Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Материал обновлен 03.02.2025. Информированное добровольное согласие, обзор судебной практики в 2023 - 2024 годах

Материал обновлен 03.02.2025. Информированное добровольное согласие, обзор судебной практики в 2023 - 2024 годах

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство на весь период лечения. Содержание ИСД

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

03.02.2025. Добавлен раздел "Судебная практика по вопросам, связанным с оформлением информированного добровольного согласия в 2024 году".

Вопрос. Вправе ли клиника оформить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство на весь период лечения? Какие сведения нужно внести в него?

 

Содержание

2023 год

1. Информированное добровольное согласие на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

2. В согласии нужно указать подробную информацию о вмешательстве

3. Отказ от перевода в другой стационар не свидетельствует об отказе от медицинского вмешательства

2024 год

1. Согласие является одноразовым документом

2. В согласии можно не указывать конкретные препараты

 

Перечень нормативных правовых актов

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

2. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"

3. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 N 390н "Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи"

 

2023 год

1. Информированное добровольное согласие на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

Рассмотрим Решение Верховного Суда РФ от 15 марта 2023 г. N АКПИ23-17 "Об отказе в признании недействующим пункта 7 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. N 933н"

Гражданин обратился в Верховный Суд в связи с отсутствием требования к даче информированного добровольного согласия (ИДС) при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения.

Административное исковое заявление содержало требование о признании недействующим п. 7 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (далее – Порядок).

Свое требование заявитель мотивировал тем, что оспариваемый пункт Порядка противоречит положениям Федерального закона от 21.11.2011 N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон N 323-ФЗ), ст. 20 которого предусматривает в качестве обязательного условия для медицинского вмешательства дачу ИДС после предоставления медицинским работником полной информации о планируемом вмешательстве.

Любое медицинское освидетельствование как совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований (ч. 1 ст. 65 федерального закона N 323-ФЗ) так или иначе реализуется через медицинские вмешательства. В свою очередь медицинское освидетельствование на состояние опьянения поименовано в качестве медицинской услуги в Номенклатуре медицинских услуг (утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н).

С точки зрения вышеизложенных норм данное медицинское освидетельствование предполагает получение от гражданина ИДС в общем порядке. Однако Порядок не содержит таких требований для медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что и породило обращение к высшей судебной инстанции.

Верховный Суд РФ, отказывая в удовлетворении административного иска, пришел к следующим выводам:

- п. 7 Порядка определяет документы, по которым производится идентификация личности освидетельствуемого гражданина, и не регулирует отношения по поводу ИДС на медицинское вмешательство. Следовательно, у данного пункта и ст. 20 федерального закона N 323-ФЗ разный предмет регулирования, поэтому противоречий между ними нет;

оспариваемая норма не исключает применения положений закона об ИДС, поскольку в случае отсутствия в подзаконном акте каких-либо положений применяются непосредственно нормы федерального закона.

Выводы суда фактически означают следующее: даже если в Порядке и есть пробел, связанный с получением ИДС, то это еще не означает несоответствия норм федеральному закону. Суд как таковой, безусловно, не может подменить собой регулятора и восполнить пробел в нормативном акте, в связи с чем в данном случае он мог лишь указать на возможность руководствоваться положениями федерального закона, который предполагает дачу ИДС и в случае с медицинским освидетельствованием.

Цель заявителя понятна: он желал получить ответ на вопрос о том, требуется ли ИДС при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Однако с учетом изложенных сложностей с оспариванием нормативных актов, когда суд уполномочен лишь констатировать наличие пробела, но не разрешать проблему по существу, решение Верховного Суда РФ является предсказуемым и, пожалуй, единственно возможным.

С другой стороны, выводы суда можно интерпретировать и так, что ввиду пробела в Порядке следует руководствоваться федеральным законом и, соответственно, применять нормы об обязательности ИДС. Но напрямую о необходимости следовать данным нормам применительно к медицинскому освидетельствованию суд не заявил, да и в рамках данной процедуры оспаривания заявить об этом не мог.

Добиться желаемого результата истец мог, если бы в Порядке прямо указывалось на отсутствие необходимости получать ИДС – в таких обстоятельствах налицо явное противоречие федеральному закону и Верховный Суд РФ не смог бы уклониться от поставленных вопросов. А пока есть лишь пробел – извольте применять положения федерального закона непосредственно.

Отстоять свое право на дачу ИДС и получение полной информации о вмешательствах, которые будут проводиться в рамках медицинского освидетельствования, истец мог в рамках конкретного производства по делу, связанному, например, с привлечением к административной ответственности, когда у суда есть полномочия на оценку законности конкретных действий в конкретной ситуации.

В качестве заключения можно сделать вывод о том, что при проведении медицинского освидетельствования клиники должны получать ИДС в силу требований ст. 20 федерального закона N 323-ФЗ.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 11.07.2025. Последствия передачи в РЭМД ЕГИСЗ сведений об установленных диагнозах для пациента
11 Июля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
16 и 17 октября | Семинар в Москве

Ответственность за утечку сведений о состоянии здоровья в 2025 году

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.