Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Материал обновлен 07.05.2025. Разъяснения Роспотребнадзора о контейнерных площадках, емкостях для отходов класса А и Б

Материал обновлен 07.05.2025. Разъяснения Роспотребнадзора о контейнерных площадках, емкостях для отходов класса А и Б

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

О применении отдельных положений СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским организациям: контейнерные площадки для ТКО, прививочные сертификаты, помещения над гаражами в многоквартирных домах

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала, перейти к содержанию

07.05.2025. Добавлены:
- вопрос 3 и раздел 3 "Позиция Роспотребнадзора по вопросу наличия прививочного сертификата на рабочем месте"
- вопрос 4 и раздел 4 "Позиция Роспотребнадзора по вопросу ведения журналов дезинфекции многоразовой тары для отходов классов А и Б"

 

Вопрос 1. О размещении над гаражами помещений медицинских организаций

Рассмотрим письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) от 23.09.2021 исх. N 27-c/21 "О применении отдельных положений СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским организациям в части размещения помещений над гаражами в МКД" в адрес Роспотребнадзора.

Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Прошу с целью информирования членов НАМО дать разъяснения по вопросам, связанным с применением отдельных положений СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21.

1. Согласно п.134 СанПиН 2.1.3684-21 при размещении в многоквартирных домах гаражей, стоянок, паркингов необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения. Размещение над гаражами помещений для работы с детьми, помещений медицинских организаций запрещается.

Прошу:

1.1. Разъяснить причины установления запрета для размещения над гаражами помещений медицинских организаций.

1.2. Разъяснить распространяется ли данный запрет на помещения медицинских организаций, размещенные над стоянками и паркингами.

1.3. Разъяснить правомерность распространения данного запрета на уже действующие медицинские организации, у которых есть санитарное заключение и лицензия, с учетом части 1 статьи 4 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

1.4. Рассмотреть возможность смягчения указанного запрета для медицинских организаций путем внесения изменений в данный пункт.

Комментарий автора. По вопросу помещений над гаражами стоит обратить внимание на буквальный запрет для помещений над гаражами, формально он не распространяется на стоянки и паркинги. Поэтому необходимо смотреть наименование объекта ОКС в документах БТИ

Ответ на вопрос 1 см. в разделе 1.

 

Вопрос 2. Об оборудовании площадки для сбора отходов класса А.

Рассмотрим письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) от 23.09.2021 исх. N 27-c/21 "О применении отдельных положений СП 2.1.3678-20 и СанПиН 2.1.3684-21 к медицинским организациям в части оборудования площадки для сбора отходов класса А" в адрес Роспотребнадзора.

Согласно п.4.1.11 СП 2.1.3678-20 в хозяйственной зоне на собственной территории медицинской организации оборудуется контейнерная площадка для твердых коммунальных отходов. Контейнерная площадка должна быть с твердым покрытием и въездом со стороны улицы, защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Прошу разъяснить правомерность предъявления данного требования к медицинским организациям, не имеющим собственной территории (например, расположенных в многоквартирных домах), при выдаче СЭЗ и осуществлении государственного надзора с учетом абз.4 п.170 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому медицинские отходы класса А перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора медицинских отходов данного класса, установленные на специальной площадке (в помещении).

Комментарий автора. По вопросу контейнерных площадок ТКО стоит обратить внимание на возможность размещения контейнеров не только на площадке, но и в помещении

Ответ на вопрос 2 см. в разделе 2.

 

Вопрос 3. Прошу от имени НАМО направить запрос в Федеральный Роспотребнадзор.

Во время профилактического визита 25.02.2025 у нас возникли разногласия с нашим региональным Роспотребнадзором по следующим вопросам:

1) маркировка многоразовых емкостей (ведер) для отходов класса Б. Некоторые региональные эксперты считают, что недостаточно маркировать ведро, указав на нем все необходимые согласно СанПиНу реквизиты и прилепив наклейку желтого цвета, а также положить в него пакет желтого цвета, а непременно само многоразовое ведро для отходов класса Б должно быть желтого цвета;

2) прививочные сертификаты. Утверждается, что по месту работы у сотрудника должен храниться прививочный сертификат и предъявляться по требованию надзорных органов. Предъявления личных медицинских книжек с указанными там прививками, с указанием дат, названий, доз прививок, печатей врача, подписей врача, недостаточно;

3) Роспотребнадзор, ссылаясь на пункт 176 СанПиН 2.1.3684-21 заявляет, что должен вестись журнал (1) ежедневного проведения дезинфекции многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б, а также ссылаясь на пункт 170 — журнал (2) мойки и дезинфекции многоразовой тары для отходов класса А, в качестве подтверждения этих действий. Форма такого журнала в СанПиНе — отсутствует.

Предлагаю направить в Роспотребнадзор следующие вопросы:

1. Какой цвет должны иметь многоразовые емкости (в частности, ведра с педальным механизмом) для сбора не острых, не органических, не жидких медицинских отходов класса Б в ЛПУ?

2. Должен ли храниться у работодателя и на рабочем месте оригинал прививочного сертификата работника ЛПУ?

3. Являются ли записи в личной медицинской книжке о профилактических прививках (с указанием названия, дозы, кратности прививки, даты проведения, печати и подписи врача) исчерпывающим доказательством их проведения для работодателя и надзорных органов в случае плановой проверки или профилактического визита?

4. Является ли заверенная работодателем по основному месту работы копия медицинской книжки работника легитимным документом для использования на месте работы по совместительству?

5. Каким образом ЛПУ должно подтвердить факт ежедневного проведения дезинфекции многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б при проверке, профвизите надзорного органа?

6. Каким образом ЛПУ должно подтвердить факт проведения мойки и дезинфекции многоразовой тары для отходов класса А при плановой проверке или профилактическом визите надзорного органа?

Рассмотрим письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) от 10.03.2025 исх. N 07-c/25 "О проведении проверки Роспотребнадзором, наличии прививочного сертификата".

При проведении профилактического визита в февраля сего года у члена НАМО возникли разногласия с ТУ Роспотребнадзора по следующим вопросам:

1. Прививочные сертификаты. Эксперты Роспотребназора утверждают, что наличия личных медицинских книжек с отметками о прививках (включая дату, название, дозу, печать и подпись врача) недостаточно, по месту работы у сотрудника должен храниться прививочный сертификат для предъявления по требованию надзорных органов.

ПРОШУ:

- ответить на вопросы, сославшись на нормы действующего законодательства:

Вопрос 1. Должен ли оригинал прививочного сертификата храниться у работодателя на рабочем месте работника?

Вопрос 2. Является ли наличие личных медицинских книжек с отметками о прививках, включая дату, название, дозу, печать и подпись врача, подтверждением их проведения?

Вопрос 3. Является ли заверенная работодателем по основному месту работы копия медицинской книжки работника легитимным документом для работы по совместительству?

Ответ на вопрос 3 см. в разделе 3.

 

Вопрос 4. Прошу от имени НАМО направить запрос в Федеральный Роспотребнадзор.

Рассмотрим письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) от 10.03.2025 исх. N 07-c/25 "О проведении проверки Роспотребнадзором, маркировке и дезинфекции многоразовой тары для отходов классов А и Б"

При проведении профилактического визита в февраля сего года у члена НАМО возникли разногласия с ТУ Роспотребнадзора по следующим вопросам:

2. Маркировка многоразовых емкостей (ведер) для отходов класса Б. Эксперты Роспотребназора считают, что кроме маркировки ведра с указанием реквизитов в соответствии с СанПиН и наличия наклейки желтого цвета, пакета желтого цвета внутри ведра само многоразовое ведро для отходов класса Б должно быть желтого цвета.

3. Журналы дезинфекции многоразовых емкостей для отходов. Эксперты Роспотребназора считают, что согласно п. 170 и 176 СанПиН 2.1.3684-21 должны ежедневно заполняться журналы: 1) проведения дезинфекции многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б, 2) мойки и дезинфекции многоразовой тары для отходов класса А.

ПРОШУ:

- ответить на вопросы, сославшись на нормы действующего законодательства:

Вопрос 4. Должны ли многоразовые емкости (например, ведра с педальным механизмом) для сбора не острых, не органических, не жидких медицинских отходов класса Б быть желтого цвета?

Вопрос 5. Должны ли ежедневно заполняться журналы: 1) проведения дезинфекции многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б; 2) мойки и дезинфекции многоразовой тары для отходов класса А; 3) каким НПА установлена форма данных журналов?

Ответ на вопрос 4 см. в разделе 4.

 

Содержание

1. Позиция Роспотребнадзора по вопросу размещения над гаражами помещений медицинских организаций

2. Позиция Роспотребнадзора по вопросу оборудования площадки для сбора отходов класса А

3. Позиция Роспотребнадзора по вопросу наличия прививочного сертификата на рабочем месте

4. Позиция Роспотребнадзора по вопросу ведения журналов дезинфекции многоразовой тары для отходов классов А и Б

 

Перечень нормативных правовых актов

1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

3. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

4. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ. "Об отходах производства и потребления"

5. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"

6. Приказ Минзрава России от 18.02.2022 N 90н "Об утверждении формы, личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа"

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

9. Методические рекомендации (МР 2.1.0247-21) по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021.

10. Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (документ утратил силу с 1 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Роспотребнадзора от 21.02.2022 N 55, вместе с тем, до 01.09.2025 разрешена выдача книжек на бумажном носителе — прим. авт.)

 

1. Позиция Роспотребнадзора по вопросу размещения над гаражами помещений медицинских организаций

Далее приводится текст ответа Роспотребнадзора от 20.10.2021 N 09-23771-2021-40.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела Ваше обращение по вопросу размещения в жилых домах над стоянками автомобилей, гаражами помещений медицинских организаций и сообщает.

В соответствии с пунктом 134 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) размещение в многоквартирных домах гаражей, стоянок, паркингов допускается при условии отделения занимаемых ими помещений от жилой части этажом нежилого назначения. Размещение над гаражами помещений для работы детьми, помещений медицинских организаций запрещается.

Ранее пунктом 3.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10) также предусматривалось, что при размещении под жилыми зданиями гаражей-стоянок необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения. Размещение над гаражами помещений для работы с детьми, помещений лечебно-профилактического назначения не допускается.

Таким образом, новые требования не вводились, тексте пункта 134 СанПиН 2.1.3684-21 содержатся требования, аналогичные требованиям пункта 3.5 СанПиН 2.1.2.2645-10. С момента введения в действие СанПиН 2.1.2.2645-10 и до вступления силу СанПиН 2.1.3684-21 вопросы по применению пункта 3.5 не выносились.

Выполнение требований санитарного законодательства для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ является обязательным.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности является лицензия.

Лицензирование медицинской деятельностиествляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. В связи с вышеуказанным, разъяснения о получении медицинской организации лицензии на оказание медицинской помощи в помещении не отвечающим санитарным правилам не входит в компетенцию Роспотребнадзора.

 

2. Позиция Роспотребнадзора по вопросу оборудования площадки для сбора отходов класса А

Далее приводится текст ответа Роспотребнадзора от 20.10.2021 N 09-23771-2021-40.

По вопросу об оборудовании площадки для сбора ТБО в медицинской организации, не имеющей собственной территории информируем, что в соответствии с пунктом 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ. "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Разъяснение по вопросам применения Правил не входит в компетенцию Роспотребнадзора.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
14 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
22-24 мая | Форум во Владимире

Жизненный цикл клиники

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать