Дискриминация частных клиник в системе обязательного медицинского страхования
Борисов Д.А. / 03 Августа 2018 / просмотров 972
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииПодушевой норматив на одного застрахованного в год составил для частной клиники 389 – 846 рублей, а для государственной 3696 - 5067 рублей
Борисов Д.А.
Выделить главное вкл выкл
Национальная Ассоциация медицинских организаций обратиласть в ФАС за поддержкой
Исх. № 26/18 от «12» июля 2018 г.
Руководителю Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Артемьеву И.Ю.
Копия:
Министерство Здравоохранения РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ
Жалоба на нарушения антимонопольного законодательства
На территории Владимирской области представителями Департамента здравоохранения Владимирской области и Территориального фонда ОМС, представляющих интересы органов государственной власти субъекта РФ и федерального внебюджетного фонда ОМС соответственно, а также представителями государственных медицинских учреждений, занимающих доминирующее положение на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, осуществляются действия по соглашению, принимаются правовые акты прямо ущемляющие и устраняющие конкуренцию на рынке медицинских услуг, реализуемых в сфере ОМС, а именно:
для ООО «...», устанавливается понижающий интегрированный коэффициент дифференциации базового подушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в диапазоне 0,174 - 0,378 (период 2018 г.г.)
В результате, стоимость оплаты медицинских услуг, реализуемых ООО «...» составляет: 389,79 – 846,78 рубль в год (!) на одного застрахованного по ОМС человека. Это самый низкий тариф на оказание подобного рода услуг на территории Владимирской области.
В тоже время, для ГБУЗ ВО «Гусь-Хрустальная ЦГБ» – медицинской организации, занимающей доминирующее положение, на данной территории, на аналогичный вид услуг установлены коэффициенты в диапазоне 2,262 – 1,650 и стоимость оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам по аналогичным страховым случаям составляет: 5067,24 – 3696,26 рублей на одного человека в год. Разница в стоимости аналогичных медицинских услуг, реализуемых на одной территории, по идентичных страховым событиям составляет: 92 – 77 % в пользу ГБУЗ ВО «Гусь-Хрустальная ЦГБ»
Соглашение, и дополнения к нему, документально закреплены Тарифным соглашением, и подписаны должностными лицами, представляющими интересы органов государственной власти субъекта РФ, внебюджетного фонда и организаций, занимающих доминирующее положение, то есть действует и используется как правовой акт. Внесение изменений в тарифное соглашение осуществляется регулярно в течение года в виде отдельных дополнительных соглашений (Приложение №1).
Обращает на себя внимание тот факт, что в период сентябрь – октябрь 2017 года, для ООО «...» применялись повышающие коэффициенты дифференциации базового тарифа (>1), а с ноября 2017 года для ООО «...» применяются коэффициенты понижающие базовый тариф (<1). (Приложение №1).
Кто производил расчет, какие показатели легли в его основание, причины столь резкого перехода коэффициента с повышающего на понижающий и какие-либо иные разъяснения по тарифной политике ООО «...» выяснить не удалось.
Таким образом, представителями органов государственной власти субъекта РФ, лицами, представляющими интересы внебюджетного фонда ОМС, и организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, умышлено реализуются действия, принимаются соглашения и правовые акты, прямо направленные на нарушение действующего антимонопольного законодательства, а именно:
Создание дискриминационных условий, ограничение, препятствование, устранение конкуренции на рынке медицинских услуг в сфере ОМС на территории субъекта РФ – Владимирской области посредствам экономически, не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на одни и те же услуги (товары);
действия направленные на устранение хозяйствующих субъектов, а именно ООО «...», с рынка медицинских услуг реализуемых за счет средств ОМС, на территории Владимирской области, за счет установления цены заведомо ниже себестоимости;
формирование на территории Гусь - Хрустального района Владимирской области монопольного положения государственного медицинского учреждения ГБУЗ ВО «Гусь-Хрустальная ЦГБ».
Следует также отметить, что тарифы на медицинские услуги, оказанные застрахованным по ОМС гражданам, при их обращении за медицинской помощью при наступлении страхового события, по своей экономической сути являются страховым возмещением по ОМС.
Учитывая равенство прав граждан, застрахованных по ОМС, предполагается равенство страхового возмещения при наступлении идентичного страхового случая. Так как стандарты оказания медицинской помощи едины для всех медицинских организаций, стоимость тарифа на медицинскую помощь, возмещающего затраты на его исполнение должны быть одинаковы.
Следовательно, выше описанные действия и соглашение представителей органов государственной власти Владимирской области, внебюджтеного фонда ОМС, и организаций, занимающих доминирующее положение, нарушает права не только хозяйствующих субъектов, но и неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, застрахованных по ОМС, прикрепленных на медицинское обслуживание к ООО «...».
Исходя из положений Закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», прошу принять меры, предусмотренные ст. 23 упомянутого Закона к Территориальному фонду медицинского страхования Владимирской области и Департаменту здравоохранения Владимирской области, обязав изменить Тарифное соглашение, приведя его в соответствие с действующим законодательством, выдать Департаменту здравоохранения и Территориальному фонду ОМС Владимирской области предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства путем отмены незаконно принятых Дополнительных соглашений к Тарифному соглашению от 17.12.2017г., Департаменту здравоохранения Владимирской области - о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Приложения:
Приложение №1. Сравнительная таблица тарифов и коэффициентов на 1-м л.
Приложение №2. Правовой статус ООО «...» на 1-м л.
Приложение №3. Особенности тарифного соглашения в системе ОМС на 1-м л.
Исполнительный директор, к.м.н. С.С.Мисюлин