Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Обращение группы общественных организаций в сфере здравоохранения, 427 организаций из 63 регионов России в отношении системы ОМС

Обращение группы общественных организаций в сфере здравоохранения, 427 организаций из 63 регионов России в отношении системы ОМС

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Концептуальные изменения системы ОМС, которые порождают конфликт интересов федерального, территориального фондов ОМС, страховщиков, медицинских организаций разной формы собственности и пациентов

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Авторы обращения:

Президент СРО «Национальная Ассоциация медицинских организаций» Е.А. Рабцун

Генеральный директор СРО НКО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга А.В. Солонин

Исполнительный директор СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» С.Ю. Остренко

Председатель Правления РОО «Ассоциация Руководителей Медицинских Организаций Сибири» Л.Ф Селиванова

Председатель Правления СРО «Союз медицинских организаций «Медальянс» М.В. Шапран

Исполнительный директор Союз медицинских организаций СРО «МЕДСОЮЗ» О.А. Князева

Председатель гильдии медицинских работников Торгово-промышленной палаты Пермского края Д.Ю. Карпинский

Директор Ассоциации СРО «Объединение медицинских учреждений» Н.К. Асафьев

Председатель Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения «Союза Липецкая торгово-промышленная палата» Е.Ю. Латышева

Содержание

1. Обращение к Президенту Российской Федерации Президенту Российской Федерации В.В. Путину

2. Обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой

3. Обращение к Руководителю Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации И.Ю. Артемьеву

4. Обращение к Председателю Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрину

5. Обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину

1. Обращение к Президенту Российской Федерации Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

В России с момента утверждения в 1991 году федерального законодательства о медицинском страховании граждан в Российской Федерации реализуется бюджетно-страховая модель оказания медицинской помощи гражданам.

За почти 20 лет непростого развития системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) частным бизнесом вложены значительные инвестиции в развитии национального здравоохранения, что позволило сэкономить государственный ресурс и направить бюджетные средства на развитие других приоритетных задач. За эти годы сформирован институт медицинских страховщиков, обеспечивающих защиту прав застрахованных лиц. Развивается судебное прецедентное право, основанное на практической работе участников системы ОМС.

С 2020 года впервые медицинские организации частной системы здравоохранения включены в федеральный перечень организаций по оказанию населению высокотехнологической медицинской помощи.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», содержащий концептуальные изменения системы обязательного медицинского страхования, которые порождают конфликт интересов федерального, территориального фондов ОМС, страховщиков, медицинских организаций разной формы собственности и пациентов. К тому же противоречат Указу Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в части повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы, так как качественная оценка последствий по законопроекту не проведена.

Мы разделяем необходимость совершенствования системы управления национальным здравоохранением, однако, предлагаемый законопроект не решает вопросы системного рассмотрения накопившихся проблем по охране здоровья российских граждан.

Уважаемый Владимир Владимирович! Назрела необходимость на самом высоком уровне обсудить концептуальные походы трансформации системы обязательного медицинского страхования в контексте принятия новых изменений в Конституцию страны, закрепляющих права на получение доступной и качественной медицинской помощи, независимо от места проживания с учетом баланса интересов всех участников системы с рассмотрением данного вопроса на Государственном Совете Российской Федерации. Предлагаем также отказаться от промежуточных несистемных доработок федерального законодательства по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования в России.

2. Обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой

Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Ассоциации частных медицинских организаций, рассмотрев проект Федерального закона №1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, выражают серьезную озабоченность в связи с его принятием, так как заявленные цели законопроекта – повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), обеспечение доступности медицинской помощи, сохранение научного, кадрового потенциала федеральных государственных учреждений не могут быть достигнуты проектируемыми изменениями в закон. По своей сути законопроект противоречит Указу Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в части реализации мер, направленных на повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы.

Этот проект существенным образом затронет все региональные системы здравоохранения в России, однако на уровне регионов его обсуждение не выносилось, его влияние на региональные бюджеты не оценивалось.

Кроме того, Минздравом России внесен в Правительство Российской Федерации ко второму чтению еще один законопроект №875655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется введение дополнительных критериев отбора для медицинских организаций, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. По существу, вводится «двойное лицензирование», направленное на сокращение числа медицинских организаций, реализующих медицинскую помощь населению за счет средств ОМС. Безусловно, снижение числа контактов между врачом и пациентом снизит доступность бесплатной медицинской помощи. Отсутствие здоровой конкуренции за пациента негативно повлияет на показатели эффективности и пациентоориентированности, а значит, и удовлетворенности населения медицинской помощью, беспрепятственное оказание которой гарантирует государство.

Обращаем Ваше внимание, что между 1 и 2 чтением этого проекта закона было внесено достаточно большое число изменений. Они существенно расширили предмет правового регулирования законопроекта. В настоящий момент эти изменения касаются жизни и здоровья всех жителей нашей страны. Однако оценка регуляторного воздействия законопроекта не проводилась, что говорит о недостаточной его проработке.

На наш взгляд, законопроекты несут существенные риски, которые ранее не были освещены при их обсуждении:

1.В условиях пандемии коронавирусной инфекции у населения завышена чувствительность ко всем изменения в сфере здравоохранения. Любой просчет в преобразованиях может взорвать и без того напряженную социальную ситуацию. Это худшее время для неосторожных реформ в сфере здравоохранения.

2.Выделение из системы регионального здравоохранения объемов медицинской помощи обособленно для федеральных медицинских организаций безусловно отразится на балансе коечного фонда, кадрового состава и эффективности системы здравоохранения в каждом субъекте РФ. Региональные системы здравоохранения будут стагнировать. Бремя восполнения потерь ляжет на региональные бюджеты. Этих расчетов нет, последствия для региональных систем и региональных бюджетов не обсуждаются, компенсации потерь в региональные бюджеты не закладываются.

3.Неравномерное расположение федеральных медицинских организаций по территории России усугубит проблему физического доступа населения к высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В условиях централизации ее оказания в бюджетах субъектов РФ может быть недостаточно финансовых средств на транспортировку пациентов до федеральных учреждений. Кроме того, больные этой категории, как правило, требуют сопровождения родственников, которое оплачивается за счет личных средств граждан. Следует также оценивать негативное влияние пандемии, которая будет препятствовать потоку пациентов, вынужденных добираться до мест локализации медицинских федеральных центров.

4.В современной экономической ситуации прогнозируется снижение страховых взносов хозяйствующими субъектами в фонды из-за сокращения предпринимательской деятельности и темпов экономического развития. На этом фоне перераспределения средств ОМС в сторону федеральных медицинских организаций обострят региональные проблемы дефицитов недофинансирования территориальных программ ОМС. С большой вероятностью это затронет все уровни региональной системы здравоохранения, особую тревогу вызывает самое слабое и уязвимое звено - первичная медицинская помощь населению. Оценки воздействия законопроектов на доступность медицинской помощи за пределами федеральных медицинских учреждений не проводились. Следует также отметить, что в действующей методике распределения субвенций наблюдается недоучет особенностей территориального развития – плотности населения, уровня транспортной доступности, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения в отдельных населенных пунктах, уровня концентрации федеральных медицинских учреждений, находящихся в субъектах России.

5.Существенное ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, негативно повлияет на ключевой показатель системы здравоохранения - уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, особенно в регионах. Как это повлияет на общую политическую ситуацию в стране не оценивается.

6.Основной объем частных инвестиций в здравоохранении приходится именно на сектор специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Следует ожидать, что отказ от ключевого страхового принципа «деньги за пациентом» и создание условий непрогнозируемого развития негативно повлияет на настроения частных инвесторов. Для регионов, где платежеспособность населения низкая, а федеральный медицинские центры расположены далеко, отказ частных инвесторов от финансирования проектов здравоохранения может быть чувствительным. На сегодняшний день Минздрав России не располагает достоверными данными об объеме финансового участия частных компаний в системе национального здравоохранения, поэтому не способен оценить возможные потери.

Благодаря Вашему личному участию и эффективной государственной политике по развитию отечественного здравоохранения была трансформирована система оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России. Она стала более доступной на региональном уровне, это позволило привлечь значительные инвестиции частного бизнеса и направить бюджетные средства для решения других приоритетных задач страны. Однако с принятием новых поправок в закон об ОМС эти достижения могут быть утрачены.

В России с 1991 года одновременно реализуется бюджетная и страховая модели оказания бесплатной медицинской помощи гражданам. Это позволяет вести гибкую политику в сфере национального здравоохранения и адаптироваться к современным вызовам без изменений базовых основ действующего отраслевого законодательства.

Система ОМС имеет строго целевое назначение – персонализированное возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам при заболеваниях, входящих в программу ОМС. Возложение на нее дополнительно иных задач, даже таких благородных, как сохранение кадрового и научного потенциала федеральных медицинских организаций, без ущерба для системы ОМС невозможно. Требуется иное, более взвешенное решение этих актуальных проблем.

С учетом изложенного считаем, что проектируемые положения в федеральное законодательство по ОМС до их принятия должны получить более глубокую оценку воздействия на региональные системы здравоохранения, их следует обсуждать более широко с привлечением профессионального сообщества: медиков, страховщиков, юристов, а также с региональными органами власти.

Ассоциации, представляющие большую часть регионов России, выражают большую заинтересованность к открытому обсуждению внесенных законопроектов. Мы готовы с учетом особенностей региональных систем здравоохранения представить свои предложения по модернизации страховой модели здравоохранения нашей страны, направленных на повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы.

3. Обращение к Руководителю Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации И.Ю. Артемьеву

Уважаемый Игорь Юрьевич!

Национальная Ассоциация медицинских организаций (НАМО), рассмотрев проект Федерального закона N 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, выражает серьезную озабоченность в связи с его принятием, так как заявленные цели законопроекта – повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), обеспечения доступности медицинской помощи, сохранение научного, кадрового потенциала федеральных государственных учреждений не могут быть достигнуты проектируемыми изменениями в законе. По своей сути этот законопроект противоречит Указу Президента РФ «О стратегии национальной безопасности» в части выполнения гарантий государства бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы.

Кроме того, ко второму чтению рассматривается еще один предложенный Минздравом России законопроект №875655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется введение дополнительных критериев отбора для медицинских организаций, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. По существу, вводится «двойное лицензирование», направленное на сокращение числа медицинских организаций, реализующих медицинскую помощь населению за счет средств ОМС. Безусловно, снижение числа контактов между врачом и пациентом снизит доступность бесплатной медицинской помощи. Отсутствие здоровой конкуренции за пациента негативно повлияет на показатели эффективности и пациентоориентированности, а значит, и удовлетворенности населения медицинской помощью, беспрепятственное оказание которой гарантирует государство.

Обращаем Ваше внимание, что между 1 и 2 чтением этого проекта закона было внесено достаточно большое число изменений. Они существенно расширили предмет правового регулирования законопроекта. В настоящий момент эти изменения касаются жизни и здоровья всех жителей нашей страны и заслуживают более детального анализа, оценки регуляторного воздействия законопроекта, более широкого обсуждения с профессиональным сообществом: медиками, страховщиками, юристами.

На наш взгляд, законопроекты несут существенные риски, которые ранее не были достаточно освещены при их обсуждении:

1.В условиях пандемии коронавирусной инфекции у населения завышена чувствительность ко всем изменения в сфере здравоохранения. Любой просчет в преобразованиях может взорвать и без того напряженную социальную ситуацию, негативно повлиять на политическую стабильность внутри страны. Это худшее время для неосторожных реформ в сфере здравоохранения.

2.Выделение из системы регионального здравоохранения объемов медицинской помощи обособленно для федеральных медицинских организаций безусловно отразится на балансе коечного фонда, кадрового состава и эффективности системы здравоохранения в каждом субъекте РФ. Региональные системы здравоохранения будут стагнировать. Бремя восполнения потерь ляжет на региональные бюджеты. Этих расчетов нет, последствия для региональных систем и региональных бюджетов не обсуждаются, компенсации потерь в региональные бюджеты не закладываются.

3.Неравномерное расположение федеральных медицинских организаций по территории России усугубит проблему физического доступа населения к высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В условиях централизации ее оказания в бюджетах субъектов РФ может быть недостаточно финансовых средств на транспортировку пациентов до федеральных учреждений. Кроме того, больные этой категории, как правило, требуют сопровождения родственников, которое оплачивается за счет личных средств граждан. Почти 40% госпитализаций по ВМП по данной программе выполнены в федеральных государственных учреждениях 5-ти субъектов России – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан. Следует также оценивать негативное влияние пандемии, которая будет препятствовать потоку пациентов, вынужденных добираться до мест локализации медицинских федеральных центров.

4.В современной экономической ситуации прогнозируется снижение страховых взносов хозяйствующими субъектами в фонды из-за сокращения предпринимательской деятельности и темпов экономического развития. На этом фоне перераспределения средств ОМС в сторону федеральных медицинских организаций обострят региональные проблемы дефицитов недофинансирования территориальных программ ОМС. С большой вероятностью это затронет все уровни региональной системы здравоохранения, особую тревогу вызывает самое слабое и уязвимое звено - первичная медицинская помощь населению. Оценки воздействия законопроектов на доступность медицинской помощи за пределами федеральных медицинских учреждений не проводились. Следует также отметить, что в действующей методике распределения субвенций наблюдается недоучет особенностей территориального развития – плотности населения, уровня транспортной доступности, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения в отдельных населенных пунктах, уровня концентрации федеральных медицинских учреждений, находящихся в субъектах России.

5.Существенное ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, негативно повлияет на ключевой показатель системы здравоохранения - уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, особенно в регионах. Как это повлияет на общую политическую ситуацию в регионах не оценивается.

6.Основной объем частных инвестиций в здравоохранении приходится именно на сектор специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Следует ожидать, что отказ от ключевого страхового принципа «деньги за пациентом» и создание условий непрогнозируемого развития негативно повлияет на настроения частных инвесторов. Для регионов, где платежеспособность населения низкая, а федеральный медицинские центры расположены далеко, отказ частных инвесторов от финансирования проектов здравоохранения может быть чувствительным. На сегодняшний день Минздрав России не располагает достоверными данными об объеме финансового участия частных компаний в системе национального здравоохранения, поэтому не способен оценить возможные потери.

7.Благодаря взвешенной государственной политике за почти 20 лет непростого, а порой противоречивого развития системы ОМС законодательно определены принципы конкурентной среды в медицине. Это позволило сделать здравоохранение привлекательной отраслью для частного бизнеса и привлечь значительные негосударственные инвестиции в развитии отечественного здравоохранения, в том числе в создание современных медицинских центров, оказывающих специализированную высокотехнологическую медицинскую помощь. Это позволило сэкономить государственный ресурс и направить бюджетные средства на иные направления развития страны. Все эти достижения могут быть утрачены. Наблюдается очередная тенденция по созданию дискриминационных условий для оказания медицинской помощи по ОМС, что выразится в нарушении принципов конкуренции как таковых, а ключевым будет являться снижение доступности и своевременности получения пациентами медицинской помощи.

С момента утверждения в 1991 г. федерального закона РФ №1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в нашей стране реализуется наряду с бюджетной и страховая модель оказания медицинской помощи населению. Это позволяет вести гибкую политику в сфере национального здравоохранения и адаптироваться к современным вызовам без изменений базовых основ действующего отраслевого законодательства.

Система ОМС имеет строго целевое назначение – персонализированное возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам при заболеваниях, входящих в программу ОМС. Возложение на нее дополнительно иных задач, даже таких благородных, как сохранение кадрового и научного потенциала федеральных медицинских организаций, без ущерба для системы ОМС невозможно. Требуется иное, более взвешенное решение этих актуальных проблем.

С учетом изложенного Ассоциации считают, что представленный в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты №1027750-7 и №875655-7 заслуживают более детальной оценки и обсуждения, нуждается в существенной доработке и в действующей редакции не могут быть приняты во втором чтении по обозначенным выше основаниям.

Мы предлагаем в преддверии 20-летия в 2021 г. принятия первого федерального закона в новейшей истории по медицинскому страхованию – Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и 10-летия (29.11.2010) утверждения федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» возглавить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации общественное обсуждение законодательных аспектов итогов реализации и основных подходов трансформации системы обязательного медицинского страхования в России как неотъемлемой части новой общей Концепции закрепления конституционного права на получение доступной и качественной медицинской помощи, независимо от места проживания.

Для доработки проекта федерального закона ко второму чтению создать межведомственную Рабочую группу во главе с Председателем Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации с включением в нее представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, ассоциаций медицинских организаций, страховщиков, других заинтересованных сторон, принимая во внимание, что проект федерального закона содержит в себе концептуальные изменения системы обязательного медицинского страхования.

4. Обращение к Председателю Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрину

Уважаемый Алексей Леонидович!

Ассоциации частных медицинских организаций, рассмотрев проект Федерального закона N 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, выражают серьезную озабоченность в связи с его принятием, так как заявленные цели законопроекта – повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), обеспечение доступности медицинской помощи, сохранение научного, кадрового потенциала федеральных государственных учреждений не могут быть достигнуты проектируемыми изменениями в закон. К тому же законопроект противоречит Указу Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в части повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы.

Кроме того, Минздравом России внесен в Правительство Российской Федерации ко второму чтению еще один законопроект № 875655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется введение дополнительных критериев отбора для медицинских организаций, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. По сути вводится «двойное лицензирование», так как медицинская деятельность – лицензируемый вид деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что между 1 и 2 чтением этого проекта закона было внесено достаточно большое число изменений. Они существенно расширили предмет правового регулирования законопроекта. В настоящий момент эти изменения касаются жизни и здоровья всех жителей нашей страны. Однако оценка регуляторного воздействия законопроекта не проводилась, что говорит о недостаточной его проработке.

На наш взгляд, законопроекты несут существенные риски, которые ранее не были освещены при их обсуждении:

1.В условиях пандемии коронавирусной инфекции у населения завышена чувствительность ко всем изменения в сфере здравоохранения. Любой просчет в преобразованиях может взорвать и без того напряженную социальную ситуацию. Это худшее время для неосторожных реформ в сфере здравоохранения.

2.Выделение из системы регионального здравоохранения объемов медицинской помощи обособленно для федеральных медицинских организаций безусловно отразится на балансе коечного фонда, кадрового состава и эффективности системы здравоохранения в каждом субъекте РФ. Региональные системы здравоохранения будут стагнировать. Бремя восполнения потерь ляжет на региональные бюджеты. Этих расчетов нет, последствия для региональных систем и региональных бюджетов не обсуждаются, компенсации потерь в региональные бюджеты не закладываются.

3.Неравномерное расположение федеральных медицинских организаций по территории России усугубит проблему физического доступа населения к высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В условиях централизации ее оказания в бюджетах субъектов РФ может быть недостаточно финансовых средств на транспортировку пациентов до федеральных учреждений. Кроме того, больные этой категории, как правило, требуют сопровождения родственников, которое оплачивается за счет личных средств граждан. Следует также оценивать негативное влияние пандемии, которая будет препятствовать потоку пациентов, вынужденных добираться до мест локализации медицинских федеральных центров.

4.В современной экономической ситуации прогнозируется снижение страховых взносов хозяйствующими субъектами в фонды из-за сокращения предпринимательской деятельности и темпов экономического развития. На этом фоне перераспределения средств ОМС в сторону федеральных медицинских организаций обострят региональные проблемы дефицитов недофинансирования территориальных программ ОМС. С большой вероятностью это затронет все уровни региональной системы здравоохранения, особую тревогу вызывает самое слабое и уязвимое звено - первичная медицинская помощь населению. Оценки воздействия законопроектов на доступность медицинской помощи за пределами федеральных медицинских учреждений не проводились. Следует также отметить, что в действующей методике распределения субвенций наблюдается недоучет особенностей территориального развития – плотности населения, уровня транспортной доступности, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения в отдельных населенных пунктах, уровня концентрации федеральных медицинских учреждений, находящихся в субъектах России.

5.Существенное ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, негативно повлияет на ключевой показатель системы здравоохранения - уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, особенно в регионах. Как это повлияет на общую политическую ситуацию в стране не оценивается.

6.Основной объем частных инвестиций в здравоохранении приходится именно на сектор специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Следует ожидать, что отказ от ключевого страхового принципа «деньги за пациентом» и создание условий непрогнозируемого развития негативно повлияет на настроения частных инвесторов. Для регионов, где платежеспособность населения низкая, а федеральный медицинские центры расположены далеко, отказ частных инвесторов от финансирования проектов здравоохранения может быть чувствительным. На сегодняшний день Минздрав России не располагает достоверными данными об объеме финансового участия частных компаний в системе национального здравоохранения, поэтому не способен оценить возможные потери.

Благодаря Вашему личному участию и эффективной государственной политике по развитию отечественного здравоохранения была трансформирована система оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России. Она стала более доступной на региональном уровне, это позволило привлечь значительные инвестиции частного бизнеса и направить бюджетные средства для решения других приоритетных задач страны. Однако с принятием новых поправок в закон об ОМС эти достижения могут быть утрачены.

В России с 1991 года одновременно реализуется бюджетная и страховая модели оказания бесплатной медицинской помощи гражданам. Это позволяет вести гибкую политику в сфере национального здравоохранения и адаптироваться к современным вызовам без изменений базовых основ действующего отраслевого законодательства.

Система ОМС имеет строго целевое назначение – персонализированное возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам при заболеваниях, входящих в программу ОМС. Возложение на нее дополнительно иных задач, даже таких благородных, как сохранение кадрового и научного потенциала федеральных медицинских организаций, без ущерба для системы ОМС невозможно. Требуется иное, более взвешенное решение этих актуальных проблем.

С учетом изложенного считаем, что проектируемые положения в федеральное законодательство по ОМС не могут быть приняты, принимая во внимание концептуальный характер изменений системы обязательного медицинского страхования, приводящий к снижению конкуренции на рынке медицинских услуг, потерю основных игроков на рынке, увеличению бюджетной нагрузки, что в целом влияет на устойчивость всего отечественного здравоохранения и эффективность ранее полученных результатов по росту продолжительности жизни населения страны.

Просим Вас, уважаемый Алексей Леонидович, выйти с инициативой по расширенному обсуждению на федеральном уровне концептуальных изменений системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

5. Обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину

Копия:

Председателю Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

Д.А. Морозову

Национальная Ассоциация медицинских организаций (НАМО), рассмотрев проект Федерального закона N 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении, выражает серьезную озабоченность в связи с его принятием, так как заявленные цели законопроекта – повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), обеспечения доступности медицинской помощи, сохранение научного, кадрового потенциала федеральных государственных учреждений не могут быть достигнуты проектируемыми изменениями в законе. По своей сути этот законопроект противоречит Указу Президента РФ «О стратегии национальной безопасности» в части выполнения гарантий государства бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, повышения финансовой устойчивости системы ОМС, завершения ее перехода на страховые принципы.

 

Кроме того, ко второму чтению рассматривается еще один предложенный Минздравом России законопроект №875655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым планируется введение дополнительных критериев отбора для медицинских организаций, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. По существу, вводится «двойное лицензирование», направленное на сокращение числа медицинских организаций, реализующих медицинскую помощь населению за счет средств ОМС. Безусловно, снижение числа контактов между врачом и пациентом снизит доступность бесплатной медицинской помощи. Отсутствие здоровой конкуренции за пациента негативно повлияет на показатели эффективности и пациентоориентированности, а значит, и удовлетворенности населения медицинской помощью, беспрепятственное оказание которой гарантирует государство.

Обращаем Ваше внимание, что между 1 и 2 чтением этого проекта закона было внесено достаточно большое число изменений. Они существенно расширили предмет правового регулирования законопроекта. В настоящий момент эти изменения касаются жизни и здоровья всех жителей нашей страны и заслуживают более детального анализа, оценки регуляторного воздействия законопроекта, более широкого обсуждения с профессиональным сообществом: медиками, страховщиками, юристами.

На наш взгляд, законопроекты несут существенные риски, которые ранее не были достаточно освещены при их обсуждении:

1.В условиях пандемии коронавирусной инфекции у населения завышена чувствительность ко всем изменения в сфере здравоохранения. Любой просчет в преобразованиях может взорвать и без того напряженную социальную ситуацию, негативно повлиять на политическую стабильность внутри страны. Это худшее время для неосторожных реформ в сфере здравоохранения.

2.Выделение из системы регионального здравоохранения объемов медицинской помощи обособленно для федеральных медицинских организаций безусловно отразится на балансе коечного фонда, кадрового состава и эффективности системы здравоохранения в каждом субъекте РФ. Региональные системы здравоохранения будут стагнировать. Бремя восполнения потерь ляжет на региональные бюджеты. Этих расчетов нет, последствия для региональных систем и региональных бюджетов не обсуждаются, компенсации потерь в региональные бюджеты не закладываются.

3.Неравномерное расположение федеральных медицинских организаций по территории России усугубит проблему физического доступа населения к высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. В условиях централизации ее оказания в бюджетах субъектов РФ может быть недостаточно финансовых средств на транспортировку пациентов до федеральных учреждений. Кроме того, больные этой категории, как правило, требуют сопровождения родственников, которое оплачивается за счет личных средств граждан. Почти 40% госпитализаций по ВМП по данной программе выполнены в федеральных государственных учреждениях 5-ти субъектов России – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан. Следует также оценивать негативное влияние пандемии, которая будет препятствовать потоку пациентов, вынужденных добираться до мест локализации медицинских федеральных центров.

4.В современной экономической ситуации прогнозируется снижение страховых взносов хозяйствующими субъектами в фонды из-за сокращения предпринимательской деятельности и темпов экономического развития. На этом фоне перераспределения средств ОМС в сторону федеральных медицинских организаций обострят региональные проблемы дефицитов недофинансирования территориальных программ ОМС. С большой вероятностью это затронет все уровни региональной системы здравоохранения, особую тревогу вызывает самое слабое и уязвимое звено - первичная медицинская помощь населению. Оценки воздействия законопроектов на доступность медицинской помощи за пределами федеральных медицинских учреждений не проводились. Следует также отметить, что в действующей методике распределения субвенций наблюдается недоучет особенностей территориального развития – плотности населения, уровня транспортной доступности, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения в отдельных населенных пунктах, уровня концентрации федеральных медицинских учреждений, находящихся в субъектах России.

5.Существенное ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг, реализуемых за счет средств ОМС, негативно повлияет на ключевой показатель системы здравоохранения - уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, особенно в регионах. Как это повлияет на общую политическую ситуацию в регионах не оценивается.

6.Основной объем частных инвестиций в здравоохранении приходится именно на сектор специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Следует ожидать, что отказ от ключевого страхового принципа «деньги за пациентом» и создание условий непрогнозируемого развития негативно повлияет на настроения частных инвесторов. Для регионов, где платежеспособность населения низкая, а федеральный медицинские центры расположены далеко, отказ частных инвесторов от финансирования проектов здравоохранения может быть чувствительным. На сегодняшний день Минздрав России не располагает достоверными данными об объеме финансового участия частных компаний в системе национального здравоохранения, поэтому не способен оценить возможные потери.

7.Благодаря взвешенной государственной политике за почти 20 лет непростого, а порой противоречивого развития системы ОМС законодательно определены принципы конкурентной среды в медицине. Это позволило сделать здравоохранение привлекательной отраслью для частного бизнеса и привлечь значительные негосударственные инвестиции в развитии отечественного здравоохранения, в том числе в создание современных медицинских центров, оказывающих специализированную высокотехнологическую медицинскую помощь. Это позволило сэкономить государственный ресурс и направить бюджетные средства на иные направления развития страны. Все эти достижения могут быть утрачены.

С момента утверждения в 1991 г. федерального закона РФ №1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в нашей стране реализуется наряду с бюджетной и страховая модель оказания медицинской помощи населению. Это позволяет вести гибкую политику в сфере национального здравоохранения и адаптироваться к современным вызовам без изменений базовых основ действующего отраслевого законодательства.

Система ОМС имеет строго целевое назначение – персонализированное возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам при заболеваниях, входящих в программу ОМС. Возложение на нее дополнительно иных задач, даже таких благородных, как сохранение кадрового и научного потенциала федеральных медицинских организаций, без ущерба для системы ОМС невозможно. Требуется иное, более взвешенное решение этих актуальных проблем.

С учетом изложенного Ассоциации считают, что представленный в Государственную Думу Российской Федерации законопроект №1027750-7 и №875655-7 заслуживают более детальной оценки и обсуждения, нуждается в существенной доработке и в действующей редакции не могут быть приняты во втором чтении по обозначенным выше основаниям.

Мы предлагаем в преддверии 20-летия в 2021 г. принятия первого федерального закона в новейшей истории по медицинскому страхованию – Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и 10-летия (29.11.2010) утверждения федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» возглавить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации общественное обсуждение законодательных аспектов итогов реализации и основных подходов трансформации системы обязательного медицинского страхования в России как неотъемлемой части новой общей Концепции закрепления конституционного права на получение доступной и качественной медицинской помощи, независимо от места проживания.

Для доработки проекта федерального закона ко второму чтению создать межведомственную Рабочую группу во главе с Председателем Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации с включением в нее представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, ассоциаций медицинских организаций, страховщиков, других заинтересованных сторон, принимая во внимание, что проект федерального закона содержит в себе концептуальные изменения системы обязательного медицинского страхования.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать