Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Росздравнадзор и Роспотребнадзор отменили плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере здравоохранения в 2022 году

Росздравнадзор и Роспотребнадзор отменили плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере здравоохранения в 2022 году

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Мораторий на плановые проверки в 2022 году

2. Постановление Правительства от 10.03.2022 N 336

3. Определение непосредственной угрозы причинения вреда как основание для внеплановой проверки

4. Внесение изменений в реестр лицензий в части исключения работ (услуг), не предусмотренных положением о лицензировании

5. Кто должен исключить работы (услуги), не предусмотренные положением о лицензировании: лицензиат и лицензирующий орган?

6. О включении в тариф по обязательному медицинскому страхованию расходов на приобретение основных средств (медицинских изделий) стоимостью до 1 млн. рублей

7. Малые и микропредприятия будут платить меньшие штрафы

8. Квалификация нарушения санитарных норм медицинскими организациями

1. Мораторий на плановые проверки в 2022 году

Росздравнадзор объявил об отмене плановых проверок по всем видам контроля в сфере здравоохранения, говорится в пресс-релизе ведомства. Решение коснется юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Об этом говорится в сообщении на сайте службы от 30 марта, см. https://roszdravnadzor.gov.ru/news/28549

Росздравнадзор уточнил, что при получении информации о фактах непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью будет проводить внеплановые проверки. Ведомство утверждает, что такие меры снижают административную нагрузку на подконтрольные Росздравнадзору субъекты.

Для уточнения факта отмены плановой проверки путем ее исключения из реестра проверок можно обратится к информационному ресурсу https://proverki.gov.ru/portal/public-search

 

2. Постановление Правительства от 10.03.2022 N 336

Рассмотрим Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования 10.03.2022.

Согласно пункту 1 постановления в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

Согласно подпункту «а» пункта 2 допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:

родильные дома, перинатальные центры (абз. 7).

Согласно подпункта «б» пункта 2 в отношении родильных домов, перинатальных центров, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого риска допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора.

Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

Согласно пункта 3 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (для получения и / или переоформления лицензии — прим. авт.).

Согласно пункта 5 в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления и проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Сведения о завершении таких контрольных (надзорных) мероприятий, проверок по причине их отмены вносятся в срок не более 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Издание дополнительных приказов, решений контрольным (надзорным) органом, органом контроля не требуется.

Согласно пункта 10 допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.

 

3. Определение непосредственной угрозы причинения вреда как основание для внеплановой проверки

Рассмотрим Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году"

Обращает на себя внимание пункт 2 письма.

По вопросу определения непосредственной угрозы причинения вреда отмечаем.

На основании положений подпункта "а" пункта 3 постановления N 336 выявления фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства является основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Отмечаем, что положениями Федерального закона N 248-ФЗ и постановления N 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом в целях реализации положений постановления N 336 полагаем, что понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий.

Кроме того, полагаем, что данное понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретного территориального образования, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории (к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее).

Также полагаем возможным при определении факта причинения вреда или угрозы причинения тяжкого вреда здоровью и жизни учитывать положения приказа Минздрава России от 24 апреля 2008 г. N 194-н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека".

Одновременно отмечаем, что если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, начатого до вступления в силу постановления N 336, являлось наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, то в соответствии с пунктом 7 постановления N 336 контрольный (надзорный) орган принимает решение о завершении такого мероприятия на основании оценки соответствия таких сведений требованиям подпункта "а" пункта 3 данного постановления.

Обращает на себя внимание пункт 4 письма.

По вопросу проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия отмечаем.

На основании пункта 10 постановления N 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, профилактических мероприятий, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных законом случаях.

При этом в соответствии с пунктом 7 постановления N 336 исключается выдача предписаний об устранении нарушений обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Кроме того в указанном письме содержится мнение Минэкономразвития по следующим вопросам, вытекающим из постановления N 336:

- оценка исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных после вступления в силу постановления N 336 (пункт 5 письма);

- оценка исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, выданных до вступления в силу постановления N 336 (пункт 6 письма);

- привлечение контролируемых лиц к административной ответственности.

 

4. Внесение изменений в реестр лицензий в части исключения работ (услуг), не предусмотренных положением о лицензировании

Члену НАМО — медицинской организации — поступило письмо от 05 марта 2022 года из Департамента здравоохранения города Москвы — лицензирующий орган.

Вопрос: что значит это письмо?

Уважаемый лицензиат!

Департамент здравоохранения города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 12 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2343, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее постановление № 852), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2021г. № 866н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», уведомляет о внесении изменений в Единый реестр лицензий АИС Росздравнадзора в отношении принадлежащей Вам лицензии на медицинскую деятельность, предоставленной Департаментом здравоохранения города Москвы, в части исключения работ (услуг), не предусмотренных постановлением № 852, за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным указанным постановлением.

Обратимся к информационному ресурсу https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses

Введя ИНН медицинской организации, можно увидеть записи реестра лицензий, имеющие отношение к данной организации. Войдя внутрь записи можно увидеть работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, право на оказание которых предоставлено в соответствии с лицензией.

Самая крайняя колонка записи реестра называется «Выписка». Нажав на значок PDF файла, можно скачать выписку в указанном формате с перечислением работ (услуг). В выписке организации — члена НАМО — задавшей вопрос содержится ссылка на Приказ 866н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность», перечислены работы (услуги), а также в самом ее конце содержится пункт 9 - номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа: No 00 от 05.03.2022.

Таким образом, в реестр лицензий были внесены изменения на основании решения лицензирующего органа от 05.03.2022, как было указано в письме, в части исключения работ (услуг), не предусмотренных постановлением № 852, за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным указанным постановлением.

К сожалению реестр не содержит новой записи, изменения были внесены в имеющуюся запись от 2012 года, поэтому сравнить перечень работ (услуг) до внесения изменений не представляется возможным. Для этого надо сравнить данный перечень с перечнем в бумажной лицензии.

 

5. Кто должен исключить работы (услуги), не предусмотренные положением о лицензировании: лицензиат и лицензирующий орган?

Требование о переоформлении лицензий в течение одного года со дня вступления в силу нового положения (до 01.09.2022), на которое обращали внимание в НАМО (письмо исх. № 11-c/21 от 15 марта 2021 г.), было видоизменено. В итоговом документе прописано, что до 1 сентября 2022 года необходимо переоформить ранее выданные лицензии "в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению N 852". Переоформление не требуется, если услуги прописаны в прилагаемом к Постановлению перечне тождественных работ.

При этом разработчики так и не объяснили, на чьи именно плечи ложится переоформление. В НАМО предлагали отказаться от подачи лицензиатом заявления и "исключить данные работы из реестра силами Росздравнадзора без лишних бумаг и волокиты".

Пунктом 3 Проекта Постановления от 10.03.2021 (02/07/03-21/00113958, размещен http://regulation.gov.ru/projects#npa=113958) предлагалось установить, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, подлежат переоформлению в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего постановления, в целях приведения лицензионных условий в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением.

С учетом положений статьи 3 закона N 99-ФЗ:

лицензирование - деятельность лицензирующих органов по переоформлению лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса (пункт 1),

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2),

- НАМО предложила на основании пояснительной записки Разработчика Проекта в целях исключения введения избыточных обязанностей или запретов для физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, данный пункт изложить в следующей редакции:

«3. Установить, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления и содержащие виды работ (услуг), не указанные в настоящем постановлении, подлежат переоформлению лицензирующим органом в течение 1 года со дня вступления в силу настоящего постановления путем внесения новых сведений в реестр лицензий. Работы (услуги) по:

гигиене в стоматологии,

диабетологии,

клинической микологии,

наркологии,

неотложной медицинской помощи,

операционному делу,

организации сестринского дела,

санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям,

управлению сестринской деятельностью,

хирургии (абдоминальной),

энтомологии,

- подлежат исключению из реестра лицензий.

Согласно пункту 2 постановления Правительства N 852 в первоначальной редакции выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

С 01.03.2022 вступила в силу новая редакция данного пункта:

«В отношении лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до дня вступления в силу настоящего постановления, внесение изменений в реестр лицензий в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, осуществляется не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.»

Исходя из письма лицензирующего органа от 05.03.2022 в адрес медицинской организации, рассмотренного в ранее, о внесении им изменений в Единый реестр лицензий АИС Росздравнадзора в отношении лицензии на медицинскую деятельность, предоставленной Департаментом здравоохранения города Москвы, в части исключения работ (услуг), не предусмотренных постановлением № 852, за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным указанным постановлением, можно сделать вывод, что в связи с новой редакцией Постановления N 852 с 01.03.2022 лицензирующие органы будут вносить указанные изменения самостоятельно.

Кроме того, в Москве сложилась практика в отношении работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии. В случае подачи заявления о переоформлении лицензии лицензиаты при наличии в лицензии работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью (до 01.09.2022) указывают работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии (после 01.09.2022) и лицензирующие органы в Москве переоформляют лицензии, включая в реестр новое наименование без какой-либо проверки — автоматически.

 

6. О включении в тариф по обязательному медицинскому страхованию расходов на приобретение основных средств (медицинских изделий) стоимостью до 1 млн. рублей

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 346 "О внесении изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" установлено:

В разделе IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 205), абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"Порядок формирования тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу, а также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования.".

В связи с указанными изменениями НАМО направило письмо в Правительство РФ

Просим разъяснить возможность приобретения основных средств (запасных частей к медицинским изделиям, используемым для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей на основании абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 346 "О внесении изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".

Данный запрос обусловлен необходимостью исключения правовой коллизии при применении медицинскими организациями данного нормативного акта в отношении приобретения запасных частей к медицинским изделиям, которые как самостоятельное основное средство не являются медицинскими изделиями в понимании ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

14 марта 2022 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 346, которым внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Программа госгарантий) в части расширения видов расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. В структуру тарифа были добавлены расходы за счет средств ОМС на приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Под обращением медицинский изделий понимается в том числе их реализация и применение (ч. 3 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ).

Порядок государственной регистрации медицинских изделий установлен Постановлением Правительства РФ № 1416 от 27.12.2012 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее – Правила).

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Крупные (составные) медицинские изделия, как правило, включают в себя ряд принадлежностей (запасных частей). Например, в состав магнитно-резонансного томографа входят такие принадлежности как градиентная катушка, лампа для RF усилителя и другие, стоимость каждого из которых превышает 100 000 рублей. При этом, сам томограф со всеми принадлежностями является медицинским изделием и имеет соответствующее регистрационное удостоверение.

Однако, принадлежности (запасные части) в отдельности производителями не регистрируются как самостоятельные медицинские изделия. Таким образом, принадлежности (запасные части), входящие в крупное (составное) оборудование, являются частью медицинского изделия и поименованы в регистрационном удостоверении на оборудование. При этом, при приобретении запасных частей отдельно от самого оборудования, такие запасные части не имеют регистрационного удостоверения.

Учитывая, что Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 346 подготовлено в связи с необходимостью принятия необходимых мер оперативного реагирования, направленных на обеспечение в 2022 году стабильной работы медицинских организаций, полагаем целью изменений, принятых данным Постановлением Правительства РФ, было обеспечение бесперебойной работы медицинских организаций и предоставление им возможности осуществлять закупку основных средств, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований стоимостью до 1 млн. рублей.

Исходя из вышеизложенного, учитывая цель принятия вышеназванного нормативного акта просим пояснить:

Вправе ли медицинские организации приобретать за счет средств ОМС основные средства (принадлежности) и запасные части для медицинских изделий, не имеющие регистрационного удостоверения как самостоятельное медицинское изделие, но при этом являющиеся составной частью, необходимой для эксплуатации оборудования, имеющего регистрационной удостоверение на медицинское изделие, приобретаемые в целях обеспечения работы медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности?

7. Малые и микропредприятия будут платить меньшие штрафы

С 4 апреля смягчается подход к назначению административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Также регулятор изменил правила о двойной ответственности. Поправки внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и опубликованы на портале правовой информации.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства законом вводятся послабления при назначении административного штрафа.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся средние, малые и микропредприятия.

Среднее предприятие: доход не более 2 млрд рублей и среднесписочная численность* не более 250 человек (для отдельных видов деятельности – 1 тыс. или 1,5 тыс. человек)

Малое предприятие: доход не более 800 млн рублей и среднесписочная численность* не более 100 человек

Микропредприятие: доход не более 120 млн рублей и среднесписочная численность* не более 15 человек

*Среднесписочная численность и доход оцениваются за предыдущий год, доход рассчитывается по данным налогового учета без НДС.

Смягчение закона о размере штрафа касается также социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

Снижение размера штрафов для субъектов МСП - малым и микропредприятиям

Согласно части 1 новой статьи 4.1.2 КоАП в случае совершения административного правонарушения малым или микропредприятием им будет назначен штраф в том же размере, что и лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальным предпринимателям).

Согласно части 2 новой статьи 4.1.2 КоАП в случае если статьей не предусмотрено наказание для индивидуального предпринимателя, то малым или микропредприятиям назначается штраф в размере половины штрафа для юридического лица, включая минимальный, максимальный и фиксированные размеры штрафов.

Согласно части 3 новой статьи 4.1.2 КоАП размер штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 не может быть менее минимального размера штрафа для должностного лица.

Согласно части 4 новой статьи 4.1.2 КоАП правила снижения штрафов, предусмотренные настоящей статьей не применяются, если статьей КоАП прямо установлено, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Согласно части 4 статьи 14.1 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа:

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, на юридическое лицо – малое или микропредприятие за совершение такого правонарушения будет наложен штраф в размере от 5 (минимальный размер для должностного лица) до 8 тысяч рублей (максимальный штраф для индивидуального предринимателя), т. е. в 20 - 25 раз меньше, чем для юридических лиц.

2. Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

- на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

- на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В данной норме отсутствует размер штрафа для индивидуального предпринимателя. В данном случае согласно статьи 2.4. КоАП индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, а малым и микропредприятиям — юридическим лицам — штраф может быть назначен от 15 до 20 тысяч рублей (половина штрафа для юридических лиц).

Усматривается некоторое несоответствие между наказанием для малых и микропредприятий — юридических лиц — за нарушение лицензионных требований (часть 3 статьи 14.1 КоАП) штраф составит от 15 до 20 тысяч рублей, а за грубое нарушение лицензионных требований (часть 4 статьи 14.1 КоАП) штраф составит от 5 до 8 тысяч рублей.

3. Согласно примечанию к статье 6.16 КоАП «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Согласно части 8 статьи 13.11 КоАП невыполнение оператором при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения) или извлечения персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до шести миллионов рублей.

Согласно части 9 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от шести миллионов до восемнадцати миллионов рублей.

Согласно примечанию к статье 13.11 КоАП за административные правонарушения, предусмотренные частями 8 и 9 настоящей статьи лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В данном случае снижение штрафов для малых и микропредприятий — юридических лиц — не предусмотрено.

 

Обязательная замена штрафа предупреждением

Ранее для субъектов малого и среднего предпринимательства штраф мог быть заменен на предупреждение (см. часть 3 статьи 3.4 КоАП). С 4 апреля орган контроля будет осуществлять такую замену в обязательном порядке.

Условиями для замены административного штрафа на предупреждение является:

- назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или законом субъекта РФ;

- административное правонарушение совершено впервые;

- административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб.

 

Исключение из правил о двойной ответственности

Общее правило двойной ответственности: за одно и то же административное правонарушение одновременно привлекаются и юридическое лицо, и физическое лицо (например, сотрудник организации) (см. часть 3 статьи 2.1. КоАП РФ).

Законом вводятся следующие исключения: если работник признается виновным в совершении правонарушения, его работодатель (юридическое лицо) не подлежит административной ответственности при условии, что им были приняты все необходимые меры для соблюдения правил и норм.

Что касается работника, то он не привлекается к административной ответственности в случае, если юридическому лицу назначен штраф:

- кратный сумме выручки от реализации товара (работы, услуги) или расходов на приобретение товара (работы, услуги) в прошедшем календарному году;

- кратный начальной (максимальной) сумме государственного контракта.

Также поправками предусмотрено, что за совершение нескольких однотипных правонарушений, подпадающих под одну статью КоАП РФ и выявленных в ходе проведения одного контрольного мероприятия, необходимо назначать административное наказание как за один проступок.

 

8. Квалификация нарушения санитарных норм медицинскими организациями

Как известно ранее действовали Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.

Нарушение указанных правил квалифицировалось по статье 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП.

В настоящее время действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

В указанных санитарных правилах содержится раздел IV. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги.

Представляется, что нарушение указанных правил должно квалифицироваться не по статье 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП, а по статье 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» КоАП.

Отличия в штрафах между статьями 6.3 и 6.4 незначительны. Вместе с тем, если судом будет признано, что квалификация нарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует обстоятельствам правонарушения, то дело должно быть прекращено судом.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать