистр НПА субъектов РФ

4. Ответ из Прокуратуры региона о подтверждении доводов НАМО о несоответствии приказа N01-07/435 федеральному законодательству

Перечень нормативных правовых актов

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

4. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

5. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий»

1. Проверка медицинских организаций, являющихся членами Ассоциации, сотрудниками полиции

Ассоциация подала жалобу в Генеральную прокуратуру, в которой указала на неправомерность доступа сотрудников полиции к медицинской документации и ее изъятия.

1. "30" ноября 2020 г. в медицинские организации, являющиеся членами Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация медицинских организаций, поступил запрос с требованием предоставить сотрудникам Межмуниципального управления МВД России «...» документацию медицинской организации по обращениям несовершеннолетних пациентов, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года.

2. На основании указанного запроса сотрудники полиции, посетили клиники, являющиеся челнами Ассоциации, были затребованы журналы регистрации пациентов за 4 года, в принудительном порядке изъяты амбулаторные карты несовершеннолетних девочек.

3. Поскольку запрос направлен неопределенному кругу медицинских организаций, содержит требование о предоставлении за 4 года медицинских карт неопределенного круга несовершеннолетних пациентов, не фигурирующих в уголовных делах или сообщениях о преступлениях, указанных в запросе, то возникает обоснованное сомнение в правомерности данного запроса. По сути запрос не мотивирован, решение суда о выемке медицинских карт отсутствует, следовательно, отсутствуют законные основания для предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, тем более медицинских карт, что может повлечь незаконное ограничение прав граждан.

Из прокуратуры поступил ответ, в котором следует обратить внимание на два момента:

1) карты предоставлялись медицинскими организациями добровольно, факты отказа в их предоставлении не имелись. Таким образом, медицинские организации имеют право сотрудников МВД к картотеке медицинских карт не допускать и сами карты не представлять. Их изъятие возможно только по решению суда.

2) выявлено нарушение в действиях (бездействии) сотрудников МВД, в период 2017 — 2019 сверки не проводились, запросы не направлялись.

Вывод: сотрудники МВД вправе направлять письменные запросы для сверки, на которые медицинская организация должна письменно отвечать (были или не были обращения несовершеннолетних). При этом запрос МВД о предоставлении информации не подразумевает непосредственный доступ полиции к картотеке, кроме того, сверка подразумевает перечисление в запросе конкретных пациентов, информацию о которых необходимо будет предоставить.

 

2. Приказ регионального департамента здравоохранения

В отношении приказа регионального департамента здравоохранения, на основании которого проводилась проверка медицинских организаций, являющихся членами Ассоциации, направлено письмо в Минюст и Генеральную прокуратуру, см. далее

Исх.№ 17-c/21 от 03 июня 2021 г.

ПОВТОРНОЕ О Приложении № 2 к Приказу Министерства здравоохранения ... от 30.03.2018 № ... «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

В Министерство юстиции России

Генеральную прокуратуру России

ЗАПРОС

Ассоциация действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

С ответом Прокуратуры ... от 30.04.2021 № Отв-74-66-21/67783 (прилагается) на обращение Ассоциации от 23.03.2021 исх. № 13-с/21 несогласны. Просим рассмотреть настоящее обращение.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право запрашивать сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом МВД России и Минздравом России.

Таким образом, специальный порядок получения информации утверждается на федеральном уровне Минздравом России. Орган управления здравоохранением региона (департамент, министерство) не вправе устанавливать указанный порядок.

Согласно пункта 5 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Таким образом, медицинская организация обязана информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов при наличии одновременно двух обстоятельств: вред здоровью и противоправные действия.

При этом под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды (см. п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522).

Специальный порядок получения полицией персональных данных, связанных с обращением граждан в медицинские организации, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» (далее — приказ N 565н). Данный приказ утвержден по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (см. абз. 2 приказа N 565н).

В Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения ... от 30.03.2018 № ... «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — приказ N 01-07/435), утвержденному в т. ч. на основании приказа N 565н, фактически включены иные признаки, при наличии которых необходимо информировать органы МВД, не указанные в приказе N 565н:

- нарушение половой неприкосновенности, половые преступления;

- аборт, роды несовершеннолетней.

При этом в приложении № 2 к приказу N 01-07/435 отсутствуют признаки, указанные в приказе N 565н:

- признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию (пункт 11);

- признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера (пункт 12),

При этом замена пункта 12 (признаки изнасилования), соответствующего ст.ст. 131, 132 УК РФ, более общей фразой «нарушение половой неприкосновенности, половые преступления» необоснованно, поскольку действия, предусмотренные ст.ст. 134, 135 УК:

- являются преступлением в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, в то время как в приказе N 01-07/435 речь идет о несовершеннолетних лицах, т. е. не достигших восемнадцатилетнего возраста,

- не сопровождаются нанесением вреда здоровью, как он определяется в постановлении N 552.

На основании вышеизложенного:

П Р О Ш У :

1. Предоставить информацию о том, является ли Приказ Министерства здравоохранения ... от 30.03.2018 № ... нормативным правовым актом, обязательным для исполнения частными медицинскими организациями ..., какие правовые последствия порождает его неисполнение.

2. Ответ направить по эл. почте med-sro@mail.ru

Приложение:

1. Копия ответа Прокуратуры ... от 30.04.2021 № Отв-74-66-21/67783

3. Ответ Минюста России об обязательности региональных приказов, не включенных в федеральный регистр НПА субъектов РФ

В Департамент конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста России поступило Ваше обращение (вх. № ог-14864/21 от 04.06.2021) по вопросам нормативности приказа Минздрава … от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Приказ № 01-07/435), обязательности его исполнения частными медицинскими организациями и последствий его неисполнения.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России через систему своих территориальных органов осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр), проводит их правовую и антикоррупционную экспертизы на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Приказ № 01-07/435 в установленном порядке для включения в федеральный регистр в Управление Минюста России по … (далее - Управление) не поступал.

Оценка действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится к полномочиям Минюста России.

Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляют органы прокуратуры (пункт 1 статьи 21, пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В этой связи на основании части 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Ваше обращение в части решения вопроса о включении Приказа № 01-07/435 в федеральный регистр и проведении правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Управление, в части законности Приказа № 01-07/435 и действий органов государственной власти - в прокуратуру ...

О результатах рассмотрения обращения в соответствующей части Вы будете проинформированы Управлением и прокуратурой … дополнительно.

Заместитель директора Департамента конституционного законодательстве развития федеративных отношений и местного самоуправления

4. Ответ из Прокуратуры региона о подтверждении доводов НАМО о несоответствии приказа N01-07/435 федеральному законодательству

Из прокуратуры региона 21.07.2021 поступил ответ, согласно которому доводы НАМО о несоответствии приказа N01-07/435 федеральному законодательству нашли свое подтверждение в части отсутствия в перечне предоставляемой в правоохранительные органы информации сведений о фактах проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию; изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера, а также о возложении на медицинские организации не предусмотренной законодательством обязанности о предоставлении информации о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних старше 16 лет, вступивших в половой контакт добровольно.

В этой связи прокуратурой региона подготовлено представление в адрес министра здравоохранения региона

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать