Компания F.Doc предложила специальные условия для членов НАМО
Михаил Легченко, директор сервиса Безбумажный офис F.Doc / 23 Октября 2025 / просмотров 117
Между НАМО и компанией F.Doc 22.10.2025 заключено Соглашение о сотрудничестве, направленное на информирование членов НАМО о возможности перехода на электронный документооборот с пациентами
Михаил Легченко, директор сервиса Безбумажный офис F.Doc
Выделить главное вкл выкл
Предметом Соглашения является взаимодействие НАМО и Партнера, направленное на информирование членов НАМО о возможности перехода на электронный документооборот с пациентами, а также предоставление специальных условий для членов НАМО
Электронный документооборот с пациентами: актуальность и проблематика
Автор: Михаил Легченко, директор сервиса Безбумажный офис F.Doc
ЭДО с пациентами: почему о нем все говорят?
Если проанализировать темы отраслевых конференций и вебинаров, послушать, что обсуждают в медицинском сообществе, то можно увидеть, что об электронном подписании документов с пациентами говорят почти на каждом мероприятии. Эта тема живая и востребованная. Мы общались с клиниками из разных сегментов: от многопрофильных федеральных сетей до узкоспециализированных медицинских организаций, чтобы понять, чем же им полезен ЭДО, в чем для них состоит его ценность. И готовы поделиться наблюдениями и идеями по этому вопросу.
Электронное подписание документов — тренд года
В последнее время интерес клиник к электронному подписанию документов с пациентами активно растет. Сегодня 10 из 20 топ-клиник рейтинга Forbes, см. https://www.forbes.ru/biznes/526159-20-krupnejsih-medicinskih-kompanij-2024-rejting-forbes, уже внедрили ЭДО, либо находятся на разных стадиях запуска, либо как минимум выделили бюджет на эти проекты.
Электронное подписание документов с пациентами становится базовой потребностью для современной клиники. По прогнозам участников рынка, в 2026 году это станет стандартом, который в том числе определяет уровень сервиса и степень эффективности взаимодействия с пациентом для всех ведущих клиник. Мы ориентируемся на этот сегмент не случайно: медицинские центры, системно ориентированные на цифровизацию, идут в авангарде. Они достигают эффекта масштаба, оптимизируют бизнес-процессы и задают тренд. К их опыту присматриваются, его перенимают.
Уже сейчас достаточно много небольших клиник, стоматологий, многопрофильных медицинских или диагностических центров, которые также переходят на электронное подписание. Если посмотреть на рынок в целом, то тренд на ЭДО захватывает разные сегменты: недвижимость, образование, ритейл, автобизнес.
Почему все переходят на электронное подписание
Активная цифровизация сферы здравоохранения стимулирует медучреждения переходить на ЭДО с пациентами. Медицинская документация становится доступной на Госуслугах, в личном кабинете или в мобильном приложении пациента.
Формируется новый паттерн поведения врачей и сотрудников клиники: подписывать электронные документы с пациентами в комфортном онлайн-формате — новая норма для большинства клиник и специалистов
Это внешние факторы, которые способствуют переходу на ЭДО. Но есть и внутренняя мотивация. У крупных клиник это прежде всего обслуживание на ресепшн. Электронное подписание ускоряет обслуживание пациентов на ресепшен в два, а то и в три раза — в зависимости от трафика клиники. Таким образом, мы видим, что электронное подписание сокращает время на оформление пациента, и за счет изменения скорости пациентопотока на ресепшен и упрощения рутинных задач клиника может нанимать меньше сотрудников. А один сотрудник обходится более 800 тысяч рублей в год. Соответственно, нет необходимости раздувать штат, и это дает серьезный бизнес-эффект.
Немаловажная история для крупных клиник — это архивы. В медицине документы нужно хранить 25 лет, при этом к ним предъявляется высокий уровень требований. Накопление бумажных архивов влечет серьезные операционные издержки, тогда как переход в цифру их сокращает.
Операционные издержки не исчерпываются только организацией хранения — необходимо содержать площади архивов, перемещать или извлекать документы и пр. Поиск в бумажных архивах организовать намного сложнее — это дополнительные издержки на организацию системы хранения.
С этой точки зрения электронный документооборот более прозрачный: меньше вероятность потери документа и его повреждения. В части управления рисками для крупных клиник это весомый аргумент.
Работа с архивами не менее важна и для небольших клиник. Для них основной причиной перехода на электронное подписание выступает именно логистика и организация хранения документов.
В небольшой клинике нет возможности выделить отдельное помещение, все приходится организовывать внутри. Это достаточно сложно и с точки зрения организации и хранения, и с точки зрения минимизации рисков потери или порчи бумажного архива. Например, есть некий отдельный кабинет, который используется для хранения бумажных документов. В то время как в нем можно было бы разместить еще один кабинет врача, и тем самым увеличить количество обслуживаемых пациентов. Но владелец вынужден либо ставить какие-то шкафы и хранить там документы, либо арендовать отдельное помещение и решать вопросы с логистикой. Для небольшого бизнеса это серьезные издержки и ощутимый удар по операционной эффективности.
Независимо от масштаба медицинской организации общей причиной для перехода на ЭДО становится сервисная составляющая. Электронное подписание дает возможность предложить клиенту более комфортные сценарии обслуживания, что актуально для рынка в целом.
А что с технической реализацией?
Сейчас есть все условия для перехода медицинских организаций любого уровня на ЭДО. Приблизительно 20 медицинских информационных систем — МИС, декларируют, что у них уже реализована интеграция с сервисами электронного подписания. Большая часть из них сотрудничает с F.Doc, некоторые разрабатывают технологические решения самостоятельно или планируют так сделать.
Тот факт, что и клиники, и МИС поддерживают этот функционал, говорит о том, что спрос на электронное подписание высокий.
Мы ожидаем, что в 2026 году достаточно большее количество медицинских организаций перейдет на ЭДО с пациентами, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке и предлагать своим пациентам комфортный и современный сервис.
Подробнее см. условия использования