Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Материал обновлен 05.05.2025. Требования к защите персональных данных, обрабатываемых в медицинских информационных системах

Материал обновлен 05.05.2025. Требования к защите персональных данных, обрабатываемых в медицинских информационных системах

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Проверка ФСБ медицинской организации на предмет информационной безопасности систем обработки персональных данных. Модель угроз. Программно-аппаратные средства защиты

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала, перейти к содержанию

05.05.2025. Добавлен раздел 8 "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру"

30.04.2025. Добавлен вопрос 1 и раздел 7 "Категорирование и обеспечение безопасности объектов критической информационной инфраструктуры"

 

Вопрос 1. Наш компания является частной медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь населению за плату. В процессе работы клиникой используется диагностическое, лабораторное оборудование, с установленным изготовителем программным обеспечением, а так же программа 1С (для расчета заработной платы, для ведения расписания врачей и т. п.).

В последнее время со стороны прокуратуры появились требования о проведении в клинике категорирования используемых информационных систем и направление уведомления о проведенной работе во ФСТЭК.

Наше мнение - клиника не использует информационные системы, которые относятся к Критической информационной инфраструктуре, а так же не относится к субъекту Критической информационной инфраструктуры в силу следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" критическая информационная инфраструктура - объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ), а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов. В целях данного закона к объектам критической информационной инфраструктуры отнесены информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры. Субъектами критической информационной инфраструктуры являются государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Категорирование объекта критической информационной инфраструктуры представляет собой установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения. При этом, категорирование осуществляется исходя из:

1) социальной значимости, выражающейся в оценке возможного ущерба, причиняемого жизни или здоровью людей, возможности прекращения или нарушения функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, транспортной инфраструктуры, сетей связи, а также максимального времени отсутствия доступа к государственной услуге для получателей такой услуги;

2) политической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения ущерба интересам Российской Федерации в вопросах внутренней и внешней политики;

3) экономической значимости, выражающейся в оценке возможного причинения прямого и косвенного ущерба субъектам критической информационной инфраструктуры и (или) бюджетам Российской Федерации;

4) экологической значимости, выражающейся в оценке уровня воздействия на окружающую среду;

5) значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.

Примерный список объектов КИИ в сфере здравоохранения определен Министерством здравоохранения России в Перечне от 01.07.2024, согласованным со ФСТЭК России. Согласно данному перечню отраслевыми объектами КИИ (в сфере здравоохранения) являются ГИС СЗ, МИС (системы лечебно-профилактических учреждений), Системы автоматизации медицинской деятельности (Системы, предназначенные для клинико-лабораторных исследований в лечебно-профилактических учреждениях (программно-аппаратные комплексы для функциональной и лабораторной диагностики), для управления аппаратами и оборудованием для лучевой диагностики, для проведения лучевой терапии, для управления аппаратурой и оборудованием общего профиля, для принудительной подачи газовой смеси, для проведения инфузии, для постоянного, интенсивного наблюдения больных, для управления лабораторным оборудованием, для проведения хирургических вмешательств).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Таким образом, государством признается три вида системы здравоохранения в России.

Однако наша организация является частной клиникой, в государственную систему здравоохранения не входит. Перечень отраслевых объектов КИИ, определенных Министерством здравоохранения России, не распространяется на частную систему здравоохранения, поскольку соотносится только с лечебно-профилактическими учреждениями, то есть медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения России.

Используемые частной клиникой информационные системы не интегрированы с какими-либо другими информационными системами, обмена данными не происходит. Изображения, полученные в ходе диагностических исследований, на определенное время накапливаются либо в самом аппарате (например, УЗИ), либо в компьютере, входящем в состав оборудования (рентген, МРТ, КТ, маммограф). Перенос изображений в какие-либо информационные системы не производится.

В тоже время, в соответствии со ст. 19.7.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры Российской Федерации одной из категорий значимости, предусмотренных законодательством в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий либо представление недостоверных сведений. Иными словами, ответственность за непризнание себя субъектом КИИ и не выявление объектов КИИ не предусмотрена.

На наш взгляд Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ не вполне корректно и однозначно трактует что и кто относится к объектам и субъектам КИИ. Что позволяет контролирующим органам произвольно трактовать положения закона.

Просим оказать содействие в разъяснении положений Федерального закона от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" и распространении его положений на частную систему здравоохранения, просим направить соответствующее обращение законодателю в целях получения ответов на заданные вопросы.

Ответ на вопрос 1. В связи с поставленным вопросом целесообразно привести текст предостережения Росздравнадзора, направленного в адрес частной медицинской организации. Далее приводится текст предостережения.

Территориальный орган Росздраанадзора по Республике Северная Осетия-Алания на Ваш ответ на предостережение от 12.04.2025 сообщает, что по данным ФРЭМД, Вашей медицинской организацией, по состоянию на 14.04.2025 действительно осуществлена интеграция с РЭМД, вносятся документы "Протокол консультации" и "Протокол инструментального исследования". В то же время, с учетом выполняемых организацией работ / услуг, не исключена необходимость внесения в РЭМД и других структурированных электронных доку ментов, в том числе:

- лист назначений и их выполнение;

- направление на лабораторное исследование;

- осмотр лечащим врачом, врачом-специалистом, заведующим отделением, лечащим врачом совместно с врачом-специалистом, лечащим врачом совместно с заведующим отделением;

- выписка из истории болезни;

- рецепт на лекарственный препарат;

- медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

- направление на госпитализацию для оказания специализированной медицинской помощи;

- направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию.

Необходимо отметить, что обязанность по передаче документов в РЭМД установлена подпунктом "е" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, предусмотрено лицензионное требование о размещении информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ, см. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 — прим. авт.) посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям (см. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н - прим. авт.).

Поскольку медицинская информационная система является объектом критической информационной инфраструктуры (далее - КИИ) постольку каждая медицинская организация является субъектом КИИ.

Ответ на вопрос 1 см. в разделе 7.

 

Содержание

1. Лицензионное требование о размещении информации в единой системе о деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услугах

2. Проверка ФСБ на предмет информационной безопасности систем обработки персональных данных

3. Мероприятия по защите персональных данных, обрабатываемых в информационных системах

4. Требования к специалисту по защите информации в автоматизированных системах

5. Перечень программно-аппаратных средств защиты персональных данных

6. Административная ответственность в сфере защиты персональных данных, обрабатываемых в медицинских информационных системах

6.1 Требования к обработке персональных данных

6.2 Правила защиты информации

6.3 Обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры

6.4 Осуществление медицинской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией

7. Категорирование и обеспечение безопасности объектов критической информационной инфраструктуры

8. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру

 

Перечень нормативных правовых актов

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"

5. Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения"

6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

7. Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений"

8. Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

9. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

10. Постановление Правительства РФ от от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"

11. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 "О сертификации средств защиты информации"

12. Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017 N 239 "Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"

13. Приказ ФСТЭК России от 22.12.2017 N 236 "Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий"

14. Приказ ФСТЭК России от 21.12.2017 N 235 "Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их функционирования"

15. Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

16. Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах"

17. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"

18. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций"

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.09.2016 N 522н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по защите информации в автоматизированных системах"

20. Методический документ "Методика оценки угроз безопасности информации", утв. ФСТЭК России 05.02.2021

21. Методические рекомендации по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры сферы здравоохранения, утв. Минздравом России 05.04.2021, согласованы ФСТЭК России (письмо от 14.10.2020 № 240/82/1904дсп)

 

1. Лицензионное требование о размещении информации в единой системе о деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услугах

В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (вступило в силу 01.09.2021), лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.

Требования к медицинским информационным системам содержатся в статье 91 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - закон N 323-ФЗ), постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555 "Об утверждении Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (далее - постановление N 555, утратило силу в связи принятием Постановления Правительства РФ от 09.02.2022 N 140 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" - прим. авт.), приказах Минздрава России от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций" (далее - приказ N 911н), от 31.07.2020 N 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"» (далее - приказ N 785н) и др. Суть требований о размещении сведений состоит в передаче в течение суток в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) записей электронных медицинских карт, подписанных электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП).

 

2. Проверка ФСБ на предмет информационной безопасности систем обработки персональных данных

Рассмотрим представление ФСБ России, Управление по ..., 31.03.2021 № __, Директору ООО об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), УФСБ России по ... обращает Ваше внимание на то, что в ООО выявлены нарушения требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации о персональных данных, задокументированные протоколом об административном правонарушении от 12.03.2021 № __.

В этой связи, 27.03.2021 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № __, лицо, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных в медицинской организации - директор ООО подвергнут административному наказанию в виде штрафа по ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ (от одной тысячи до двух тысяч рублей — прим. автора).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в информационной системе персональных данных ООО осуществляется автоматизированная обработка персональных данных посредством установленных программных средств.

В соответствии с требованиями п.п. 1, 2 и 9 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности: определением угроз безопасности и применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - ИСПДн), необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством РФ уровни защищенности персональных данных; а так же контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

Согласно п. 2 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119, безопасность персональных данных при их обработке в информационной системе обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, нейтрализующей актуальные угрозы, определенные в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Установлено, что в ООО мероприятия по определению угроз безопасности и уровней защищенности персональных данных при их обработке в ИСПДн не проведены, что не позволяет определить достаточность принимаемых организационных и технических мер, составляющих систему защиты персональных данных. Передача персональных данных между филиалами медицинского учреждения, т. е. от ООО к ООО-2 и обратно, в нарушение п. 8.13 Приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», осуществляется по открытому каналу связи в сети «Интернет».

Причинами, способствовавшими совершению указанного административного правонарушения, явилось ненадлежащее исполнение в медицинской организацией требований к защите информации, в частности, защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленных ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (далее - Требования № 1119), Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Условием, способствовавшим совершению указанного административного правонарушения, явилась недостаточная организация работы по выполнению требований, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

Для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, необходимо:

- осуществить мероприятия, предусмотренные ст.ст. 18.1 и 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и п. 7 Требований №1119, по определению уровней защищенности персональных данных при их обработке в ИСПДн (т. н. «бумажная безопасность», включая разработку модели угроз и других локальных актов — прим. автора);

- обеспечить применение в медицинской организации при обработке персональных данных в ИСПДн средств защиты информации, предусмотренных Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 №17, приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21, для соответствующего уровня защищенности: посредством применения архитектуры информационной системы и проектных решений, направленных на обеспечение безопасности персональных данных при взаимодействии информационной системы или отдельных ее сегментов с иными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями (перечень оборудования и программ, рекомендованных ФСБ для защиты данных см. далее — прим. автора);

- принять меры по недопущению последующих нарушений требований российского законодательства о персональных данных, обеспечить надлежащий контроль за их соблюдением в медицинской организации.

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей — прим. автора).

Предлагается рассмотреть представление и в месячный срок со дня его получения сообщить о принятых мерах в УФСБ России по ... краю.

Начальник подразделения УФСБ России по ... краю, полковник

Представление получил(а) и ознакомлен(а): __.

Для выполнения указанных требований проверяющим было рекомендовано:

- обратиться к организации, имеющей лицензии, на проведение соответствующих работ по разработке информационных систем защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (см. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313) и по технической защите конфиденциальной информации (см. Постановление Правительства РФ от от 03.02.2012 N 79) или;

- привлечь на основании трудового договора специалиста в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.09.2016 N 522н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по защите информации в автоматизированных системах" а также;

- установить перечень программно-аппаратных средств защиты персональных данных, рассмотренный далее.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
14 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
22-24 мая | Форум во Владимире

Жизненный цикл клиники

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать