Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Материал обновлен 19.04.2024. Приказ Минздрава N 29н. Практические вопросы, связанные с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров

Материал обновлен 19.04.2024. Приказ Минздрава N 29н. Практические вопросы, связанные с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Обязательность медицинских осмотров для работников медицинских организаций независимо от выполняемых трудовых функций

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

19.04.2024. Добавлены:
- раздел 8. Привлечение подрядных медицинских организаций при проведении обязательных медицинских осмотров
- раздел 9. Проведение медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования
- вопрос 7. В течение какого срока после прохождения медицинского осмотра сотрудника должны принять на работу?
- вопрос 8. Должен ли работодатель компенсировать работнику затраты на прохождение предварительного осмотра?

10.02.2024. Добавлен раздел 7. Учет результатов предыдущих медицинских осмотров и диспансеризации

11.12.2023. Добавлены:
- раздел 4. Согласование списков работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, оформление заключительных актов, предоставление медицинских карт сотрудникам Роспотребнадзора
- раздел 5. Направление заключительных актов и обобщенных сведений по итогам медицинских осмотров
- раздел 6. Прохождение медицинскими работниками медицинских осмотров и оформление личных медицинских книжек

 

Вопрос 1. Дайте, пожалуйста, разъяснение по следующему вопросу: означает ли, что согласно пункту 27 Приложения к Приказу Минздрава № 29н (работа в медицинских организациях), что прохождение периодического медицинского осмотра обязательно для всех сотрудников организации (сторожей, дворников, юрисконсультов, бухгалтеров и пр. не медицинского персонала).

Ответ на вопрос 1. Согласно абзацу 2 статьи 220 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее - ТК РФ) работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. См. Раздел 1.

Прошу дать разъяснение по Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (далее — приказ N 29н, Порядок) по следующим вопросам:

Вопрос 2. Согласно пункту 22 Порядка, утв. приказом N 29н, работодатель обязан предоставить списки работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний), "а также некоторых других работодателей". Какие организации имеются в виду?

Ответ на вопрос 2. См. Разделы 2, 3 и 4.

Вопрос 3. По заключительным актам: в настоящее время мы лично согласовываем и подписываем заключительные акты у специалистов в Роспотребнадзора, но в Приказе об этом ничего не написано, просьба дать пояснения.

Ответ на вопрос 3. См. Раздел 4.

Вопрос 4. В некоторых Роспотребнадзорах (ЮАО, ЮЗАО, ВАО) специалисты РПН просят привозить амбулаторные карты сотрудников заказчика на рассмотрение, насколько это законно?

Ответ на вопрос 4. См. Раздел 4.

Вопрос 5. Прошу вас разъяснить, целесообразность сдачи заключительных актов периодического медосмотра, а также Актов Центра профпатологии (ФМБА), в текущем году, согласно письма от МОНИКИ.

С ФМБА мы сотрудничаем давно, в части услуг Центра профпатологии, они также как и Моники являются федеральным центром.

(1 экз. Акта сдаем в ФМБА ежегодно)

В приказе 29н п.47, «47. Заключительный акт (в том числе в электронной форме) составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.»

Указано что заключительные АКТЫ направляются в центр профпатологии субъекта Российской Федерации. Должна ли наша медицинская организация предоставлять АКТ периодического медосмотра в ФМБА или Моники, а также помимо ФМБА, предоставлять и в МОНИКИ АКТ Центра профпатологии?

п.48. Медицинские организации обобщают и анализируют результаты периодических осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории данного субъекта Российской Федерации и не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, направляют обобщенные сведения в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья направляет обобщенные сведения в Центр профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

49. Центр профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляет сведения о проведении периодических осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Ответ на вопрос 5. См. Раздел 5.

Вопрос 6. Медицинский центр в августе 2023 года проводил периодический медицинский осмотр в компании «М», в феврале 2024 года, данная компания переводит всех своих сотрудников в компанию «Н», требуется ли повторный медицинский осмотр сотрудников данной организации (лабораторные исследования, осмотр врачей специалистов), может ли Медицинский центр использовать данные раннее проведенного периодического медицинского осмотра без повторного осмотра сотрудников и выдать заключение о профпригодности сроком годности до августа 2024 года.

Ответ на вопрос 6. См. Раздел 7. Из данного обращения можно выделить несколько вопросов:

1. Требуется ли при приеме на работу сотрудников в компанию «Н» путем перевода из компании «М» проведение предварительных медицинских осмотров?

2. Может ли медицинский центр использовать данные раннее проведенного периодического медицинского осмотра?

3. Может ли медицинский центр использовать данные раннее проведенного периодического медицинского осмотра без повторного осмотра сотрудников?

4. Может ли медицинский центр выдать заключение о профпригодности с указанием срока годности заключения?

Вопрос 7. В течение какого срока после прохождения медицинского осмотра сотрудника должны принять на работу?

Ответ на вопрос 7. Рассмотрим Решение Пензенского областного суда от 29.09.2022 по делу N 7-335/2022.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров - влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц.

Из материалов дела следует, что в результате плановой выездной проверки в ООО "Агат-Алко" с 09.02.2022 по 14.02.2022 ГИТ в Пензенской области выявлено нарушение трудового законодательства, поскольку электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО был допущен к исполнению трудовых обязанностей с 09.03.2021 по день проведения проверки без прохождения в установленном порядке предварительного медицинского осмотра.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Агат-Алко" К. к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Отменяя постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области Л. (Ц.) от 24.02.2022 N 58/12-841-И/51-392/46/33 и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Агат-Алко" К. судья районного суда обоснованно исходил из того, что представленное ФИО заключение предварительного медицинского осмотра от 02.10.2020 являлось действующим на момент трудоустройства 09.03.2021.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года N 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и Перечень медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, при проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.

Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.

Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии установленного предельно допустимого срока, после прохождения предварительного медицинского осмотра, в течение которого работник должен быть принят на работу.

Материалами дела установлено, что между ООО "Агат -Алко" и ГБУЗ "Городищенская районная больница" был заключен договор на оказание платных медицинских услуг N 399 от 02.10.2020. 02.10.2020 ООО "Агат-Алко" выдало денежные средства ФИО в размере 3195 руб. для оплаты медицинского осмотра, что подтверждается распиской в получении денежных средств. Из заключения предварительного медицинского осмотра ГБУЗ "Городищенская районная больница" от 02.10.2020 следует, что ФИО не имеет медицинских противопоказаний в работе с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами.

Таким образом, директор ООО "Агат-Алко" К. обеспечил прохождение предварительного медицинского освидетельствования работником ФИО.

Доводы должностного лица о том, что правонарушение является длящимся, а срок действия предварительного медицинского осмотра ФИО закончился 02.10.2021 не могут быть приняты во внимание, так как протоколом и постановлением об административном правонарушении директору ООО "Агат-Алко" К. вменяется допуск ФИО к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра.

Комментарий автора. Во-первых, законодательством не установлен предельный срока, в течение которого после прохождения предварительного медицинского осмотра работник должен быть принят на работу. По-мнению автора, таким сроком является частота проведения периодических медицинских осмотров, установленная Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.

Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н

Согласно пункту 18 указанного Порядка частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.

Таким образом, если периодические осмотры должны проводится, например, не реже 1 раза в год, то после прохождения предварительного осмотра сотрудника должны принять на работу не позднее 1 года.

Во-вторых, срок проведения периодического осмотра исчисляется не даты приема сотрудника на работу, а с даты предварительного осмотра. В рассмотренном деле ответственности за нарушение сроков проведения периодического осмотра удалось избежать только по тому, что в протоколе указанное нарушение не было зафиксировано. В протоколе было зафиксировано только нарушение, связанное с приемом на работу без прохождения предварительного осмотра сотрудника.

Вопрос 8. Должен ли работодатель компенсировать работнику затраты на прохождение предварительного осмотра?

Ответ на вопрос 8. Рассмотрим Решение Клинского городского суда Московской области от 02.03.2023 по делу N 2-355/2023.

В отношении требования истца (бывшего работника — прим. авт.) о взыскании с ООО "Дион" расходов на проведение обязательного медицинского осмотра в размере 7 760 руб. 00 коп., суд приходит к следующему.

При поступлении на работу некоторые сотрудники обязаны проходить предварительный медицинский осмотр (ч. 1, ч. 8 ст. 213 ТК РФ).

В соответствии со ст. 214 ТК РФ, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Нормами ТК РФ установлено, что работодатель должен организовать проведение медосмотра за счет собственных средств (ст. 212, 213 ТК РФ). Компенсация работодателем расходов работника, который прошел медосмотр за свой счет, ТК РФ не предусмотрена. Прохождение медосмотра работником за свой счет с дальнейшей компенсацией его стоимости работодателем является нарушением трудового законодательства. Такой подход отражен в постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.08.2020 N 16-3025/2020.

За периодические медицинские осмотры, так же как за предварительные, производится оплата медосмотра работодателем.

Однако, в соответствии с пунктом 7 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, медицинская комиссия может учитывать результаты обследований работника за предшествующий год. Для этого работодатель выдает направление на медицинское обследование в общем порядке, а работник - вместе с направлением предоставляет в медицинское учреждение имеющиеся результаты обследований и анализов, выписку из медицинской карты. Медкомиссия рассматривает представленные документы и, если не требуются другие обследования и анализы, выдает медицинское заключение. Если медкомиссия затрудняется в оценке результатов осмотра и направляет работника на дополнительное обследование, оно оплачивается за счет ОМС (п. 32 Порядка N 29н).

Представленным в дело трудовым договором N 11 от 01.03.2021 не предусмотрена обязанность работника ежегодно проходить диспансеризацию, как и обязанность работодателя оплачивать медицинские обследования работников.

Кроме того, по имеющимся в материалах дела документам, ООО "Дион" не направлял П. на ежегодную диспансеризацию, а проведенное обследование могло быть произведено по полису ОМС, ввиду изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного истцом требования о возмещении ей ответчиком расходов на проведение обязательного медицинского осмотра в размере 7 760 рублей.

Комментарий автора. Во-первых, возложение обязанности по оплате медицинского осмотра на работника не допустимо. Доказывается наличием в договоре соответствующего условия в договоре. Если работодатель отдает предпочтение претендентам на работу, самостоятельно прошедшим диспансеризацию, или официально мотивирует работников проходить диспансеризацию за счет средств ОМС или неофициально - иные осмотры за счет работника, то доказать нарушение со стороны работодателя затруднительно.

Во-вторых, целью подобных действий работодателя может являться сокращение затрат на проведение медицинских осмотров.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, утв. приказом N 29н, медицинская комиссия может учитывать результаты обследований работника за предшествующий год.

Согласно пункта 12.4 Порядка, утв. приказом N 29н, работодатель вправе организовать лицам, поступающим на работу, прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых при проведении диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра и оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение предварительного осмотра.

 

Содержание

1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 о некоторых вопросах, связанных с нарушением трудового законодательства

2. Медицинские осмотры работников, занятых на работах в некоторых организациях

3. Основания включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров

4. Согласование списков работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, оформление заключительных актов, предоставление медицинских карт сотрудникам Роспотребнадзора

5. Направление заключительных актов и обобщенных сведений по итогам медицинских осмотров

6. Прохождение медицинскими работниками медицинских осмотров и оформление личных медицинских книжек

7. Учет результатов предыдущих медицинских осмотров и диспансеризации

8. Привлечение подрядных медицинских организаций при проведении обязательных медицинских осмотров

9. Проведение медицинских осмотров за счет средств Фонда социального страхования

 

Перечень нормативных правовых и судебных актов

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

5. Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры"

6. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

8. Постановление Верховного Суда РФ от 07.04.2021 N 16-АД21-3

9. Письмо Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах"

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
3 и 4 марта | Семинар в Москве

Налогообложение медицинских услуг и судебные тренды в 2025 году

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать