Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Законопроект о декриминализация деятельности врача, уточнении понятий медицинская помощь и медицинская услуга

Законопроект о декриминализация деятельности врача, уточнении понятий медицинская помощь и медицинская услуга

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Выведение из под действия Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I О защите прав потребителей медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Вопрос. В Государственную Думу внесен законопроект № 580179-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статью 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (http://sozd.duma.gov.ru/download/3B3F64E0-8C93-451C-8F6E-CAD5A99D809C) в части уточнения понятий "медицинская помощь" и "медицинская услуга". Считаете ли вы возможным направить рекомендации по включению в данный законопроект, в том числе, частных клиник, предоставляющих платные медицинские услуги?

Ответ. В пояснительной записке можно выделить две основные цели законопроекта:

1) декриминализация деятельности по оказанию врачом медицинской помощи, а именно выведение деятельности врача из под уголовно-правовых отношений, регулируемых статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности";

2) выведение из под действия Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее — закон N 2300-I) медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС.

Для декриминализация деятельности по оказанию врачом медицинской помощи в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) уточняются понятия:

1) "медицинская помощь" (см. пункт 3 части 1 статьи 2), фраза "предоставление медицинских услуг" заменяется на фразу "выполнение медицинских вмешательств";

2) "медицинская услуга" (см. пункт 4 части 1 статьи 2), в настоящее время определено самостоятельное понятие "медицинская услуга", которое тождественно понятию "медицинское вмешательство", предлагается использовать фразу "медицинская услуга" в качестве наименования медицинского вмешательства в некоторых строго определенных целях: для формирования программы ОМС, лицензирования, в номенклатурах в сфере здравоохранения, для формирования клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Комментарий автора. Для выведения деятельности врача из под уголовно-правовых отношений, регулируемых статьей 238 УК РФ, понятие "медицинская услуга" в качестве самостоятельного понятия исключается, в том числе из определения понятия "медицинская помощь". Понятие "медицинская помощь" определяется через понятие "медицинское вмешательство". Указанные изменения распространяются в том числе на деятельность врача в процессе предоставления платных медицинских услуг как в частных, так и в государственных организациях. Поэтому в данной части вносимых изменений направление рекомендаций по включению в законопроект частных клиник, предоставляющих платные медицинские услуги, не требуется.

Для выведения из под действия закона N 2300-I отношений, возникающих при оказании гражданам медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи:

3) статья 3 закона N 323-ФЗ дополняется частью 12, которой предусмотрено, что медицинская помощь, оказываемая в рамках ОМС, регулируется законом N 323-ФЗ;

4) статья 1 закона N 2300-I дополняется пунктом 3, которым предусмотрено, что положения закона N 2300-I не применяются в отношении медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС.

Комментарий автора. Законопроектом предусмотрено выведение из под действия закона N 2300-I медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС. Указанные изменения распространяются на медицинскую помощь, оказываемую в рамках ОМС, как в частных, так и в государственных организациях. Поэтому в данной части вносимых изменений направление рекомендаций по включению в законопроект частных клиник, оказывающих медицинскую помощь в рамках ОМС, не требуется.

В вопросе идет речь о рекомендациях, направленных на выведение из под действия закона N 2300-I частных клиник, предоставляющих платные медицинские услуги.

Во-первых, поскольку платные услуги предоставляются в том числе государственными организациями, то выведение из под действия закона N 2300-I только частных клиник, предоставляющих платные медицинские услуги, не обоснованно.

Таким образом, можно направить рекомендации, направленные на выведение из под действия закона N 2300-I всех платных медицинских услуг, предоставляемых как в частных, так и в государственных организациях.

Во-вторых, для выведения из под действия закона N 2300-I всех платных медицинских услуг необходимо исключить часть 8 статьи 84 закона N 323-ФЗ, которой предусмотрено, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В-третьих, частью 4 статьи 84 закона N 323-ФЗ предусмотрено, что платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Таким образом, имеет место свобода выбора со стороны пациента, что с точки зрения Гражданского кодекса является признаком услуги, подлежащей согласованию в рамках договорных отношений. Следовательно, в случае выведения из под действия закона N 2300-I всех платных медицинских услуг будет необходимо отдельным законом или внесением изменений в закон N 323-ФЗ урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с предоставлением платных медицинских услуг, по аналогии с законом N 2300-I, что по-мнению законодателя не целесообразно.

В отличии от платных медицинских услуг процесс оказания медицинской помощи в системе ОМС урегулирован бюджетным кодексом, Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", программой государственных гарантий, приказами Минздрава и ФФОМС.

В настоящее время предоставление платных медицинских услуг регулируется законом N 2300-I и основанными на нем Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 (см. преамбулу Постановления).

Таким образом, в действующей системе нормативного правового регулирования выведение из под действия закона N 2300-I всех платных медицинских услуг невозможно без значительного изменения законодательства, что не целесообразно.

С другой стороны, законопроект в части выведения из под действия закона N 2300-I медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, по-сути, закрепляет сложившуюся в настоящее время судебную практику.

Национальная Ассоциация медицинских организаций ранее обращала внимание (письмо от 08.02.2021 исх. № 2-c/21) Уполномоченного по правам человека на факты дискриминации медицинских организаций, не оказывающих медицинскую помощь в рамках программы ОМС, при одинаковых требованиях к качеству медицинских услуг, исключения судами услуг, оказанных в рамках ОМС, из сферы действия Закона о защите прав потребителей. Далее приводится текст письма.

Об исключении услуг, оказанных в рамках ОМС, из сферы действия п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей. Уполномоченному по правам человека в РФ Т. Н. Москальковой

Национальная Ассоциация медицинских организаций (НАМО), изучив сложившуюся судебную практику за 2020 год в части рассмотрения исковых заявлений пациентов к медицинским организациям различных форм собственности (как частных, так и государственных) просит Вас обратить внимание на складывающиеся дискриминационные предпосылки правоприменения в отношении целого ряда медицинских организаций частных форм собственности, не работающих по программе Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), что противоречит основным принципам ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Так, медицинская помощь в РФ оказывается в соответствие с Программой государственных гарантий (в рамках Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" – далее Закон об ОМС) и на платной основе.

Понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение едино для всех медицинских организаций любой формы собственности, каждая из них руководствуется в своей деятельности Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Оказание медицинской помощи в рамках ОМС для гражданина является лишь условно бесплатным – за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (см. пп. 1 ст. 3 Закона об ОМС).

При этом оказание такой помощи возможно посредством внесения Страхователем (работодателем гражданина РФ) денежных средств в счет соответствующего Фонда.

По итогам оказания медицинской помощи в рамках ОМС медицинская организация получает на свой счет денежные средства в качестве компенсации стоимости оказанных пациенту медицинских услуг на основании утвержденных Тарифов.

Иными словами, оказание конкретных медицинских услуг в рамках программы ОМС имеет свою стоимость.

При этом требования к оказанию качественных медицинских услуг как в рамках программы ОМС, так и в рамках оказания платных медицинских услуг одинаково высоки, что соответствует основным конвенционным гарантиям.

Пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

После вынесения Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определения от 15 июля 2019 г. № 44-КГ19-7 судебная практика отвергает услуги, оказанные в рамках ОМС как относимые к требованиям ФЗ "О защите прав потребителей" и отказывает во взыскании предусмотренных п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей штрафов, мотивируя это тем, что положения Закона о защите прав потребителей "подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг."

Общая справка по вынесенным аналогичным решением на уровне кассационных судов общей юрисдикции представлена в справке (см. Приложение 1).

Статья 14 гарантирует пользование правами и свободами, изложенными в Конвенции, без дискриминации, при этом нормы ЕКПЧ запрещают не все различия в обращении, а только те различия, которые основаны на идентифицируемых, объективных или личных характеристиках или "статусе", по которым отдельные лица или группы отличаются друг от друга. В рассматриваемом случае – по признаку участия в программе ОМС/неучастия в ней.

В своей прецедентной практике ЕСПЧ неоднократно устанавливал, что дискриминация означает иное обращение, без объективного и разумного оправдания, с лицами, находящимися в аналогичных или относительно похожих ситуациях (см. DH and Others v. The Czech Republic [GC], № 57325). / 00, § 175, ECHR 2007-IV, и Burden v. The United Kingdom [GC], № 13378/05, § 60, ECHR 2008).

Таким образом, налицо факт дискриминации медицинских организаций, не работающих в рамках оказания медицинской помощи в рамках программы ОМС при прочих равных высоких требованиях в отношении качества оказания медицинской помощи.

На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

Принять меры по предотвращению нарушения ст. 14 ЕКПЧ в отношении медицинских организаций, не работающих в рамках программы ОМС

Исполнительный директор, к.м.н. С.С. Мисюлин

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2 и 3 октября | Семинар в Москве

Работа клиники и врача онлайн. Проведение медицинских осмотров

читать
 
14-15 ноября | Конгресс в Москве

Тотальное регулирование медицинских услуг

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать