Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Материал обновлен 01.05.2025. Платные услуги и соплатежи в системе ОМС, судебная практика в 2020 - 2025 годах

Материал обновлен 01.05.2025. Платные услуги и соплатежи в системе ОМС, судебная практика в 2020 - 2025 годах

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Оказание платных медицинских услуг организациями, участвующими в системе ОМС, информирование пациентов, соплатежи, учетная политика

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

01.05.2025. Обновлена судебная практика за 2025 год. Добавлен раздел 2 "Взимание платы и соплатежи в системе ОМС"

13.03.2025. Добавлена судебная практика за 2024 - 2025 годы

 

Содержание

2020 год

1. Исключение судами услуг, оказанных в рамках ОМС, из сферы действия Закона о защите прав потребителей

2023 год

1. Платные медуслуги: клиника не смогла оспорить штраф за отказ в медпомощи по ОМС

2. Клиника не вправе брать у пациента плату за анестезию, решил суд

2024 год

1. Если пациент приобрел за свой счет лекарственные препараты и (или) медицинские изделия, медицинская организация не лишается права на частичную оплату по ОМС

2025 год

1. Приобретение пациентом изделий медицинского назначения, устанавливаемых пациенту в процессе медицинского вмешательства, оплачиваемого за счет средств ОМС

2. Взимание платы и соплатежи в системе ОМС

 

2020 год

1. Исключение судами услуг, оказанных в рамках ОМС, из сферы действия Закона о защите прав потребителей

Анализ сложившейся судебной практики за 2020 год в части рассмотрения исковых заявлений пациентов к медицинским организациям различных форм собственности (как частных, так и государственных) позволяет сделать вывод о различии подходов судов к медицинским организациям, работающим и не работающим в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в части применения законодательства о защите прав потребителей, что противоречит основным принципам законности.

Медицинская помощь в РФ оказывается в соответствие с Программой государственных гарантий в рамках Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 326-ФЗ) и на платной основе.

Понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, едино для всех медицинских организаций, независимо от формы собственности. Это следует из Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Оказание медицинской помощи в рамках ОМС для гражданина является бесплатным, однако оплата осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (см. пункт 1 статьи 3 закона N 326-ФЗ). При этом оказание такой помощи возможно благодаря внесению работодателями гражданин РФ денежных средств на счет Фонда ОМС.

По итогам оказания медицинской помощи в рамках ОМС медицинская организация получает на свой счет денежные средства в качестве компенсации стоимости оказанных пациенту медицинских услуг на основании утвержденных Тарифов. Иными словами, оказание конкретных медицинских услуг в рамках программы ОМС имеет свою стоимость.

Аналогичная схема взаимодействия между пациентом и медицинской организацией предусмотрена в Постановлении Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее — постановление N 1006).

Согласно статьи 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — закон N 2300-1) правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением N 1006, для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Таким образом, физическое лицо, получающее платные медицинские услуги лично, является потребителем (пациентом). Заказчиком является лицо, заказывающее (приобретающее) медицинские услуги в пользу потребителя, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Следовательно, распространение на потребителя норм закона N 2300-1 не связано с фактом оплаты им медицинских услуг.

Требования к оказанию качественных медицинских услуг как в рамках программы ОМС, так и в рамках оказания платных медицинских услуг одинаковы, услуги должны оказываться на основе стандартов лечения.

Пунктом 6 статьи 13 закон N 2300-1 предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

После вынесения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определения от 15.07.2019 № 44-КГ19-7 судебная практика отвергает услуги, оказанные в рамках ОМС как относимые к требованиям ФЗ «О защите прав потребителей» и отказывает во взыскании предусмотренных п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штрафов, мотивируя это тем, что положения Закона о защите прав потребителей «подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг.»

Аналогичные решения выносятся кассационными судами общей юрисдикции: определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2020 по делу N 88-25571/2020, 2-1149/10-2019, определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 N 88-6775/2020, определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2020 N 88-843/2020, определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2020 по делу N 88-4704/2020, 2-3079/2019, определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2020 N 88-19859/2020, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.07.2020 N 88-10241/2020, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2020 N 88-11075/2020, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2020 N 88-634/2020, 88-636/2020.

Таким образом, налицо факт дискриминации медицинских организаций, не работающих в рамках оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС, при равных требованиях к качеству оказания медицинских услуг.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
14 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
22-24 мая | Форум во Владимире

Жизненный цикл клиники

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать