Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Реестр лицензий, назначение досрочной пенсии, оплата в системе ОМС и ДМС, усилении противоэпидемического режима

Реестр лицензий, назначение досрочной пенсии, оплата в системе ОМС и ДМС, усилении противоэпидемического режима

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Изменение правил оказания платных медицинских услуг, закона о защите прав потребителей. Согласие на обработку персональных данных. Регламентация оказания медицинских услуг, использование лекарственных средств. Прослеживаемость рекламы

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Ответы на вопросы членов НАМО

Содержание

1. Алгоритм действий в случае обнаружения опечаток и (или) ошибок в реестре лицензий на медицинскую деятельность

2. Назначение досрочной пенсии медицинским работникам частных организаций

3. Исполнение финансовых обязательств страховыми организациями перед медицинскими организациями в системе ДМС и ОМС

4. Об усилении противоэпидемического режима в медицинских организациях

5. Об изменении правил оказания платных медицинских услуг, закона о защите прав потребителей. Согласие на обработку персональных данных

6. Регламентация оказания медицинских услуг, использование лекарственных средств

7. Изменение закона о рекламе в части обеспечения прослеживаемости рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

 

1. Алгоритм действий в случае обнаружения опечаток и (или) ошибок в реестре лицензий на медицинскую деятельность

Рассмотрим вопросы из практики.

Вопрос. При проверке сведений из реестра лицензий и «бумажных» лицензий было выявлено несоответствие:

1. Количество лицензий - бумажных 2, по выписке - 1

2. Номера и даты лицензий

Нужно ли подавать заявление через кабинет юрлица на Госуслугах?

Ответ.

1. Обратите внимание, что с 2021 года бумажные лицензии не имеют юридической силы. Поэтому сейчас у Вас одна лицензия, наличие которой подтверждается выпиской из реестра. При выдаче справок пациентам Вы должны прикладывать копию выписки.

У Вас изменился номер лицензии, поэтому на стенде и сайте, в новых договорах на услуги после 05.05.2022 (см. дата приказа в п.9 выписки) Вы должны указывать новый номер лицензии, при этом дата выдачи лицензии у Вас 26.01.2010 (см. п. 3 выписки).

В выписке (считай лицензии) в специализированной помощи Вам заменили «стоматологию» на «стоматологию общей практики». «Стоматология» осталась только в доврачебной помощи.

Согласно Приказу Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" к Специальности "Стоматология общей практики" предъявляются следующие требования:

1) Высшее образование - специалитет по специальности "Стоматология"

2) Подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Стоматология", "Стоматология общей практики" <9>

<9> Для лиц, получивших образование по основной образовательной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста, подготовка в интернатуре/ординатуре не является обязательной при замещении должностей врача-стоматолога.

Должности: врач-стоматолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-стоматолог.

Подавать заявление на Госуслугах Вам не надо: в выписке сохранились все работы (услуги) из двух «бумажных лицензий».

Вопрос. ООО "..." осуществляет медицинскую деятельность в условиях стационара.

В штат приняты операционные медицинские сестры с сертификатом "Операционное дело" (иных сертификатов у работников нет).

При этом, с июля 2022 года в автоматическом режиме из лицензии ООО был исключен вид медицинской деятельности - операционное дело.

Просим оказать содействие в поиске ответа на вопросы:

1. Могут ли медицинские сестры с сертификатом "операционное дело" продолжать осуществлять свои должностные обязанности в должности операционных медицинских сестер?

2. Потребуется ли нашим сотрудникам проходить дополнительное переобучение либо имеющиеся сертификаты будут приравнены к действующим (допустимым) видам деятельности.

3. Приравнивается ли операционное дело к другому виду деятельности, по аналогии уравнения хирургии абдоминальной и хирургии?

Ответ.

Ответ на вопрос 3. Операционное дело не является тождественным какому-либо виду работ (услуг), поэтому его исключили из Вашей лицензии.

Ответ на вопрос 1. Согласно Приказу Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" специальность "Операционное дело" дает право занимать должности:

1) операционная медицинская сестра,

2) старшая операционная медицинская сестра.

Таким образом, медицинские работники с сертификатом "операционное дело" вправе по-прежнему осуществлять свои должностные обязанности в должности операционных медицинских сестер.

Ответ на вопрос 2. Медицинские работники с сертификатом "операционное дело" вправе замещать должности операционных медицинских сестер и для этого им не требуется проходить дополнительное обучение (см. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н)

Сертификаты по специальности "Операционное дело" не могут быть приравнены к сертификатам других специальностей. Для получения свидетельства об аккредитации (сертификаты более не выдаются) необходима переподготовка (если это предусмотрено Приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н) и прохождение первичной аккредитации.

Вопрос. Что делать если в выписке из реестра появились новые работы (услуги), на которые мы не подавали заявление о переоформлении, или исчезли (не отображаются в реестре) работы (услуги) и (или) лицензия?

Ответ.

Согласно Порядка ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности, утв. Приказом Минздрава России от 19.11.2020 N 1234н (далее - Порядок):

- Настоящий Порядок определяет правила ведения единого реестра лицензий, предоставленных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор), территориальными органами Росздравнадзора, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданного в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <1> полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности (далее - единый реестр), и предоставления содержащихся в нем сведений (см. Пункт 1 Порядка).

- Росздравнадзор осуществляет ведение единого реестра (см. Пункт 2 Порядка).

- Ведение единого реестра, состоящего из федерального и регионального сегментов, осуществляется в электронном виде и включает в себя сбор, систематизацию, изменение, хранение и обновление поступающей информации Росздравнадзором и территориальными органами Росздравнадзора.

Федеральный сегмент единого реестра включает реестр лицензий, предоставляемых Росздравнадзором, региональный сегмент единого реестра включает реестр лицензий, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляют ведение реестра лицензий в информационной системе, оператором которой является Росздравнадзор, и размещают ссылку на указанный реестр лицензий в открытом и общедоступном государственном информационном ресурсе, сформированном в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 99-ФЗ (см. Пункт 3 Порядка).

- Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается Росздравнадзором, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных на информационном ресурсе:

https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses (см. Пункт 10 Порядка).

Таким образом, Росздравнадзор является оператором информационной системы, в которой осуществляется ведение в т. ч. регионального сегмента единого реестра лицензий.

Согласно Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утв. Приказом Росздравнадзора от 28.10.2020 N 9936 (далее - Регламент):

- При предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры:

исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах (см. подпункт 5 пункта 46 Регламента).

- В случае выявления заявителем в реестре лицензий опечаток и (или) ошибок, заявитель представляет в Росздравнадзор (территориальный орган) заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок по форме согласно Приложению N 5 к Административному регламенту (см. пункт 130 Регламента).

- Результатом административной процедуры является исправление опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, реестре лицензий, либо направление заявителю письма с информацией об отсутствии опечаток и (или) ошибок (см. пункт 134 Регламента).

- Способом фиксации результата административной процедуры является внесение исправлений в реестр лицензий, документы, подготовленные после исправления допущенных опечаток и (или) ошибок (см. пункт 135 Регламента).

В заявлении (см. приложение № 5 к Регламенту) содержится просьба исправить в лицензии N __ от __ на осуществление медицинской деятельности, выданной __, (наименование лицензирующего органа) опечатки и (или) ошибки: __ (описание ошибок).

<*> К заявлению прилагаются документы, опечатки и (или) ошибки в которых подлежат исправлению (прикладывается Выписка из реестра лицензий, см. Пункт 3 данной статьи и копия последней бумажной лицензии, номер и дата лицензии в заявлении заполняется согласно выписке из реестра лицензий — прим. авт.).

В настоящее время подача заявления о:

- выдаче лицензии,

- переоформлении лицензии,

- прекращении лицензии,

подаются исключительно в электронном виде через ЕПГУ (Госуслуги).

Однако заявление об исправлении допущенных опечаток и ошибок в реестре лицензии к перечисленным случаям не относится, на ЕПГУ отсутствует указанная форма (на момент подачи заявления желательно проверить наличие или отсутствие указанной формы), поэтому необходимо подать указанное заявление в бумажном виде через канцелярию территориального органа Росздравнадзора или по почте с описью.

 

2. Назначение досрочной пенсии медицинским работникам частных организаций

Письмо члена НАМО «О защите профессиональных интересов»

ООО «...» убедительно просит оказать правовую поддержку в следующем вопросе:

Нашим сотрудникам, медицинской сестре функционального кабинета и терапевту пенсионным фондом было отказано назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании предусмотренном п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа в учреждениях здравоохранения на дату обращения.

В льготный стаж не засчитаны все периоды работы в ООО «Даймнод клиник» в связи с тем, что ООО «...» не является учреждением здравоохранения.

При этом, ООО «...» полагает, что условия труда работников учреждений здравоохранения и коммерческих организаций, не имеют никаких отличий между собой, в связи с чем полагаем данную позицию дискриминирующей, не конституционной и нарушающей права медицинских работников.

В настоящее время в суд поданы исковые заявления о защите интересов работников ООО «...», судом первой инстанции отказано во включении спорных периодов в льготный стаж, по указанным выше основаниям.

Полагаем, что сложившаяся правоприменительная практика (определения Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2018 года N 1914-О, от 29 января 2019 года N 104-О, от 26 марта 2019 года N 677-О, от 26 сентября 2019 года N 2209-О, от 26 марта 2020 года N 728-О, от 27 мая 2021 года N 977-О и др.)ущемляет права медицинских работников частной системы здравоохранения и была сформирована без детального изучения данного вопроса,исключительно из политических соображений на фоне зреющей необходимости пенсионной реформы по причине снижения рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни.

Так, суды указывают, что отсутствие льготы для медицинских работников коммерческих организаций не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, так как законодатель учитывал особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, при этом не указываются, какие именно условия и нагрузка учитываются.

ООО «...» полагает, что в коммерческой организации, как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Медицинские работники, как учреждений здравоохранения, так и ООО при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 Закона N 323-ФЗ).

Конституционный суд РФ Постановлением от 03.06.2004 г. № 11-П признал неконституционными положения закона устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях.

В своем постановлении от03.06.2004 г. № 11-ПКонституционный суд РФ указывает:

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.

Конституционный суд указывает, что оспариваемые нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают условия приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной, педагогической либо творческой деятельности на сцене.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим, медицинским, творческим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья либо творческой деятельности на сцене), а у отдельных категорий творческих работников - также при достижении ими определенного возраста. Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Полагаем, что различий в характере работы медицинских работников коммерческих и некоммерческих организаций не имеется, однако самостоятельно ООО «...», с учетом сформированной правоприменительной практики не может помочь своим работникам и добиться назначения досрочной пенсии.

В связи с указанным, обращаемся к вам за содействием в данном вопросе: необходимо добиться расширения круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Полагаем, что на фоне пандемии коронавируса, органами государственной власти возможно переосмысление значимости труда медицинских работников и необходимости расширения льгот для медиков.

Ответ.

1. Принципиальный вопрос уравнивания в правах медицинских работников частных медицинских организаций и работников учреждений здравоохранения много раз поднимался на форумах и конгрессах.

НАМО подготовила методические рекомендации Досрочная пенсия работникам частных медицинских организаций, см. https://www.np-med.ru/members/rekomendacii/1481/943/

2. Как справедливо изложено в Вашем обращении в настоящее время Конституционный суд и Верховный суд занимают однозначную позицию по вопросу назначения досрочной пенсии работникам, осуществлявшим трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и на должностях не указанных в списке, утв. Постановлением Правительства.

По мнению высших судов указанным работникам досрочная пенсия не положена.

Поэтому в отношении конкретных работников, указанных в Вашем обращении, необходимо иметь ввиду, что ни Ваша организация, ни НАМО, ни кто-либо другой не может изменить позицию судов.

Таким образом, без изменения законодательства решить данный вопрос не представляется возможным.

3. НАМО не является субъектом законодательной инициативы. Кроме того принятие любого закона, тем более требующее увеличения расходов бюджета, является результатом консенсуса, в котором решающую роль играет Правительство, которое должно изыскивать средства для исполнения закона.

НАМО обращалась в Правительство с просьбой рассмотреть данный вопрос.

Из Министерства труда поступил ответ, согласно которому данная инициатива неизбежно повлечет увеличение расходов бюджета, что, по-мнению Министерства, не целесообразно.

 

3. Исполнение финансовых обязательств страховыми организациями перед медицинскими организациями в системе ДМС и ОМС

Просим Вас рассмотреть ситуацию, сложившуюся на рынке добровольного медицинского страхования по договорам, заключенным с СМО. На сегодняшний день ООО «...» сталкивается с вопиющим отношением вышеназванной страховой медицинской организации к исполнению своих договорных обязательств перед нашим лечебным учреждением. Ежемесячно, в ходе планового контроля объема сроков и качества оказанных медицинских услуг, выставляются акты, в которых снимаются с оплаты до 10% от всего поданного к оплате реестра. При этом услуги предварительно согласованы и оказаны на основании гарантийных писем об оплате. Снятия проводятся только на основании реестров, без анализа первичной медицинской документации, а на написанные нами протоколы разногласий просто не обращают внимания. По данным фактам ООО «...» инициировал согласительную комиссию, которая, также, не привела ни к каким результатам. На возможность судебного урегулирования конфликта недвусмысленно дают понять, что прекратят сотрудничество с нами, как с «нелояльной» медицинской организацией. И такие случаи на территории нашего региона уже были.

В нынешних нестабильных экономических условиях СМО отказывает в согласовании повышения прейскуранта более одного раза в год и не более чем на 6% от цен 2021 года. Кроме этого нас вынудили дать скидку 3% на все оказанные в 2022 году услуги.

Общаясь в неформальной беседе с коллегами из других регионов узнали, что они также сталкиваются с подобными проблемами.

В связи со всем вышеперечисленным, просим Вас, как руководителя СРО «Национальная Ассоциация медицинских организаций», разобраться в этом волнующем нас вопросе.

Ответ.

По имеющейся у нас информации медицинские организации, работающие в системе ДМС, столкнулись с применением т. н. «искусственного интеллекта» в здравоохранении несколько лет назад. Так одна крупная московская клиника, работающая в системе ДМС с десятком ведущих СМО федерального уровня, получила еще в 2018 году массовую претензию по качеству по нескольким сотням случаев оказания медицинской помощи за квартал от одной из СМО. Проведя значительную работу с привлечение экспертов, потратив много времени и средств на изучение медицинских карт, медицинская организация подготовила мотивированный ответ по всем случаям, указанным в претензии. СМО спокойно отреагировала на это. В следующем квартале ситуация повторилась. В настоящее время работу по выставлению претензий и участию в деятельности согласительных комиссий активизировали практически все СМО.

По имеющейся информации, СМО вкладывают значительные средства в информатизацию, в частности в программы искусственного интеллекта, призванные заменить экспертов качества. В отличии от экспертов, чьи возможности физически ограничены анализом небольшой выборки, программы в состоянии проводить сплошной контроль всех случаев лечения.

Целью данной деятельности помимо декларируемого повышения качества, защиты интересов пациентов, является, как и в системе ОМС, уменьшение объема оплаты за оказанную медицинскую помощь.

По имеющейся у нас информации в настоящее время СМО испытывают снижение объема дохода от поступающих страховых премий. При этом для приведения операционных расходов к реальному уровню доходов им требуется время. Часть выпадающих доходов СМО пытаются компенсировать за счет медицинских организаций.

Вместе с тем, в отличии от ОМС система ДМС функционирует исключительно в рамках договорных отношений.

Исполнение обязательств по договору обеспечивается путем проведения переговоров или обращением в суд.

При этом следует иметь ввиду, что согласно части 1 статьи 421 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В 2023 году может произойти отток частных медицинских организаций из системы ОМС. Дело в том, что ощутив дефицит финансирования лечения ковида, региональные фонды ОМС стали урезать финансирование медицинских услуг, которые оказываются частной медициной, в пользу стационаров и участковой службы государственных клиник.

Например, дуплексное сканирование вен нижних конечностей стало стоить 340 руб. в республике Мордовия, 490 руб. в Нижегородской области, 492 руб. в республике Марий Эл, что сделало проведение исследований убыточными для частных клиник. При этом по той же услуге федеральный фонд ОМС рекомендовал обеспечить тариф в 3 раза больше: 1210,6 руб.

Аналогичная ситуация и по другим видам амбулаторной медицинской помощи и услугам.

Получается, что регионы не соблюдают рекомендации фонда ОМС. Источники сообщили, что ФАС России пытался разобраться с ценообразованием в ОМС, но ситуация пока не сдвинулась с мертвой точки.

В итоге медпомощь для россиян может стать еще менее доступной.

 

4. Об усилении противоэпидемического режима в медицинских организациях

08.07.2022 НАМО обратилось в Министерство здравоохранения Российской Федерации с запросом разъяснений о необходимости соблюдения антиковидных ограничений медицинскими работниками

НАМО просило разъяснить, ссылаясь на нормы права, следующие вопросы, связанные с отменой антиковидных ограничений.

Согласно пункту 24 Приложения N 2 к приказу Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Вопрос 1. Обязаны ли работники медицинских организаций проходить вакцинацию / ревакцинацию против коронавирусной инфекции?

Вопрос 2. Обязаны ли работники медицинских организаций, не оказывающие медицинскую помощь больным / лицам с подозрением на наличие коронавирусной инфекции, использовать медицинские маски, находясь на рабочем месте?

Ответ на запрос не поступил.

Рассмотрим письмо Роспотребнадзора Москвы, см. далее.

В письме обозначена позиция Роспотребнадзора по вопросу усиления эпидемиологического режима со ссылками на нормы права. Полагаю, что к этому письму следует прислушаться в части наличия масок (у врачей и пациентов), антисептика, журналов регистрации температуры и т. п. Можно обновить приказы.

В части вакцинации имеется ссылка на Постановление №3, согласно которому необходимо обеспечить иммунитет (прививка или справка о болезни) у 80% сотрудников до 01.01.2022.

При этом о ревакцинации после 01.01.2022 в этом Постановлении естественно ничего не сказано. Тем не менее, считаю, что при необходимости для сотрудников в части обязательности ревакцинации данное письмо может являться аргументом.

В письме просят проинформировать о принятых мерах.

Письмо территориального органа Роспотребнадзора по городу Москве от 15.08.2022 № 01-00519-17. Руководителям медицинских организаций федеральная служба по надзору в сфере всех форм собственности.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление), в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекции в городе Москве информирует Вас о необходимости усиления контроля со стороны руководителей медицинских организаций (далее - МО) за соблюдением противоэпидемического режима во вверенных МО, с целью снижения рисков возникновения и внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с действующим Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12.03.2020 N1 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nСоV в городе Москве» необходимо обеспечить выполнение требований по ограничению допуска посетителей в стационары и обеспечить строгое соблюдение температурного режима, соблюдение персоналом правил защиты персонала по использованию средств и н диви дуальной защиты, масочного режима.

Кроме того, в целях профилактики внутрибольничного заражения и формирования очагов новой коронавирусной инфекции среди пациентов и персонала необходимо усилить контроль за:

- ежедневным проветриванием и проведением во всех подразделениях медицинской организации профилактической и текущей дезинфекции с использованием дезинфицирующих средств в режимах эффективных при вирусных инфекциях, включая обработку высоко контактных поверхностей (дверные и оконные ручки, выключатели, поручни, ручки кранов, смесителей, телефоны, стойки регистрации, кнопки лифтов, бытовая техника, предназначенная для совместного пользования больными (холодильник, микроволновая печь, чайник и т. п.), поверхности в санитарных комнатах и др);

- наличием дозаторов с кожными антисептиками у входов в здания медицинской организации, помещений для ожидания, постов медицинских сестер, столовых / буфетов.

- проведением термометрии и опрос на наличие признаков респираторной инфекции при входе в медицинскую организацию всех сотрудников (медицинских и не медицинских работников) с внесением результатов в журнал произвольной формы. Сотрудников с повышенной температурой тела, признаками ОРВИ к работе не допускать.

- соблюдением масочного режима пациентами и персоналом

- ежегодным проведением очистки и дезинфекции систем вентиляции. При отсутствии систем вентиляции, обеспеченных встроенными устройствами для обеззараживания воздуха, помещения с постоянным или массовым пребыванием падей, помещения ожидания пациентов, обеспечить в достаточном количестве устройствами для обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в присутствии людей.

Дополнительно рекомендуется провести инструктаж медицинского персонала по вопросам предупреждения и распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nСоV), в том числе:

- по организации и проведению противоэпидемических мероприятий, в том числе по проведению профилактической дезинфекции;

- по использованию средств индивидуальной зашиты;

- по выполнению мер личной профилактики;

- по выявлению заболевших острыми респираторными вирусными инфекциями и порядку направления их в медицинские учреждения, а также по организации первичных противоэпидемических мероприятий в очаге.

В случае выявления больных с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекции, обеспечить незамедлительную изоляцию и госпитализацию в инфекционный стационар, с переводом медицинской организации на строгий противоэпидемический режим

Дополнительно сообщаем, что согласно п.3.3.3 Методических рекомендаций 3.1.0209-20.3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (СОVID-19). Методические рекомендации», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.08.2020г., в целях профилактики распространения СОVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов рекомендуется проводить лабораторное обследование пациентов перед плановой госпитализацией в стационары, в том числе дневные, на SARS-СоV-2.

Подходы при организации тестирования на новую коронавирусную инфекцию (СОVID-19) в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон» определяют методические рекомендации «МР 3.1.0278-22.3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации тестирования для выявления новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон». Согласно указанным методическим рекомендациям, проведение лабораторного исследования на СOVID-19 может проводиться любым из методов, определяющих антиген возбудителя или генетический материал возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3.17. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» срок действия отрицательного результата лабораторного исследования на СОVID-19, проведенного методом полимеразной цепной реакции, составляет 48 часов от времени результата лабораторного исследования на СОVID-19.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 19 октября 2021 г. N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан но эпидемическим показаниям": в срок до 01.12.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.01.2022 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников. В настоящее время вышеуказанное постановление сохраняет силу.

Согласно документу, работодатели должны обеспечить «коллективный иммунитет» у 80% сотрудников, включая как вакцинированных, так и переболевших. «Не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих», данные требования предъявляются так же к новым сотрудникам.

О принятых мерах прошу проинформировать Управление в срок до 19.08.2022 г.

 

5. Об изменении правил оказания платных медицинских услуг, закона о защите прав потребителей. Согласие на обработку персональных данных

Прошу ответить на вопрос по изменениям в новом договоре о платных стоматологических услугах и рекомендуемой сро форме нового договора, а также рекомендациях СРО на основании последних изменений законодательства (с 01.09.2022) новых правил оказания платных медицинских услуг (стоматологических , в частности).

Анализ информации в интернете о семинарах на указанную тему, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время внесены изменения в статью 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца» Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Отметим некоторые изменения:

- Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны (часть 1 статьи 16 Закона).

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся (часть 2 статьи 16 Закона):

1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права.

Комментарий автора. К основаниям для расторжения договора с пациентом можно отнести незначительное количество ситуаций: 1) не оплата услуг 2) нарушение рекомендаций лечащего врача, 3) нарушений правил внутреннего распорядка медицинской организации.

Например, согласно пункта 22 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, в случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается.

2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.

Комментарий автора. Например, указание в договоре места для обращения в суд по месту нахождения медицинской организации. Пациент свободен в своем выборе. Это надо иметь ввиду при оказании медицинских услуг пациентам из других регионов. Они вправе обращаться в суд по месту жительства, а медицинской организации придется участвовать в процессе в другом городе.

3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона.

4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.

Комментарий автора. Как было отмечено ранее основанием для расторжения договора с пациентом относится нарушение рекомендаций лечащего врача. Например, согласно пункта 15 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.

6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя.

Комментарий автора. Например, согласно пункта «в» пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, договор должен содержать перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором.

Согласно пункта 20 указанных Правил в случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

Так же см. часть 3 статьи 16 Закона:

Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

7) условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг).

Комментарий автора. Например, согласно части 1 статьи 16.1 указанного закона обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает двадцать миллионов рублей.

8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. См. комментарий автора к подпунктам 1 и 4.

9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки.

10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества.

Комментарий автора. Пациент может потребовать возврата оплаты, выплаты компенсации, оплаты лечения в другой организации и пр.

11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя.

Комментарий автора. Решениями Верховного Суда РФ по-сути установлена презумпция вины медицинской организации. Пациенту достаточно доказать лишь факт лечения, а медицинская организация обязана доказать качество лечения путем применения стандартов, клинических рекомендаций и т. п.

13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав.

14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).

15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Согласно части 4 статьи 16 Закона:

- Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

- При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в письменной форме (в том числе в форме электронного документа) продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования.

- Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) предоставляет информацию потребителю в той форме, в которой предъявлено требование потребителя о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, если иное не указано в этом требовании.

- При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Комментарий автора. Например, медицинская организация не вправе требовать согласия на обработку персональных данных.

Предположим на прием пришел пациент, при этом согласие на обработку персональных данных отказывается подписывать. Можно ли отказать в приеме данному пациенту?

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 152 от 27.07.2006 «О персональных данных», субъект персональных данных дает согласие на их обработку по своей воле. Федеральное законодательство не принуждает пациента к этому. Пациент не обязан давать согласие на обработку персональных данных, а медицинская организация не вправе требовать такого согласия.

Законодатель предусмотрел ряд случаев, при которых такое согласие не требуется. Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 закона N 152-ФЗ, к таким случаям относится обработка персональных данных, необходимая для выполнения возложенных законодательством на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому выступает субъект персональных данных.

В пункте 4 части 2 статьи 10 закона N 152-ФЗ указано, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся, в частности, состояния здоровья физического лица, допускается без его согласия. Конституционный суд РФ в определении № 1176-О от 16.07.2013 года разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность персональных данных обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, обработка персональных данных медицинскими работниками без согласия пациента будет законна при оказании медицинской помощи, медико-социальных услуг и пр. Аналогичная позиция изложена в письме Минздрава № 18-1/10/2-6945 от 11.09.2014 года.

На возможность обработки персональных данных пациента без его согласия указано также в пунктах 8 и 9 части 4 статьи 13 Федерального закона N 323 «Об основах охраны здоровья граждан»:

- сведения о факте обращения гражданина за медицинской помощью, состоянии его здоровья и диагнозе, полученные при его обследовании и лечении (врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией между медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства о персональных данных, а также для осуществления учета и контроля в ОМС.

Таким образом, действующее законодательство не предоставляет медицинской организации право отказать в медицинской помощи либо уменьшить ее объем в связи с несогласием пациента на обработку персональных данных.

В настоящее время по прежнему действуют Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением правительства РФ N 1006.

На многих сайтах утверждается, что данное постановление будет изменено с 1 сентября 2022 года в связи с Проектом Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (подготовлен Минздравом России 15.03.2022).

Таким образом, до утверждения новых Правил вносить изменения в договоры преждевременно поскольку для этого нет правовых оснований — это всего лишь проект.

В отношении изменения статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" необходимо отметить следующее.

 

6. Регламентация оказания медицинских услуг, использование лекарственных средств

Вопрос. ООО "..." является членом НАМО. Как член НАМО, наша организация хочет воспользоваться своим правом и задать интересующие вопросы:

1. Какими нормативными документами регламентируется выполнение конкретных медицинских процедур ? В частности, нас интересуют следующие процедуры:

1) Люмбальная пункция. Кто может выполнять (невролог, нейрохирург)? В каком кабинете (процедурная, операционная, иная - какая)? Можно ли в условиях дневного стационара? Какой вид лицензируемой деятельности требуется для этого? Требуется ли от врача иметь какой-либо дополнительный документ об образовании в дополнении к основному сертификату врача (тематическое усовершенствование и т. п.)?

2) Дуоденальное зондирование. Кто может выполнять (врач, медицинская сестра)? В каком кабинете (процедурная, операционная)? Можно ли в условиях дневного стационара? Какой вид лицензируемой деятельности требуется для этого?

Если может выполнять медицинская сестра - сертификат медицинской сестры по какой специальности требуется (Сестринское дело в терапии, сестринское дело в хирургии и т. п.)?

2. Может ли клиника, имеющая дневной стационар (например, по неврологии), использовать в процессе лечения своих пациентов лекарственные средства, препараты и в каком объеме ? При этом клиника не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность, а имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Самостоятельный поиск информации привёл к противоречивым выводам - в одних источниках эксперты пришли к выводу, что можно, в других - нет. Например, есть информация на сайте Росздравнадзора, разрешающая клинике такую возможность:

https://roszdravnadzor.gov.ru/drugs/licensingpharm/faq/c1324/107

Если всё-таки клиника может использовать в процессе лечения своих пациентов в дневном стационаре лекарственные средства, то:

1) Какие требования к помещению, где будут храниться препараты ?

2) Нужно ли вести предметно-количественный учёт каких-либо лекарственных средств? Если да, то каких? Какие журналы необходимы?

3. Может ли клиника, имеющая дневной стационар (например, по неврологии), использовать в процессе лечения своих пациентов лекарственные средства, которые пациент купил в аптеке и принёс с собой (для лечения неврологических заболеваний)? Если да, то может ли пациент оставить лекарственные средства, рассчитанные на 10 дней лечения, после первого дня лечения, - в клинике? Как при этом обеспечить хранение лекарственных препаратов пациента, в каких условиях?

При этом клиника не имеет лицензии на фармацевтическую деятельность, а имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Прошу ответить на данные вопросы максимально подробно.

Ответ.

Ответ на вопрос 1.

1) Люмбальная пункция или спинномозговая пункция. Согласно Приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" «Спинномозговая пункция» имеет код A11.23.001: 11 — означает специальные методы получения исследуемых образцов, доступа и введения, 23 — обозначает анатомо-функциональную область: центральная нервная система.

Таким образом, данная услуга относится к специализированной помощи.

Согласно Приказа Минтруда России от 14.03.2018 N 141н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург" выполнение медицинских вмешательств, в том числе нейрохирургических:

- спинномозговой пункции,

относится к трудовой функции 3.1.2 «Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах» и осуществляется врачом-нейрохирургом (см. 3.1).

Согласно профстандарта требуется сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста <7> по специальности "Нейрохирургия", какой-либо дополнительный документ об образовании (тематическое усовершенствование) не требуется.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" требуется наличие в лицензии работ (услуг) по нейрохирургии.

Согласно раздела 3.1. Приказа Минтруда России от 29.01.2019 N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" люмбальную пункцию проводит врач-невролог, в данном случае требуется наличие в лицензии работ (услуг) по неврологии.

В отношении условий проведения данной процедуры ссылок в НПА найти не удалось. С одной стороны процедура относится к малоинвазивным, поэтому ее можно проводить в процедурном кабинете. С другой стороны после ее проведения необходимо наблюдение врача в течение нескольких часов, поэтому требуются условия дневного стационара.

2) Дуоденальное зондирование. Имеет код A11.16.007: 11 — означает специальные методы получения исследуемых образцов, доступа и введения, 23 — обозначает анатомо-функциональную область: пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка.

Согласно разделу 3.1.2 Приказа Минтруда России от 31.07.2020 N 471н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра - анестезист" указанный специалист осуществляет постановку назогастрального зонда и проводит энтеральное и парентеральное питание.

Согласно Приказа Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием" для специальности "Анестезиология и реаниматология" требуется профессиональная переподготовка по специальности "Анестезиология и реаниматология" при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и соответствующий сертификат или св-во об аккредитации. В данном случае требуется наличие в лицензии работ (услуг) по анестезиологии и реаниматологии.

В приказе Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579, в ред. от 1997 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей» (документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 24.08.2020 N 889) установлено, что этой манипуляцией должен владеть гастроэнтеролог, в списке манипуляций которого числилось:

- зондовое исследование желудочной секреции с различными стимуляторами желудка;

- дуоденальное зондирование;

- промывание желудка;

А также инфекциониста:

- желудочное и дуоденальное зондирование;

И возможно некоторые другие врачи, у которых значилось «промывание желудка», без упоминания зонда. Такое описание манипуляций можно встретить у эндокринолога, гематолога, врача-диетолога и некоторых других.

Однако, зачастую именно отделения реанимации и интенсивной терапии сталкиваются ежедневной с практикой установки зондов, поэтому если рассматривать эту манипуляцию в контексте данных подразделений, следует обратить внимание на манипуляции анестезиологов-реаниматологов, в числе которых имеется:

- опорожнение желудка зондом, прижатие пищевода в области шеи (прием Селлика) и др. методы;

- провести корригирующую инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное и зондовое энтеральное питание;

В отношении условий проведения данной процедуры ссылок в НПА найти не удалось. С одной стороны процедура относится к малоинвазивным, поэтому ее можно проводить в процедурном кабинете. С другой стороны, если после ее проведения необходимо наблюдение врача в течение нескольких часов, то могут потребоваться условия дневного стационара.

Можно поискать данную процедуру в клинических рекомендациях по интересующим специальностям.

Ответ на вопрос 2. Обращение лекарственных средств (далее — ЛС) для медицинского применения.

1) Лицензия на фармацевтическую деятельность требуется только в случае оптовой или розничной продажи ЛС и никак не связана с лицензией на медицинскую деятельность.

2) Клиника (далее — МО) не только может без фармацевтической лицензии, но и обязана использовать ЛС в своей деятельности. Например, стандарты лечения содержат раздел ЛС. В каждой МО должны быть аптечки и т. п. Лечащий врач назначает и применяет ЛС в соответствии с установленным диагнозом в рамках своей специальности согласно аннотации к ЛС. В аннотации указываются врачебные специальности и диагнозы. Например, если в аннотации в разделе «Назначение ЛС» указано: для стоматологии, — то применение препарата в косметологии не оправданно. Назначение ЛС, не указанных в стандарте (при наличии стандарта), оформляется решением врачебной комиссии.

3) Общий порядок хранения лекарственных средств, в том числе для медицинского применения, определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств». Требования к микроклимату в помещении (температура, влажность) определены в аннотации к ЛС.

4) Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" содержит список ЛС, подлежащих предметно-количественному учету.

Приказ Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения" содержит в том числе формы соответствующих журналов.

5) Для применения наркотических и психотропных препаратов необходимо оформить лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом указанных ЛС. Для этого существуют соответствующие требования (решетки, стены, замки, сейфы, сигнализация, охрана и т. п.).

Ответ на вопрос 3. Использование ЛС, предоставленных пациентом. Прямой запрет, а также разрешение для использования ЛС, предоставленных пациентом, в действующем законодательстве отсутствует.

Условия хранения ЛС определяются аннотацией и зависят от вида ЛС (см. ответ на вопрос 2).

При этом необходимо понимать, что ответственность за результаты лечения несет МО, которая должна гарантировать источник поступления ЛС (контрафакт, фальсификат и т. п.), соблюдение условий хранения на этапе транспортировки ЛС со склада до МО и т. п., поэтому принимая ЛС от пациента МО принимает на себя соответствующие риски и не сможет переложить ответственность на пациента, взяв с него какие-либо расписки

 

7. Изменение закона о рекламе в части обеспечения прослеживаемости рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

С 01.09.2022 вступила в силу новая статья 18.1 Реклама в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" закона о рекламе. Далее приводятся отдельные пункты из данной статьи.

В целях обеспечения прослеживаемости рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор — прим. авт.), осуществляет учет, хранение и обработку информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем. Состав информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, определяется Правительством Российской Федерации (см. пункт 1).

См. Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 N 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором»

Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с частью 5 настоящей статьи (см. пункт 3).

Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы (см. пункт 16).

Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение (см. пункт 17)

Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".

К лицам, обязанным предоставлять информацию относятся рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, отвечающие следующим критериям:

- рекламодатели, являющиеся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования (1) и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров (2), информацию о распространенной в сети "Интернет" рекламе которых в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) лицами, уполномоченными рекламодателями;

- рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые являются юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и осуществляют и (или) организуют распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей, являющихся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления, а также муниципальными органами, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе рекламы, распространяемой в сети "Интернет" в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;

- рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет", включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать