Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Материал обновлен 22.10.2024. Оформление лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

Материал обновлен 22.10.2024. Оформление лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Аренда медицинского оборудования, внесенного в ФРМО

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

22.10.2024. Добавлен раздел 8. Позиция Минздрава по вопросу оформления лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

12.07.2024. Добавлены:
- вопрос 5. Возможно ли в помещениях нашей медицинской организации осуществление лицензирования деятельности частнопрактикующего врача аналогичной деятельности клиники?
- раздел 7. Оформление лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

23.10.2023. Добавлены:
- вопрос 4. У нас по соседству есть детский медицинский центр. Так как часть помещений в различное время у нас свободно - может ли детский МЦ взять в субаренду эти площади для лицензирования? Такая практика существует?
- раздел 6. Аренда помещений, используемых для медицинской деятельности одним юридическим лицом, для лицензирования медицинской деятельности другим юридическим лицом

Просим предоставить экспертное заключение о возможности лицензирования новых направлений при соблюдении ряда условий:

Вопрос 1. Новое направление «Иглорефлексотерапия». Возможно ли лицензирование данного направления в кабинете, котором уже есть вид деятельности «УЗИ»? Площадь кабинета - 23,4 м2.

Ответ на вопрос 1 см. в разделах 1 - 3.

Вопрос 2. Новое направление «Остеопатия». Возможно ли лицензирование данного направления в кабинете, котором уже есть вид деятельности «Сестринское дело» (процедурный кабинет)? Площадь кабинета - 13,2 м2.

Ответ на вопрос 2 см. в разделах 1 и 4.

Вопрос 3. Можно ли брать оборудование в аренду у медицинских центров на ограниченный срок для лицензирования при условии, если оно зарегистрировано в ФРМО?

Ответ на вопрос 3 см. в разделе 5.

Вопрос 4. У нас по соседству есть детский медицинский центр. Так как часть помещений в различное время у нас свободно - может ли детский МЦ взять в субаренду эти площади для лицензирования? Такая практика существует?

У нас есть смежная дверь между медицинскими центрами. По сути, тогда не нужен договор на субаренду согласно пункту 2 Вашего письма? И по пункту 3, у нас как раз будут раздельные входы и холл для ожидания. Также прошу уточнить. Если у нас 1 кабинет УЗИ - мы его не сможем сдать в субаренду?

Ситуацию никак не изменит, если помещения будут сдаваться грубо говоря по часам? Например только в среду и пятницу с 17 до 19 часов?

Ответ на вопрос 4 см. в разделе 6.

Вопрос 5. ООО является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь населению (лицензия Л041_ от 10.04.2019). Среди видов медицинской деятельности, заявленных в лицензии, имеются такие как:

- первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях по хирургии;

- первичная специализированная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара по хирургии;

- специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по хирургии.

По указанным видам деятельности здание и помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, о чем имеются соответствующие Экспертное заключение и выданное Санитарно- эпидемиологическое заключение. Помещения оснащены всем необходимым оборудованием.

Просим оказать содействие в разъяснении следующих вопросов в части лицензирования медицинской деятельности:

1. Возможно ли в помещениях нашей медицинской организации осуществление лицензирования деятельности частнопрактикующего врача аналогичной деятельности клиники:

- первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях по хирургии;

- первичная специализированная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара по хирургии;

- специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по хирургии?

При этом, необходимые для соответствующего вида деятельности помещения, оборудование клиники будут использоваться таким врачом по договору аренды в определенные дни по своему графику работы. В остальное время данные помещения и оборудование будут использоваться собственником - клиникой - для осуществления своей соответствующей медицинской деятельности.

2. Если возможно, то при каких условиях?

3. Каким образом полученная врачом лицензия повлияет на возможность осуществления аналогичных видов деятельности самой клиникой в тех же помещениях, на том же оборудовании?

4. Возможно ли осуществление медицинской деятельности врачом (имеющим лицензию, полученную не по адресу клиники, с аналогичными видами медицинской деятельности), по месту нахождения клиники?

Ответ на вопрос 5 см. в разделе 7.

 

Содержание

1. Размещение в одном кабинете специалистов разных профилей посменно

2. Иглорефлексотерапия или иглоукалывание, народная медицина или медицинская деятельность

3. Лицензионные требования к оказанию услуг иглорефлексотерапии

4. Лицензионные требования к оказанию услуг по остеопатии

5. Аренда медицинского оборудования, внесенного в ФРМО

6. Аренда помещений, используемых для медицинской деятельности одним юридическим лицом, для лицензирования медицинской деятельности другим юридическим лицом

7. Оформление лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

8. Позиция Минздрава по вопросу оформления лицензий на медицинскую деятельность, включающих одинаковые работы (услуги), двумя организациями на одно помещение, используемое по графику

 

Перечень нормативных правовых актов

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

6. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"

7. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"

8. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

9. Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность"

10. Приказ Минздрава России от 11.12.2020 N 1317н "Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу"

11. Приказ Минздрава России от 19.01.2018 N 21н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "остеопатия"

12. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"

13. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"

14. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"

15. Приказ Минздрава РФ от 03.02.1999 N 38 "О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации"

16. Приказ Минтруда России от 02.06.2021 N 358н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат"

17. Приказ Минтруда России от 03.09.2018 N 572н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"

18. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

19. Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

20. "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"

21. Письма Роструда от 09.01.2013 N 2-ТЗ, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1 и от 22.03.2012 N 428-6-1

 

1. Размещение в одном кабинете специалистов разных профилей посменно

Как следует из решения Роспотребнадзора от 23.10.2014 N 62-Р жалоба ООО на отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения удовлетворена. В решение указано, что для осуществления медицинской деятельности территориальными амбулаторно-поликлиническими организациями мощностью до 100 посещений в смену допускается осуществление приема врачей-специалистов терапевтического профиля (терапевт, невролог, кардиолог, нефролог, ревматолог, гастроэнтеролог, эндокринолог) в одном кабинете строго по графику и без применения аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств, то есть только на уровне консультаций.

В решении также отмечено, что пунктом 3.3. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (далее — СанПиН 2.1.3.2630-10, в настоящее время не действует — прим. авт.) установлено, что структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности.

В соответствии с пунктом 3.6 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации.

Кроме того, нормами СанПиН 2.1.3.2630-10 не установлен запрет на численность врачей, осуществляющих консультационный прием в одном кабинете, с учетом строго соблюдения графика приема.

СанПиН 2.1.3.2630-10 утратил силу в связи с принятием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг". СП 2.1.3678-20 также не содержат запрета на численность врачей, осуществляющих консультационный прием в одном кабинете, с учетом строго соблюдения графика приема.

Ответ на вопрос 1. Поскольку, как следует из решения Роспотребнадзора, прием врачей разного профиля в одном кабинете допускается без применения аппаратных методов, а в кабинете УЗИ находится соответствующее оборудование, то прием пациентов в кабинете УЗИ врачами других профилей не допускается. Таким образом, оформление санитарно-эпидемиологического заключения для лицензирования иглорефлексотерапии в кабинете УЗИ не возможно.

Ответ на вопрос 2. Поскольку, как следует из решения Роспотребнадзора, прием врачей разного профиля в одном кабинете допускается без применения парентеральных вмешательств, а процедурный кабинет предназначен в том числе для инъекций, то прием пациентов в процедурном кабинете врачами других профилей не допускается. Таким образом, оформление санитарно-эпидемиологического заключения для лицензирования работ (услуг) по остеопатии в процедурном кабинете не возможно.

Рекомендации. Несмотря на наличие указанного решения Роспотребнадзора по данному частному вопросу общая практика Роспотребнадзора при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений заключается в требовании отдельных помещений по каждому профилю, виду работ (услуг).

1. В случае отсутствия свободных помещений можно попробовать заявить прием врачей-специалистов терапевтического профиля (терапевт, невролог, кардиолог, нефролог, ревматолог, гастроэнтеролог, эндокринолог) в рамках уже указанных в лицензии работ (услуг) в одном кабинете строго по графику и без применения аппаратных методов диагностики, лечения и парентеральных вмешательств, то есть только на уровне консультаций, - как указано в решении Роспотребнадзора, чтобы «освободившиеся» кабинеты заявить для лицензирования рефлексотерапии и остеопатии.

2. В отношении работ (услуг) по сестринскому делу, для которых используется процедурный кабинет, необходимо отметить следующее.

Согласно пункта 6 Требований к организации и выполнению работ (услуг) по сестринскому делу, утв. Приказом Минздрава России от 11.12.2020 N 1317н, в целях осуществления работ (услуг) по сестринскому делу может создаваться кабинет доврачебной помощи, процедурный кабинет, прививочный кабинет, перевязочная, манипуляционная. Оснащение осуществляется в соответствии со стандартами оснащения, предусмотренными приложениями к настоящим требованиям, за исключением случаев, когда стандарт оснащения предусмотрен порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям.

Например, Рекомендуемыми штатными нормативами кабинета врача-хирурга, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" (далее- приказ N 922н), в кабинете врача-хирурга предусмотрена должность медицинской сестры. В этом случае отдельный процедурный кабинет для медицинской сестры не требуется, она работает вместе с врачом, ассистирует ему. Аналогичная ситуация встречается в большинстве порядков.

Например, Приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "остеопатия", утв. приказом Минздрава России от 19.01.2018 N 21н (далее — приказ N 21н), в отделении остеопатии предусмотрена должность медицинской сестры. К слову само отделение может состоять из одного кабинета-врача остеопата, остальные помещения (см. пункт 7 Приложения N 4 к указанному Порядку — помещения для пациентов, работников, туалеты) могут быть общими для медицинского центра.

Другой пример, согласно пункта 3 Приложения 7 к Приказу Минздрава России от 03.02.1999 N 38 основной задачей медицинской сестры кабинета рефлексотерапии является оказание помощи врачу в лечебно-диагностической работе, а также подготовка кабинета к приему больных и ведение медицинской документации.

Таким образом, в обоих случаях (рефлексотерапия, остеопатия) рабочим местом медицинской сестры может являться кабинет врача, а не процедурный кабинет.

Для определения рабочего места (кабинета) сотрудника по конкретной должности (например, медицинской сестры) используется штатное расписание.

Рассмотрим пример. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон N 426-ФЗ) с 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

В соответствии с частью 5 статьи 9 закона N 426-ФЗ комиссия, созданная работодателем, определяет перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка.

Согласно части 1 статьи 16 Закона N 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест (см. часть 6 статьи 9 Закона N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При выяснении судом (см. Постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2019 N 46-АД19-17) оснований для привлечения к административной ответственности в связи с не проведением специальной оценки условий труда рабочих мест исследуются должности, указанные в утвержденном штатном расписании, и их фактическое замещение (т. е. отсутствие вакансий). Таким образом, специальная оценка условий труда рабочих мест проводится в отношении должностей, указанных в штатном расписании и фактически занятых работниками.

Согласно пункту 1 Приложения N 1 «Правила организации деятельности кабинета врача-остеопата» к Порядку, утв. приказом N 21н, кабинет врача-остеопата является структурным подразделением медицинской организации. Тоже самое можно сказать о кабинете врача-рефлексотерапевта (см. раздел должности Приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", отдел, отделение, кабинет — являются структурными подразделениями медицинской организации).

Бланк унифицированной формы N Т-3 «Штатное расписание» и порядок его заполнения утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Как следует из пояснений к унифицированной форме N Т-3 (утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1), штатное расписание должно содержать перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, а также информацию о количестве штатных единиц (см. письмо Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1).

Следовательно, можно составить штатное расписание таким образом, чтобы должности врача-остеопата и медицинской сестры были сгруппированы и отнесены к кабинету врача-остеопата. Если должность медицинской сестры в штатном расписании не отнесена к процедурному кабинету, то этот кабинет можно использовать для лицензирования иных работ (услуг), поставив в соответствие этому кабинету в штатном расписании необходимых медицинских работников. В штатном расписании вместо процедурного кабинета можно указать кабинет врача-остеопата, то есть, можно переименовать процедурный кабинет в кабинет врача-остеопата (или врача-рефлексотерапевта и т. п.).

Работодатели негосударственного сектора вправе применять унифицированную форму или разработать свою форму (см. письма Роструда от 09.01.2013 N 2-ТЗ, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1 и от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1). Данная форма должна содержать реквизиты, предусмотренные типовой формой, но может быть расширена, дополнена иными сведениями.

Например, типовое штатное расписание не содержит фамилии работников и их штатную расстановку по должностям. Штатная расстановка (штатное замещение, список работников) нормативными документами не установлена. Штатное замещение позволяет отслеживать вакансии, а также заполнение штатных единиц при приеме на работу совместителя или если должность делится между несколькими сотрудниками. Штатное замещение обычно разрабатывается на основе штатного расписания формы Т-3 с добавлением столбца, в который вносятся фамилии, имена, отчества работников, занимающих определенные должности, табельный номер работника.

Таким образом, для наглядности можно включить в штатное расписание помимо названия кабинета и названия должности, относящейся к данному кабинету, фамилию, имя, отчество, табельный номер медицинской сестры, тем самым определив для нее в качестве рабочего места кабинет врача-остеопата.

 

2. Иглорефлексотерапия или иглоукалывание, народная медицина или медицинская деятельность

Для начала разберемся в терминах: иглоукалывание и иглорефлексотерапия, - корень один, а требования к осуществлению деятельности разные.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья.

Согласно части 2 указанной статьи право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно части 7 указанной статьи незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (см. Статья 6.2. Незаконное занятие народной медициной "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, далее - КоАП).

Приказом Росздравнадзора от 25.01.2006 N 154-Пр/06 введена в работу Система добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей" (вместе с Порядком проведения сертификации услуг в области народной медицины, Порядком ведения реестра сертификатов соответствия Системы добровольной сертификации услуг в области народной медицины "Реестр целителей") (не является нормативным правовым актом — прим. автора).

Согласно "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" к группе занятий 2230 «Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины» относятся высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины оценивают состояние пациентов; занимаются профилактикой и лечением заболеваний, болезней, травм и других физических и умственных нарушений, поддерживают общее состояние здоровья у людей посредством применения знаний, навыков и опыта, полученных в результате глубокого изучения теорий, убеждений и опыта, накопленных в определенных культурах.

В их обязанности входит:

- проведение медицинских осмотров пациентов и собеседований с ними и членами их семей для выяснения состояния их здоровья;

- составление и претворение в жизнь планов лечения физических, душевных и психологических недугов с использованием таких методов, как иглоукалывание, аюрведическая, гомеопатическая медицина и фитотерапия;

- оценка и документальное подтверждение течения болезни пациентов посредством планов лечения;

- консультирование отдельных лиц, семей и групп лиц по вопросам здоровья, питания и образа жизни;

- назначение и приготовление средств народной медицины, таких как травяные, растительные, минеральные и животные экстракты с целью усиления способностей организма к самовосстановлению;

- обмен информацией о пациентах с другими медицинскими работниками по мере необходимости для обеспечения непрерывного и всеобъемлющего медицинского ухода;

- проведение исследований в области альтернативной и народной медицины, а также распространение результатов, в частности посредством научной документации и отчетов.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

врач аюрведической медицины, гомеопат, иглотерапевт, натуропат.

Примечание - Занятия в сфере альтернативной и народной медицины, для квалифицированного выполнения которых требуется глубокое понимание особенностей и областей применения традиционной и нетрадиционной медицины в результате углубленного изучения этих методов в высших медицинских учебных заведениях, а также анатомии человека и основ современной медицины, относят к начальной группе 2230 Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины. Занятия, которые требуют менее глубокого понимания на основании относительно коротких сроков обучения и подготовки либо понимания, приобретенного неформальным путем посредством изучения традиций и практик сообществ, в которых они появились, относят к начальной группе 3230 Лекари народной медицины и целители. К этой же группе относятся практики, занимающиеся исключительно применением фитотерапии, духовных практик или методов мануальной терапии.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлении Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее — ПП N 852), лицензирования подлежат работы (услуги) по рефлексотерапии.

Согласно номенклатуры медицинских услуг, утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, в Раздел А21 включены медицинские услуги, связанные с лечением с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия). Таким образом, для указанных услуг также необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом, в действующем законодательстве альтернативная, нетрадиционная медицина и пр. отнесены к народной медицине, которая в свою очередь отделена от медицинской деятельности. Медицинская деятельность основывается на принципах доказательной медицины (1), которая включает клинические исследования (2), регистрацию лекарственных средств (3) и медицинских изделий (4), а также лицензирование (5) и обязательные требования к осуществляемым вмешательствам (6). В то время как народная медицина основывается на народном опыте (7) и никак не регламентирована (8).

На взгляд автора, использование методов народной (альтернативной, нетрадиционной) медицины в процессе осуществления медицинской деятельности не допустимо в связи следующим.

Согласно части 1 статьи 2 закона N 323-ФЗ:

- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских осмотров (см. пункт 10);

- медицинская помощь - комплекс мероприятий, включающих в себя предоставление медицинских услуг (см. пункт 3);

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику (1), диагностику (2) и лечение заболеваний (3), медицинскую реабилитацию (4) и имеющих самостоятельное законченное значение (см. пункт 4). Номенклатура медицинских услуг утверждена Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н;

- качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность (1) оказания медицинской помощи, правильность (2) выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения (3) запланированного результата (см. пункт 21).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 73 закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией.

Таким образом, врачи вправе устанавливать диагнозы (1), осуществлять вмешательства (2), применять медицинские изделия (3), и назначать и применять лекарственные средства (4) исключительно в соответствии со своей квалификацией, предусмотренной специальностью (сертификатом, свидетельством об аккредитации). Иное является грубым нарушением лицензионных требований.

Согласно части 1 статьи 79 закона N 323-ФЗ медицинская организация обязана:

- организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи (см. пункт 2);

- обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи (см. пункт 2.1);

- обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий (см. пункт 5).

Отсюда следует, что недопустимо назначение и применение в качестве лекарств лекарственных форм, зарегистрированных на территории РФ в качестве БАД, т. е. не разрешенных к применению в качестве лекарств.

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. ПП N 852, лицензионными требованиями являются:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

б) соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

в) соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Пациент, обращаясь за медицинской помощью в организацию, имеющую лицензию, заключает договор на предоставление платных медицинских услуг.

Согласно Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736:

- платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии (см. пункт 4);

- требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования (см. пункты 5, 35). Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 4 «Качество товара (работы, услуги)» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" - если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующие этим требованиям;

- платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, и могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи, по письменному согласию потребителя и (или) заказчика. (см. пункт 11).

Таким образом, в случае установления диагноза заболевания врач в рамках своей компетенции (1), определяемой специальностью, должен незамедлительно назначить лечение (2), включающее медицинские услуги (3) в соответствии с номенклатурой, зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты (4) в соответствии с инструкцией по применению и стандартами (5) лечения при наличии.

При этом выход врача за пределы компетенции (1), несвоевременное выявление (2) заболевания (неправильная установка диагноза), применение методов нетрадиционной медицины (3) вместо оказания медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой, назначение биологически активных добавок (4) вместо зарегистрированных лекарств, указанных в т. ч. стандарте или клинической рекомендации (при наличии), будет однозначно расцениваться надзорными органами и судом как нарушение требований к качеству и безопасности медицинских услуг.

За указанное нарушение предусмотрены следующие виды наказаний:

1) административная ответственность, предусмотренная статьей 14.1 КоАП (часть 3, грубое нарушение лицензионных требований);

2) уголовная ответственность, предусмотренная статьей 238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности);

3) гражданская ответственность:

- предусмотренная законом о защите прав потребителей (например, требование пациента о возврате платы за лечение, штраф в размере 50% от суммы требования в случае отказа от добровольного удовлетворения требования пациента);

- компенсация вреда здоровью и морального вреда.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
3 и 4 марта | Семинар в Москве

Налогообложение медицинских услуг и судебные тренды в 2025 году

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать