Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий

Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Нормативная база и проблемы перехода на электронный документооборот, информированное добровольное согласие, договор на оказание платных медицинских услуг

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

27.05.2024. Добавлен раздел 5. Участие в Программе экспериментального правового режима по направлению медицинской деятельности с применением телемедицинских технологий

22.03.2024. Добавлен раздел 4. Лицензирование телемедицинских услуг на примере дистанционного консультативного центра лучевой диагностики

 

Содержание

1. Возможности и перспективы использования телемедицинских технологий

2. Правовые основы использования телемедицинских технологий

2.1 Нормативная база

2.2 Понятие, границы использования и постановка диагноза

2.3 Идентификация пациента и анонимное оказание медицинской помощи

2.4 Критерии доступности (сроки) оказания медицинской помощи

2.5 Надлежащее оформление результатов оказания медицинской помощи

2.6 Правовые особенности оказание медицинской услуги с точки зрения практики

3. Проблемы перехода на электронный документооборот

3.1 Медицинская карта в форме электронного документа

3.2 Медицинские информационные системы медицинских организаций

3.3 Обезличивание сведений о пациенте и технические требования к электронным документам предоставляемым пациентом

3.4 Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в форме электронного документа

3.5 Договор на оказание платных медицинских услуг в электронной форме

4. Лицензирование телемедицинских услуг на примере дистанционного консультативного центра лучевой диагностики

5. Участие в Программе экспериментального правового режима по направлению медицинской деятельности с применением телемедицинских технологий

 

Перечень нормативных правовых актов

1. Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

4. Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 N 1164 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан"

5. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006"

6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

7. Приказ Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований"

8. Приказ Минздрава России от 14.06.2018 N 341н "Об утверждении порядка обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования"

9. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"

10. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению"

11. Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2020 N 754 "Об утверждении формы заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, перечня прилагаемых к ней документов, порядка направления, порядка и сроков ее рассмотрения, порядка направления претенденту мотивированного отказа в присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, формы заключения регулирующего органа и состава содержащихся в нем сведений"

12. Письмо Минздрава России от 09.04.2018 N 18-2/0579 "О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"

 

1. Возможности и перспективы использования телемедицинских технологий

Телемедицина не является самостоятельной работой (услугой) в составе медицинской деятельности — это одна из применяемых технологий, которая должна отвечать требованиям законодательства в отношении средств массовой коммуникации и сбора, хранения, обработки персональных данных.

С точки зрения стоимости услуг и ресурсоемкости медицинскую помощь можно условно классифицировать следующим образом:

1) консультации;

2) диагностические исследования;

3) манипуляции и процедуры, включая физиотерапевтические;

4) инвазивные вмешательства, включая хирургические операции, в том числе с использованием изделий медицинской техники;

5) уход и наблюдение в стационаре.

Из представленного перечня телемедцинские технологии затрагивают возможность проведения консультаций, обмен результатами диагностических исследований и информацией о состоянии здоровья пациента, а также дистанционное наблюдение за показателями здоровья пациента, в том числе в автоматическом режиме.

В настоящее время консультации требуют наименьших затрат для медицинских организаций с точки зрения капитальных вложений, отчасти это объясняет незначительную стоимость консультаций по сравнению с лечебными мероприятиями.

Телемедицинские технологии делают консультации более дешевыми и доступными для пациента, но требуют от клиники значительных вложений в информационные технологии. При этом общедоступные технологии — дешевые в следствии их массового применения в данном случае будут навряд ли применимы.

 

2. Правовые основы использования телемедицинских технологий

 

2.1 Нормативная база

Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, закреплены в статье 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон 323-ФЗ).

Кроме Закона 323-ФЗ, порядок и организация оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий регулируется Приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (далее - Порядок), а также Письмом Минздрава России от 09.04.2018 N 18-2/0579 "О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".

 

2.2 Понятие, границы использования и постановка диагноза

Определение телемедицинских технологий содержится в пункте 22 статьи 2 Закона 323-ФЗ — это «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.»

Согласно пунктов 2 и 3 статьи 36.2 Закона 323-ФЗ с помощь указанных технологий допускается: сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, а также коррекция лечения при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме. Таким образом, постановка диагноза на телемедицинском приеме недопустима. Исключением является оказание первичной помощи в случае, если она экстренная и пациент труднодоступен.

 

2.3 Идентификация пациента и анонимное оказание медицинской помощи

Идентификация пациента осуществляется с помощью Единой информационной системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) согласно пункта 6 статьи 36.2 Закона 323-ФЗ. Пациенту необходимо зарегистрироваться на портале Госуслуг, следовательно, анонимно получить такую медицинскую помощь невозможно.

Согласно пункту 7 статьи 36.2 Закона 323-ФЗ для сохранения врачебной тайны и других персональных данных используются специальные технологии, детальные требования к которым еще предстоит разработать, а также усиленные квалифицированные электронные подписи медицинских работников при внесении изменений и дополнений в такую документацию.

 

2.4 Критерии доступности (сроки) оказания медицинской помощи

Согласно пункта 22 Порядка необходимость экстренной и неотложной формы консультации (консилиума) определяется лечащим врачом, что безусловно будет предметом рассмотрения в случае возникновения спора с пациентом.

В связи с этим, спорными являются критерии доступности (сроки) оказания медицинской помощи: 1) в экстренной форме от 30 минут до 2 часов; 2) в неотложной форме от 3 до 24 часов; 3) в плановом порядке при оказании платных медицинских согласно условиям договора.

Таким образом, лечащий врач в любом случае должен выйти на связь с пациентом в течение минимального срока от 30 минут до 2 часов для определения характера необходимой помощи.

 

2.5 Надлежащее оформление результатов оказания медицинской помощи

По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей). Подписание предполагает наличие усиленной квалифицированной подписи всех подписантов документа.

В случае утери усиленной квалифицированной цифровой подписи подписанта или утраты заключения в электронной форме у медицинской организации могут возникнуть серьезные проблемы.

В связи с этим целесообразно дублировать все электронные документы на бумажном носителе или делать распечатку электронного документа со ссылками на электронные подписи врачей (консультантов).

Согласно Порядка установлено требование обязательного хранения не только медицинской документации, но также и аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовой информации, изображений, иных сообщения в электронной форме (так называемые сопутствующие материалы).

Срока хранения сопутствующих материалов согласно Порядка составляет 1 год, однако претензию пациент может предъявить в течение 2 лет со дня оказания ему медицинской помощи, а в суд может подать в течение 3 лет после предъявления претензии.

Таким образом, целесообразно самостоятельно увеличить срок хранения минимум до двух лет.

 

2.6 Правовые особенности оказание медицинской услуги с точки зрения практики

С юридической точки зрения, это оказание медицинской услуги, аналогичное очному приему, поэтому все претензии пациентов по вопросу некачественного, неполного оказания медицинской помощи, либо причинения вреда здоровью вследствие проведенного лечения, будут рассматриваться в рамках Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

С точки зрения гражданского законодательства принципиальным является момент начала оказания медицинской услуги. Пациент должен оформить в надлежащей форме информированное согласие и подписать его усиленной квалифицированной подписью.

Согласно Порядка возможность дистанционного наблюдения допускается только после установления диагноза заболевания на очном приеме. В случае использования дистанционного консультирования до установления правильного диагноза, может означать не только неправильную постановку диагноза, но и некачественное оказание медицинской помощи, и, возможно, вред здоровью пациента.

Кроме того, нарушение Порядка оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий надзорные органы будут обязательно трактовать как нарушение лицензионных требований.

Согласно пункта 56 Порядка лечащий врач, назначивший дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, обязан обеспечить экстренное реагирование по месту нахождения пациента при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.

При этом остается открытым вопрос, кто должен реагировать на отклонение показателей: врач, иной медицинский работник, оператор информационной системы или еще кто-то другой, и кто конкретно должен оказывать такую экстренную помощь.

 

3. Проблемы перехода на электронный документооборот

Рассмотрим данную проблему на примере вопроса из практики. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению (далее — приказ N 834н) предусмотрена возможность ведения амбулаторной карты в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи врача и(или) на бумажном носителе.

В связи с этим может ли медицинская организация осуществлять ведение амбулаторной карты только в электронном виде при условии подписания врачом протоколов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, без дублирования информации на бумажном носителе?

Где должны храниться договор на оказание платных медицинских услуг и информированные добровольные согласия на медицинские вмешательства?

 

3.1 Медицинская карта в форме электронного документа

Согласно пункта 2.1. Приложения 2 Порядок заполнения учетной формы № 025/у "медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" к приказу N 834н карта формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В настоящее время порядок организации системы документооборота электронных документов, включая электронные медицинские карты, Минздравом не утвержден. Таким образом, речь идет не только и не столько о подписания врачом протоколов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, а о формировании системы электронного документооборота.

 

3.2 Медицинские информационные системы медицинских организаций

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья граждан) информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации в том числе медицинских информационных систем медицинских организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).

Согласно части 2 указанной статьи в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации в том числе об осуществлении медицинской деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

Согласно части 4 указанной статьи требования к медицинским информационным системам медицинских организаций устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 92 Закона об охране здоровья граждан при осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных в том числе лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее - персонифицированный учет).

Согласно части 3 указанной статьи порядок ведения персонифицированного учета определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4 указанной статьи при ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных в том числе лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

 

3.3 Обезличивание сведений о пациенте и технические требования к электронным документам предоставляемым пациентом

Одним из требований, предъявляемых к медицинским информационным системам медицинских организаций является обезличивание сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь. Данное требование установлено в Приказе Минздрава России от 14.06.2018 N 341н "Об утверждении порядка обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования".

Некоторые особенности электронного документооборота медицинских документов содержаться в «Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н.

Так согласно подпункту «г» пункта 46 медицинская организация предоставляет пациенту в доступной форме, в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая (в том числе — прим. авт.):

- порядок оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- возможность получения анонимной (или с использованием технологии псевдонимизации) платной консультации;

- порядок оформления согласия пациента на обработку персональных данных, данных о состоянии его здоровья в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- технические требования к электронным документам, предоставляемым пациентом (или его законным представителем) медицинскому работнику.

На последнем пункте следует остановиться отдельно. Выписки, заключения, результаты анализов, предоставляемые пациентом и оформленные сторонними организациями, хранятся в медицинской карте пациента. Так согласно пункту 11.19. Приложения 2 к приказу N 834н на страницах, соответствующих пунктам 33 и 34 (медицинской карты — прим. авт.), подклеиваются результаты функциональных и лабораторных исследований. Таким образом, при ведении карты в электронном виде может потребоваться предоставление указанных документов также в электронном виде, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Хранение таких документов должно будет, по всей видимости, осуществляться в системе электронного документооборота. Либо должна будет установлена процедура сопряжения электронной медицинской карты и документов на бумажном носителе. То есть принципиальным является не то, где будут хранится бумажные документы, а как они будут взаимодействовать с электронными документами.

 

3.4 Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в форме электронного документа

Согласно части 7 статьи 20 Закона об охране здоровья граждан информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С учетом выше сказанного на вопрос где должно храниться информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство? - можно дать только общий ответ. Поскольку информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, оформленное в виде документа на бумажном носителе, должно содержаться в медицинской документации гражданина (должно подклеиваться к медицинской карте — прим. авт.), то можно предположить, что информированное добровольное согласие, сформированное в форме электронного документа, подписанного гражданином с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, должно храниться в системе электронного документооборота медицинских документов, требования к которой в настоящее время не установлены.

 

3.5 Договор на оказание платных медицинских услуг в электронной форме

В отношении договора на оказание платных медицинских услуг можно сказать следующее: договор не является медицинским документом, его хранение в отличии от информированного добровольного согласия не регламентируется приказами Минздрава. Если договор хранился вместе с медицинской картой, то перевод последней в электронную форму приведет к тому, что договор придется хранить отдельно от карты.

Можно ли перевести договор в электронную форму? Существует общий подход к сделкам, заключенным с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Практика допускает такие сделки. Согласно Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006" (далее — Правила, ПП N 736) договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме, но может быть заключен дистанционно.

С другой стороны статьей 94 «Сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования» Закона об охране здоровья граждан определены персональные данные, обработка которых осуществляется в системе персонифицированного учета, которая в свою очередь является подсистемой информационной системы. Среди этих данных отсутствуют сведения, которые согласно пункту 17 Правил №1006, должен содержать договор о предоставлении платных услуг, в том числе:

- телефон;

- фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

- наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

- в случае если заказчик является юридическим лицом, должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

- ответственность сторон за невыполнение условий договора;

- порядок изменения и расторжения договора.

Согласно части 5 статьи 91 Закона об охране здоровья граждан иные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы), могут взаимодействовать с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, договор на оказание платных медицинских услуг в электронном виде должен храниться в иной информационной системе, отличной от медицинской информационной системе медицинских организаций, указанной в части 1 статьи 91 Федерального закона, и взаимодействие между этими системами должно будет осуществляться в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. В настоящее время такие требования, условия и порядок не установлены.

 

4. Лицензирование телемедицинских услуг на примере дистанционного консультативного центра лучевой диагностики

Национальная Ассоциация медицинских организаций обратилась за разъяснениями (письмо от 28.12.2023 № 35-c/23) по вопросу лицензирования дистанционного консультативного центра лучевой диагностики. Далее приводится текст письма.

Вновь созданная организация, не имеющая ранее выданной лицензии на осуществление медицинской деятельности, планирует организовать деятельность дистанционного консультативного центра лучевой диагностики (далее – Центр). В Центре планируется оказывать медицинские услуги по профилю «рентгенология» путем дистанционного взаимодействия в том числе с применением телемедицинских технологий в целях анализа результатов рентгенологических исследований (МРТ, КТ), контроля качества рентгенологических исследований.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 (далее – Положение о лицензировании).

Так, согласно п. 5, 6 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований, которые предъявляются к медицинской организации, являются требования к соблюдению порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований. Согласно порядкам оказания медицинской помощи, правилам проведения диагностических исследований, предусмотрены стандарты оснащения необходимых помещений для осуществления медицинской деятельности (кабинетов, отделений).

Приложениями №31, 32, 33 Приказа Минздрава России от 09.06.2020 № 560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований» (Приказ № 560н) установлены Правила организации деятельности, штатные нормативы и стандарты оснащения дистанционного консультативного центра лучевой диагностики.

Пунктом 2 Приложения №31 к Приказу №560н установлено, что Центр создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

В нашем же случае Центр, как вновь созданное юридическое лицо, не имеет ранее выданной медицинской лицензии. Планируемый вид деятельности Центра – описание и интерпретация результатов рентгенологических исследований (МРТ, КТ). При этом непосредственно рентгенологические исследования МРТ и КТ в Центре проводиться не будет.

Центр оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения дистанционного консультативного центра лучевой диагностики (Приложение №33 к Приказу №560н).

При этом, для выполнения только лишь функций по описанию и интерпретации результатов рентгенологических исследований Центру в работе не требуется наличие медицинских изделий, необходимых для соблюдения стандарта оснащения кабинета магнитно-резонансной томографии, рентгеновской компьютерной томографии (Приложение №15, 18 к Приказу №560н) таких как: компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый), автоматический шприц-инжектор, магнитно-резонансный томограф, набора магнитных катушек, лазерная камера сетевая для печати изображений на пленке, стандарт DICOM и т.п.

Таким образом, дистанционный консультативный центр лучевой диагностики в полной мере может функционировать не только в качестве структурного подразделения уже действующей медицинской организации, но и как вновь созданное юридическое лицо, оснащенное по стандартам, предусмотренным Приложением №33 к Приказу №560н.

Учитывая изложенное, с целью правильного применения норм законодательства Российской Федерации по вопросу лицензирования дистанционного консультативного центра лучевой диагностики, обращаемся в Ваш адрес с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам:

Вопрос 1. Возможно ли лицензирование деятельности дистанционного консультативного центра лучевой диагностики как вновь созданной медицинской организации, в отсутствие ранее выданной лицензии на осуществление медицинской деятельности?

Вопрос 2. В случае, если лицензирование дистанционного консультативного центра лучевой диагностики как вновь созданной медицинской организации возможно, достаточно ли будет соблюсти для лицензирования только стандарт оснащения, предусмотренный Приложением №33 к Приказу № 560н, без оснащения медицинскими изделиями, предусмотренными стандартами для кабинета РКТ и МРТ (Приложения №15, 18 к Приказу №560н)?

Далее приводится текст ответа Росздравнадзора (от 02.02.2024 № 08-7515/24).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, определены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852, в том числе соблюдение порядков оказания медицинской помощи.

Пунктом 4 Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н (далее - Порядок № 965н) предусмотрена норма, в соответствии с которой медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью получения:

а) заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий (далее - консультант, врачи - участники консилиума) по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации;

б) протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.

Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:

а) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

б) принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

Вместе с тем, Правила проведения рентгенологических исследований утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 560н (далее - Правила № 560н).

Приложением № 31 Правил № 560н определено следующее:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности дистанционного консультативного центра лучевой диагностики (далее - Центр).

2. Центр создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации (далее - медицинская организация), осуществляющей медицинскую деятельность.

На основании изложенного, по мнению Росздравнадзора, «дистанционное консультирование по вопросам рентгенологии и лучевой диагностики» имеет право проводить медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «рентгенология».

Позиция Росздравнадзора корреспондируется с мнением главного внештатного специалиста Минздрава России по лучевой и инструментальной диагностике И.Е. Тюрина, в соответствии с которым Правилами № 560н не предусмотрена возможность создания и функционирования дистанционного консультативного центра лучевой диагностики вне медицинской организации, уже осуществляющей медицинскую деятельность, при этом дистанционный консультативный центр лучевой диагностики не может быть самостоятельной «вновь созданной медицинской организацией», не имеющей лицензии на осуществление медицинской помощи.

 

5. Участие в Программе экспериментального правового режима по направлению медицинской деятельности с применением телемедицинских технологий

Вопрос. Мы собираемся включить нашу медицинскую организацию в Экспериментальный правовой режим, касающийся оказания телемедицинский консультаций "Медицинская деятельность, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан".

При изучении нормативных документов и подготовке пакета заявки возникли следующие вопросы:

1. Основной вопрос куда подавать заявку (в какой федеральный орган) и в какой отдел, согласно выбранному нами ЭПР?

2. Каким образом подавать заявку? Почтой / представитель по доверенности (нотариальная или обычная доверенность) / в электронном виде?

 

Ответ. Экспериментальный правовой режим по указанному направлению установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2023 N 1164 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан" (далее — ПП N 1164).

Как следует из преамбулы ПП N 1164, данное постановление принято в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, закон N 258-ФЗ).

Согласно пункту 22 Программы, утв. ПП N 1164, присоединение новых субъектов к экспериментальному правовому режиму возможно в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 11 закона N 258-ФЗ претендент для присоединения к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима подает в регулирующий орган заявку на присоединение к экспериментальному правовому режиму (далее - заявка).

Согласно пункту 31 Программы, утв. ПП N 1164, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по направлению экспериментального правового режима, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Ответ на вопрос 1. Поскольку регулирующим органом по направлению экспериментального правового режима является Минздрав России, то подавать заявку необходимо в Минздрав России, дополнительное указание структурного подразделения (отдела) внутри Минздрава не требуется.

 

Согласно части 9 статьи 11 закона N 258-ФЗ форма заявки, перечень прилагаемых к ней документов, порядок направления, порядок и сроки ее рассмотрения, а также форма заключения регулирующего органа и состав содержащихся в нем сведений, порядок направления претенденту мотивированного отказа в присоединении к экспериментальному правовому режиму утверждаются уполномоченным органом.

Согласно абзацу 16 пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

В соответствии с частью 9 статьи 11 закона N 258-ФЗ Минэкономразвития России приняло Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2020 N 754 "Об утверждении формы заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, перечня прилагаемых к ней документов, порядка направления, порядка и сроков ее рассмотрения, порядка направления претенденту мотивированного отказа в присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, формы заключения регулирующего органа и состава содержащихся в нем сведений" (далее — приказ N 754).

Согласно пункту 4 Приложения № 3 к приказу N 754 заявка и прилагаемые к ней документы представляются в регулирующий орган одним из следующих способов:

- на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

- в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов и подписи) на официальный адрес электронной почты, размещенный на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ответ на вопрос 2. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минздрава России https://minzdrav.gov.ru/contacts/address :

1) прием корреспонденции: г. Москва, ул. Неглинная, д.25, 3-й подъезд, "Экспедиция" - для представления заявления на бумажном носителе непосредственно;

2) адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер, д. 3 - для представления заявления на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

3) адрес электронной почты: info@minzdrav.gov.ru - для представления заявления в виде электронного документа или электронного образа документа.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
14-15 ноября | Конгресс в Москве

Тотальное регулирование медицинских услуг

читать
 
5 и 6 декабря | Семинар в Москве

Информационные технологии, медицинские услуги, экспертизы, ОМС

читать
 
2024 и 2025 годы | План мероприятий

IX-й Национальный конгресс
XXI-й Форум во Владимире
семинары в течение года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать