Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Ответы ФАС и Минздрава на обращения Ассоциации в связи с принятием изменений в закон об ОМС

Ответы ФАС и Минздрава на обращения Ассоциации в связи с принятием изменений в закон об ОМС

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Распределение объемов осуществляется на дискриминационной основе. Помощь сверх объемов должна быть оплачена медицинской организации

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Ответ ФАС от 30.11.2020

2. Ответ Минздрава от 10.12.2020

1. Ответ ФАС от 30.11.2020

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела в рамках своей компетенции обращение Национальной Ассоциации медицинских организаций от 30.10.2020 № б/н о проектах Федеральных законов № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и № 875655-7«О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», разработанных Минздравом России, и сообщает.

В настоящее время проблемы в сфере обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), описанные в обращении в связи с рассмотрением указанных законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: структура тарифа и ограничение целей расходования средств ОМС, распределение объемов оказания медицинской помощи, установленных территориальными программами ОМС, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, расчет и формирование тарифов ОМС — являются актуальными.

По вопросу формирования структуры тарифа ОМС ФАС России отмечает, что поддерживает предложение о внесении изменений в законодательство, предусматривающих введение открытого перечня затрат, которые могут финансироваться из выручки от оказания медицинской помощи в сфере ОМС. Данное предложение на протяжении нескольких лет обсуждалось в рамках Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

По мнению ФАС России, подобные изменения позволят медицинским организациям эффективно использовать полученные средства (приобретать современное медицинское оборудование и программные продукты, осуществлять строительство (реконструкцию) зданий и сооружений медицинских центров), будет способствовать развитию инфраструктуры медицинских организаций и, как следствие, конкуренции между ними, что в результате повысит доступность высокотехнологичной медицинской помощи для населения.

По вопросу распределения объемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями ФАС России сообщает, что в соответствии с пунктом 13 раздела III плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в здравоохранении», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 № 9-р (далее – Дорожная карта), письмом ФАС России от 23.11.2018 № АД/95552-ПР/18 в Правительство Российской Федерации направлены предложения по совершенствованию механизма распределения объемов медицинской помощи между участниками реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что в период после направления доклада в Правительство Российской Федерации с 28.05.2019 вступил в силу приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее — Приказ № 108н) взамен приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пунктом 11 положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением к правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом № 108н установлены критерии, на основании которых Комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации должны распределять объемы оказания медицинской помощи между медицинскими организациями.

Однако механизм распределения объемов предоставления медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее также Закон об ОМС) и подзаконными актами, отсутствует, что может приводить к злоупотреблениям территориальных комиссий при распределении объемов между участниками обязательного медицинского страхования.

В связи с отсутствием правового механизма распределения плановых объемов по установленным критериям, распределение плановых объемов может осуществляться территориальными комиссиями на дискриминационной основе. Данный довод подтверждается практикой рассмотрения дел о нарушениях органами власти субъектов Российской Федерации и соответствующими территориальными комиссиями антимонопольного законодательства и соответствующей судебной практикой.

Таким образом, по мнению ФАС России, проблема отсутствия прозрачных механизмов распределения объемов медицинской помощи среди медицинских организаций является институциональной и требует внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее указанную сферу правоотношений.

На основании изложенного ФАС России считает необходимым внести изменения в федеральное законодательство, направленные на:

– ликвидацию механизма распределения объемов оказания медицинской помощи;

– ликвидацию механизма «прикрепления» застрахованных лиц;

– переоценку роли страховых медицинских организаций;

– реформирование системы тарификации оплаты медицинской помощи.

Разработанные Минздравом России законопроекты № 1027750-7 и № 875655-7, вносящие изменения в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также мнение Национальной Ассоциации медицинских организаций и оценка рисков реализации указанных законопроектов приняты ФАС России к сведению и будут учтены в дальнейшей работе.

2. Ответ Минздрава от 10.12.2020

Финансово-экономический департамент рассмотрел Ваше письмо от 24.11.2020 № 02-11/20, поступившее из Министерства юстиции Российской Федерации, о несогласии с вносимыми изменениями в Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), противоречащими принципам обязательного медицинского страхования и пункту 5 статьи 3 указанного Федерального закона, и сообщает.

По вопросу оплаты медицинским организациям «сверхобъемов» оказанной медицинской помощи.

В соответствии с действующими нормами Федерального закона № 326-ФЗ, в частности статьей 8 указанного Федерального закона, финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающим размер субвенции, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в указанных случаях осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, медицинская помощь, оказанная медицинской организацией в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования сверх объемов, распределенных ей Комиссией по формированию территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, должна оплачиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Вводимые Федеральным законом от 08.12.2020 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 430-ФЗ) нормы закрепляют указанную обязанность субъектов Российской Федерации и не противоречат концепции системы обязательного медицинского страхования, а также пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ, которым установлено, что застрахованному лицу должна быть предоставлена необходимая медицинская помощь при наступлении страхового случая и она должна быть оплачена медицинской организации, её оказавшей.

По вопросу изменений, планировавшихся к внесению в часть 5 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ, запрещающей медицинской организации отказывать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом № 430-ФЗ часть 5 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ оставлена в прежней (действующей) редакции.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
25 и 26 апреля | Семинар в Москве

Спорные вопросы взаимоотношений между клиниками и пациентами

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать