Сокращение плановых проверок - не более 10% членов саморегулируемой организации
Мисюлин С.С. / 08 Августа 2024 / просмотров 4122
Мисюлин Сергей Сергеевич, кандидат медицинских наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииСокращение количества плановых проверок Роздравнадзора и Роспотребнадзора является одним из преимуществ членства в СРО
Мисюлин С.С.
Выделить главное вкл выкл
Обновление материала
08.08.2024. До конца 2025 года продлили срок действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (см. часть 1 статьи 26.3) в отношении некоторых видов проверок:
- контроль за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров;
- надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов.
Содержание
1. О плановых проверках членов НАМО в сфере здравоохранения в 2024 году
2. О моратории на плановые проверки и проверках членов НАМО Роспотребнадзором
1. О плановых проверках членов НАМО в сфере здравоохранения в 2024 году
Вопрос. Направляю извещение, полученное на госуслугах, о проведении плановой проверки нашей организации Роспотребнадзором в марте 2024 года. В 2019 году Роспотребнадзор выходил к нам с проверкой без согласования со СРО. Просим рассмотреть возможность не включать нашу организацию в перечень членов СРО для проведения плановой проверки Роспотребнадзором в 2024 году.
Ответ. Уважаемые коллеги, мы внимательно изучили акт и предписание Роспотребнадзора по результатам проверки в 2019 году. Там нет ничего криминального, за исключением отсутствия анализа крови на ВИЧ при заборе донорского материала. Однако, наличие предписания не позволяет претендовать на снижение категории риска, чтобы избежать проверки.
В целом, как это ни странно звучит, имеющееся предписание скорее несет больше пользы, чем вреда. Там нет ничего неисполнимого или чрезмерно затратного. Если бы данные нарушения были бы выявлены по жалобе пациента (особенно при наличии вреда здоровью, например, при заражении), проблем могло бы быть гораздо больше и штрафом отделаться бы не удалось.
Если Вы выполнили предписание и продолжаете исполнять предписанное, то Ваше деятельность стала более безопасной, с точки зрения возможных убытков.
Дополнительно сообщаем.
1. Роспотребнадзор (как и любой другой надзорный орган) не должен согласовывать проверки членов СРО. Общее количество проверок не должно превышать 10% от списочного состава членов.
2. Общее количество плановых проверок Роспотребнадзором членов НАМО в 2024 году составляет 16 организаций, Росздравнадзором — 5 организаций. В 2024 году, как и в предыдущие годы Роспотребнадзор уложился в 10%. Если количество проверок не превышено, то у СРО отсутствуют основания для ходатайства о сокращении их количества.
Все плановые проверки членов НАМО в 2024 году Росздравнадзором связаны с деятельностью по обороту наркотических средств.
До конца 2025 года продлили срок действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении некоторых видов проверок, включая контроль за оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров (см. подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 26.3).
3. Ранее в случае превышения количества проверок СРО обращалось в Генеральную прокуратуру, в результате Роспотребнадзор отменял отдельные проверки по своему усмотрению (1) и по согласованию с территориальными управлениями (2). Как правило, в плане оставались организации: 1) в которых ранее были выявлены недочеты, 2) оказывающие большое количество услуг в соответствии с лицензией, 3) имеющие стационар.
4. Безусловно любая проверка нежелательна. Однако, помимо плановых проверок в любой момент по жалобе пациента может быть инициирована внеплановая проверка, а также тематические проверки, инициированные прокуратурой с привлечением Роспотребнадзора.
К нам поступают вопросы, например: сейчас в Башкирии, Челябинске идут массовые проверки Роспотребнадзора, центра гигиены, прокуратуры по медицинским центрам (и это не внеплановые проверки). Случайно, не подскажите (может, что слышно) это по всей РФ планируется или это их местные решения?
В отношении проверок прокуратуры и центров гигиены необходимо отметить следующее. Центры гигиены не вправе проводить какие-либо проверки в отношении медицинских организаций. Прокуратура вправе проводить любые проверки без ограничений, в том числе привлекая сотрудников Роспотребнадзора или центра гигиены.
5. Предлагаю ознакомиться с материалами (необходима предварительная авторизация) для подготовки к проверкам: 1) Роспотребнадзора, 2) Росздравндазора, 3) МЧС, органов прокуратуры, МВД, Роскомнадзора, надзорными органами, занимающимися охраной труда, экологией, воинским учетом, налогами см. дополнительные материалы.
2. О моратории на плановые проверки и проверках членов НАМО Роспотребнадзором
В отношении проверок Роспотребнадзора необходимо отметить следующее.
1. До 2030 года установлен мораторий на плановые проверки организаций. Мораторий не распространяется на организаций, чья деятельность в качестве объекта контроля относится к чрезвычайно высокому риску или высокому риску. См. пункт 11(3) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее — ПП N 336).
2. Как следует из ответа Роспотребнадзора в адрес НАМО, при осуществлении деятельности родильных домов, родильных домов в многопрофильных лечебно-профилактических организациях, перинатальных центров, объект контроля относится к чрезвычайно высокому риску, а других случаях, при оказании медицинской помощи стационарно (в том числе в дневном стационаре), а также амбулаторно, объекты контролируемых лиц относятся к категории высокого риска.
Таким образом, в общем случае мораторий не распространяется на медицинские организации.
См. пункт 2 Приложения N 1 к Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100:
Категории риска отдельных объектов контроля в организациях и на территориях определяются по перечню согласно приложению N 1 с учетом раздела II настоящего документа.
Согласно пункту 8 указанного Приложения N 1 объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с разделом I настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последнем контрольном (надзорном) мероприятии юридического лица или индивидуального предпринимателя предписаний об устранении обязательных требований.
Таким образом, если при последней проверке отсутствовало предписание об устранении обязательных требований, то категория риска снижается на один уровень. Например, высокий риск для амбулатории заменяется на значительный. В этом случае на объект, отнесенный к значительному риску мораторий распространяется.
3. Как следует из ответа Роспотребнадзора, перечни объектов с указанием категорий риска размещаются Роспотребнадзором на официальном сайте Роспотребнадзора по адресу https://risk.rospotrebnadzor.ru/risk2/ (далее – ресурс).
В случае подачи заявления в Роспотребнадзор о об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска, контролируемое лицо прилагает к заявлению документы о соответствии деятельности контролируемых лиц и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов контроля к определенной категории риска, на присвоение которых претендует заявитель в соответствии с п.33 Положения.
Таким образом, для снижения категории риска необходимо подать заявление в ТУ Роспотребнадзора с приложением акта проверки, в котором нет замечаний.
Согласно пункту 8(1) ПП N 336 до 1 января 2030 года заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля может подаваться и рассматриваться в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим постановлением с учетом следующих особенностей:
а) заявление должно содержать номер соответствующего объекта контроля в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
б) заявление рассматривается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа, принявшего решение о присвоении объекту контроля категории риска;
в) срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации.
4. Как следует из ответа Роспотребнадзора от 22.12.2021 № 09-29309-2021-40, направленного в адрес НАМО, с учетом особенностей положения части 10 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), которой предусмотрено ограничение проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации не более чем десяти процентов от общего их числа, которая применяется до 31.12.2024 включительно при организации и осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (подпункт "д" пункта 1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона № 294-ФЗ), Роспотребнадзором согласовано предельное количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов Национальной Ассоциации медицинских организаций для включения территориальными органами Роспотребнадзора в проекты ежегодных планов на 2022 год с учетом направленной СРО "Национальная Ассоциация медицинских организаций" информации (реестр членов НАМО).
До конца 2025 года продлили срок действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении некоторых видов проверок, включая надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и их членов (см. подпункт "д" пункта 1 части 1 статьи 26.3).
3. Отмена плановых проверок медицинских организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Одним из преимуществ членства в саморегулируемой организации является сокращение количества плановых проверок органами Роздравнадзора и Роспотребнадзора.
См. подробнее о взаимодействии с органами власти и сокращении количества плановых проверок.
С 1 января 2017 года Росздравнадзор осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.
В связи с внесенными изменениями количество плановых проверок членов саморегулируемой организации должно сократиться. Как установлено законом, в отношении не более 10% членов СРО могут проводиться плановые проверки. В соответствии со сложившейся практикой данная норма применяется в отношении каждого органа, осуществляющего надзор. Например, в состав СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций в 2016 году входило 169 членов. В план проверок могли быть включены 16 проверок Росздравндазора, 16 проверок Роспотребнадзора и 16 проверок органов лицензирования субъектов РФ — итого 48 проверок.
Поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации более не будут осуществлять лицензионный контроль (за исключением выдачи и переформления лицензий), то количество проверок сократиться. Например, в план проверок могут быть включены 16 проверок Росздравндазора и 16 проверок Роспотребнадзора итого 32 проверки вместо 48 (минус 16 проверок департаментов здравоохранения регионов).