Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Направление медицинской организацией в полицию экстренных извещений о причинении несовершеннолетней вреда здоровью в результате противоправных действий

Направление медицинской организацией в полицию экстренных извещений о причинении несовершеннолетней вреда здоровью в результате противоправных действий

Клопова Ирина Александровна, адвокат, член адвокатской палаты Московской области, член правления СРО Национальной Ассоциации медицинских организаций, г.Москва

Представление прокурора об устранении нарушения положений регионального акта, связанных с направлением экстренных извещений

Клопова И.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних

2. Представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства

3. Жалоба Ассоциация в Генеральную прокуратуру на представление прокуратуры в адрес своего члена

4. Жалоба Ассоциация в Генеральную прокуратуру на приказ регионального минздрава

5. Рекомендации медицинской организации

1. Запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних

Организации, являющейся членом Ассоциации, был предъявлен запрос полиции о предоставлении медицинской документации по обращениям несовершеннолетних, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года.

Ассоциация подала жалобу в Генеральную прокуратуру.

1. "30" ноября 2020 г. в медицинские организации, являющиеся членами Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация медицинских организаций, поступил запрос с требованием предоставить сотрудникам Межмуниципального управления МВД России «...» документацию медицинской организации по обращениям несовершеннолетних пациентов, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года (см. приложение).

Считаем указанный запрос незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

в связи с расследуемыми уголовными делами, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера.

Из указанной нормы усматривается следующее:

1) Федеральными законами установлен специальный порядок получения сведений, составляющих врачебную тайну.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно части 4 указанной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (пункт 3);

в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — закон N 152-ФЗ) обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в частности состояния здоровья, не допускается.

Следовательно, для соблюдения данного требования по запросу полиции могут быть предоставлены сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, за исключением персональных данных о состояния здоровья.

Таким образом, передача оригиналов или копий медицинской документации по запросу полиции без решения суда будет противоречить закону N 152-ФЗ.

2) Специальный порядок получения полицией персональных данных, связанных с обращением граждан в медицинские организации, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» (далее — приказ N 565н).

Медицинская организация обязана направлять органам полиции в течение 1 рабочего дня извещение о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, при наличии соответствующих признаков, установленных приказом N 565н.

3) Приказ Министерства здравоохранения Республики ... от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дублирует положения приказа N 565н.

Представление сведений о пациентах, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, возможно только при наличии соответствующих признаков причинения вреда здоровью.

4) В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» указано, что согласно положениям пункта 7 части 2 статьи 29 УПК РФ, части 3 статьи 183 УПК РФ, статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и статьи 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" судебное решение требуется на выемку медицинских документов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом врачебную тайну.

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя отдельные сведения, составляющие врачебную тайну (например, о факте обращения гражданина за медицинской, в том числе психиатрической, помощью, нахождении на медицинском учете), могут быть представлены медицинской организацией без судебного решения по запросу следователя или дознавателя в связи с проведением проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ, либо расследованием уголовного дела.

5) Согласно письму Минздрава России от 30.08.2013 N 306/13 «О предоставлении сведений по запросам прокуратуры, касающихся персональных данных лиц, страдающими наркологическими заболеваниями и прочих сведений, составляющих врачебную тайну» требование о предоставлении персональных данных всех лиц, страдающих наркологическими заболеваниями и состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, тем более, возведение его в статус отчетного, не соответствует положениям ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Вместе с тем, при законных требованиях о предоставлении необходимой информации в отношении конкретных лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, или иных обстоятельств, они подлежат немедленному исполнению.

2. На основании указанного запроса сотрудники полиции, посетили клиники, являющиеся челнами Ассоциации, были затребованы журналы регистрации пациентов за 4 года, в принудительном порядке изъяты амбулаторные карты несовершеннолетних девочек.

3. Поскольку запрос направлен неопределенному кругу медицинских организаций, содержит требование о предоставлении за 4 года медицинских карт неопределенного круга несовершеннолетних пациентов, не фигурирующих в уголовных делах или сообщениях о преступлениях, указанных в запросе, то возникает обоснованное сомнение в правомерности данного запроса. По сути запрос не мотивирован, решение суда о выемке медицинских карт отсутствует, следовательно, отсутствуют законные основания для предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, тем более медицинских карт, что может повлечь незаконное ограничение прав граждан.

 

2. Представление прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства

Прокуратура Республики … Генеральному директору ООО 02.02.2021

Представление об устранении нарушений федерального законодательства

Прокуратурой города проанализировано состояние законности в сфере исполнения законодательства о профилактике преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних лиц за 2020 год.

Так, за 2020 год на территории города зарегистрировано 344 преступления в отношении несовершеннолетних (2019 год - 350), среди общего числа преступлений отмечен рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних на 53,8 % или с 67 до 120.

По информации МУ МВД России от 09.12.2020 № 50/45508 в период с 30 ноября по 4 декабря 2020 года в ходе проверки частной клиники выявлены многочисленные факты не информирования органов внутренних дел о беременностях и медицинских абортах несовершеннолетних лиц, обратившихся в период с 2017 года по 2019 год.

Порядок поступления экстренных извещений о несовершеннолетних с признаками причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 565н «Об утверждении порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий».

В Республике данный порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Экстренные извещения должны направляться в органы внутренних дел по перечню, утвержденному приложением № 2 вышеуказанного приказа, в том числе в части половой неприкосновенности несовершеннолетних:

- нарушение половой неприкосновенности, половые преступления;

- аборты, роды несовершеннолетних лиц.

За отчетный период в МУ МВД России поступило 91 экстренное извещение о фактах беременности и родов несовершеннолетних (из них повторно - 22), по городским отделам полиции: в отдел полиции №1-20 (1 повторно), отдел полиции № 2 - 15 (7 повторно), отдел полиции № 3-29 (5 повторно), отдел полиции № 4 - 24 (9 повторно), отделение полиции - 3.

При этом, из частных медицинских клиник города, имеющих лицензию на осуществление первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии, в том числе из ООО ни одного экстренного извещения в отделы полиции МУ МВД России за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы не поступало.

В частной клинике, расположенной по адресу ..., выявлено и зарегистрировано в КУСП 1 факт:

КУСП № 3302 от 08.12.2020 по факту прерывания беременности несовершеннолетней С.В.Н., 04.07.2001 гр., проживающей по адресу ..., дата обращения 17.07.2019.

В соответствии с п.п. 2, 9, 11, 12 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) медицинская организация обязана:

- организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи;

- информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в случаях, установленных пунктом 5 части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона;

- вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности.

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

- в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Также ч. 1 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В статье 38 Конституции РФ установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Семейное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Федеральный закон от 24.07.1998 М 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития У НИХ общественно значимой и творческой активности, воспитания в НИХ высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Таким образом, выявленное нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами частной клиники своих обязанностей по незамедлительному информированию органов внутренних дел о фактах совершения в отношении несовершеннолетних преступлений, что повлекло нарушение прав несовершеннолетних лиц на охрану их половой неприкосновенности.

Принимая во внимание, что изложенные в представлении нарушения закона не могут быть оставлены без принятия мер прокурорского реагирования и должны быть устранены, руководствуясь ст. ст. би 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

Предлагаю:

1. Безотлагательно с участием представителя прокуратуры города рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, а также их причин, и условий, им способствовавших;

2. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности, виновных в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, повлекших нарушения, изложенные в настоящем представлении;

3. О времени и месте рассмотрения представления заблаговременно уведомить в письменной форме прокурора города;

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору города в письменной форме в месячный срок с приложением КОПИЙ документов, подтверждающих принятие мер к устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Заместитель прокурора города младший советник юстиции М.А.Е.

 

3. Жалоба Ассоциация в Генеральную прокуратуру на представление прокуратуры в адрес своего члена

02.02.2021 г. Заместителем прокурора города вынесено представление №47.2021 в отношении ООО, являющегося членом СРО «Национальная Ассоциация медицинских организаций» (далее — Ассоциация). Ассоциации действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

В предписании указано, что в ходе проверки частной клиники выявлены многочисленные факты неинформирования органов внутренних дел о беременностях и медицинских абортах несовершеннолетних лиц, обратившихся в период с 2017 по 2019 г.

При этом данное представление содержит в себе ссылку на единичный случай, который вменяется в вину – факт прерывания беременности С. В. Н., 04.07.2001 года рождения, которая на момент прерывания беременности 17.07.2019 г. являлась совершеннолетней.

В соответствие с ч. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно части 4 указанной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (пункт 5).

В соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий" (п. 2) медицинские организации передают сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - территориальные органы МВД России) по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий:

1) огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;

2) ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

3) колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;

4) переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;

5) гематомы внутренних органов;

6) ушибы, сотрясения головного мозга;

7) повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;

8) механическая асфиксия;

9) поражения электрическим током;

10) отравления наркотическими средствами, психотропными, токсичными, сильнодействующими, ядовитыми и (или) одурманивающими веществами;

11) признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;

12) признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;

13) истощение;

14) иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.

Поскольку у пациентки никаких признаков, перечисленных в Приказе №565н не имелось, оснований для извещения об оказании медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности у клиники не имелось.

Аналогичные положения содержит Приказ Министерства здравоохранения Республики … от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Целесообразно также отметить, что это не первый случай нарушения прав частных медицинских организаций, являющихся членами СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций».

Так, ранее, 08.12.2020 г. в адрес Генеральной Прокуратуры РФ от имени Национальной Ассоциации медицинских организаций была направлена жалоба (исх. 6-п/20) на нарушение законодательства РФ со стороны правоохранительных органов. В жалобе указывалось на факт направления незаконного ЗАПРОСА сотрудниками Межмуниципального управления МВД России медицинской документации за период с 01.01.2017 г. по 30.11.2020 г.

 

4. Жалоба Ассоциация в Генеральную прокуратуру на приказ регионального минздрава

1. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

в связи с расследуемыми уголовными делами, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера.

Таким образом, специальный порядок получения информации утверждается на федеральном уровне. Орган управления здравоохранением региона (департамент, министерство) не вправе устанавливать указанный порядок.

Согласно пункта 5 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

- в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.

Таким образом, медицинская организация обязана информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов при наличии одновременно двух обстоятельств: вред здоровью и противоправные действия.

Специальный порядок получения полицией персональных данных, связанных с обращением граждан в медицинские организации, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» (далее — приказ N 565н). Данный приказ утвержден по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (см. абз. 2 приказа N 565н).

В Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики ... от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — приказ N 01-07/435), утвержденному в т. ч. на основании приказа N 565н, фактически включены иные признаки, при наличии которых необходимо информировать органы МВД, не указанные в приказе N 565н:

- нарушение половой неприкосновенности, половые преступления;

- аборт, роды несовершеннолетней.

При этом данные признаки не свидетельствуют о наличии вреда здоровью. О чем косвенно свидетельствуют признаки, отсутствующие в приложении № 2 к приказу N 01-07/435, но указанные в приказе N 565н :

- признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию (пункт 11);

- признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера (пункт 12).

Таким образом, приказом N 01-07/435 вводится иное правовое регулирование, не предусмотренное законом.

2. На основании приказа N 01-07/435 в части, противоречащей федеральному законодательству, выносятся представления прокуратуры города.

Как следует из представления от 02.02.2021 оно вынесено на основании приказа N 01-07/435, который в указанной части противоречит закону.

На основании вышеизложенного, статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прошу внести представление об устранении нарушений закона в адрес Министерства здравоохранения Республики ..., приведении указанного приказа в соответствие с федеральным законодательством.

 

5. Рекомендации медицинской организации

В отношении представления и дальнейших действий необходимо учесть следующее.

У клиники есть только один разумный путь - признавать представление в суде незаконным и ссылаться на тот объем норм, о котором мы говорим. И если суд на начальном этапе не приостановит исполнение предписания, то им ещё в месячный срок нужно его исполнять, пытаться привлекать к ответственности.

Это очень спорный вопрос. Предписание прокурора клиника ДОЛЖНА исполнить в установленном порядке: это значит в течение месяца устранить нарушения, известить о дате рассмотрения прокуратуру, предоставить документы. Это безусловная обязанность. И она хоть и связана с административной ответственностью, но это не одно и то же.

На практике можно оспаривать постановление и предписание одновременно, можно отдельно, но по факту обжалование постановления слушается в одном порядке, а представление - в другом. Существует много прецедентов, когда есть только предписание. И нет постановления ни в каком виде, и там бремя доказывания для Заявителя гораздо интереснее.

Таким образом, если клиника согласна с представлением, то она должна его исполнить, иначе штраф по ст. 19.5 КРФоАП - невелика потеря в суммах, но важно для дальнейших телодвижений, включая прокуратуру.

Если не согласна, как любое незаконное действие госоргана, может быть оспорено в установленном порядке через суд. Это хотя бы приостановит исполнение предписания (если, конечно, такое ходатайство заявить при подаче иска).

Технически просто выражение несогласия ничего не даст, поскольку, во-первых, сроки рассмотрения будут далеко за пределами времени исполнения представлени, во-вторых, на практике хоть подача возражений на представление и предусмотрена законом, и вышестоящий орган должен рассмотреть в 15 дней, на практике это не реализуется. При этом суды в данном факте тоже нарушений не видят.

Вместе с тем, обжалование представления прокурора в суде дело хлопотное. Привожу выдержку из дела № А82-8461/2017, в рамках которого ООО обжаловало представление Прокуратуры. Суд частично удовлетворил заявленные требования, ссылаясь на определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N 56-В09-15. В нем имеется ссылка на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 110-О, в котором изложена позиция, согласно которой законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2005 N 84-О, согласно Федеральному закону N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона N 2202-1, а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Таким образом, как по статье 17.7, так и по статье 19.5 прокурор не может самостоятельно наложить штраф. Он должен обратиться в суд для привлечения ООО к ответственности. Если прокурор обратится в суд для рассмотрения дела об умышленном невыполнение представления прокурора, то он должен будет доказать факт нарушения закона должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований (по существу — не подача извещения в 2019 году).

Поэтому если клиника решит не обжаловать представление прокурора в суде, то можно подать жалобу в вышестоящую прокуратуру (текст, см. вложение), приложив обращение Ассоциации от 12.02.2021 № 6-с/21 о приказе МЗ и от 08.12.2021 №6-п/20. Затем письменно проинформировать прокурора города в течение 30 дней, выразив свое несогласие с представлением, приложив копию жалобы в вышестоящую прокуратуру.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
25 и 26 апреля | Семинар в Москве

Спорные вопросы взаимоотношений между клиниками и пациентами

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать