Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med

Материал обновлен 04.12.2024. Предоставление сведений о состоянии здоровья пациента третьим лицам

Материал обновлен 04.12.2024. Предоставление сведений о состоянии здоровья пациента третьим лицам

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Разъяснения Минздрава по вопросу предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, родственникам

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала

04.12.2024. Добавлены вопрос 5 "Обращение за разъяснениями НАМО из приемной депутата Государственной Думы" и вопрос 6 "Обращение в связи с разъянениями Минздрава по вопросу возможности предоставления родственникам медицинских документов при жизни пациента"

12.12.2023. Добавлен раздел "2. Практика предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина"

Добавлен раздел "3. Передача сведений о состоянии здоровья между медицинскими организациями без согласия пациентов"

Добавлен раздел "4. Ответ на обращение по электронной почте родственника пациента, который не уполномочен пациентом"

Добавлен раздел "5. Что необходимо указать в согласии пациента на аудиозапись?"

Вопрос 1. Просим помочь с описанием или предоставить существующий алгоритм предоставления информации о ее полноте и объеме, по запросу от сторонних лиц. (пояснения: чтобы при устном обращении (на первом этапе) сотрудник смог дать корректную информацию для лиц обратившихся в наш центр, для корректного составления запроса/ кто может запрос делать, какие структуры не могут этого делать) в соответствии с законодательством.

Вопрос 2. К нам обратилась ЦРБ с просьбой о передаче результатов исследований (письмо - во вложении). Считаем, что передача персональной информации без согласия пациентов неправомерна. Прежде, чем дать ответ, хотим узнать Ваше мнение по этому вопросу.

См. текст письма от 11.12.2023. ГБУЗ ВО ЦРБ просит оказать содействие (1) в проведении профилактических мероприятий в части диспансеризации, профилактических осмотров, углубленной диспансеризации для пациентов, прикрепленных для медицинского обслуживания к нашему учреждению и передать результаты (2) следующих исследований: общий анализ крови, уровень общего холестерина, глюкозы, ЭКГ, флюорографии, маммографии для женщин 40 лет и старше, результаты цитологического мазка из цервикального канала у женщин, результат осмотра гинекологом или акушеркой женщин, т. к. согласно Приказу 404н от 27.04.2021 Министерства здравоохранения РФ, в случае если при обращении гражданина для прохождения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации установлено, что исследование не проводилось ранее (3), то исследование проводится при обращении.

Учитывая тот факт, что ряд образовательных учреждений и промышленных предприятий проходят периодический медицинский осмотр в вашем лечебном учреждении, мы можем использовать результаты перечисленных выше анализов и исследований при проведении профилактических мероприятий.

Вопрос 3:

- если в клинику обратилась гражданка с жалобой (например, она предполагает причинение вреда здоровью) на лечение своего близкого родственника (муж, мать, отец, брат, сестра, сын, дочь - возраст старше 18 лет) с просьбой дать ответ ей лично (а не родственнику, который лечился), то правомерно ли будет написать ей в ответе, что "В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Поэтому данные сведения могут быть предоставлены только по официальному запросу самой пациентке (пациенту)"?

Конечно, при этом предполагается, что родственник данной гражданки за время лечения в клинике не оформил доверенность на неё на получение сведений о своем здоровье, не дал согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну на неё. И при этом пациент сам, самостоятельно, без посторонней помощи, после лечения покинул клинику, не было какой-то острой неотложной ситуации.

- стоит ли отвечать на жалобу, отправленную на e-mail?

Вопрос 4. Может ли врач на консультативном приёме с пациентом вести аудиозапись приёма, если получено письменное согласие пациента на аудиозапись? Если да, то что необходимо указать в согласии на аудиозапись (может надо сослаться на какие-то нормативные акты)?

Вопрос 5. В НАМО обратились из приемной депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Далее приводится текст обращения.

На сайте Национальной Ассоциации медицинских организаций была размещена информация о запросе в Минздрав РФ разъяснений (см. раздел 1) по вопросу возможности предоставления медицинскими организациями при жизни пациента документации, сведений, содержащих врачебную тайну, его супругу (супруге) и (или) близким родственникам без письменного согласия пациента на разглашение врачебной тайны, при отсутствии запрета на такое разглашение.

Приводим извлечение из запроса в Минздрав дословно (см. раздел 1):

Учитывая, что в случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, действующим законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, а также отсутствие единообразия толкования вышеуказанных, обращаемся в Ваш адрес с целью получения разъяснений следующего вопроса: возможно ли предоставление медицинскими организациями при жизни пациента документации, сведений, содержащих врачебную тайну, его супругу (супруге) и (или) близким родственникам без письменного согласия пациента на разглашение врачебной тайны, при отсутствии запрета на такое разглашение?

Указанный запрос был обоснован логикой содержания норм ФЗ N 323-ФЗ (в частности ст. ч. 4 и 5 ст. 22, ч. 3.1 ст. 13, ч. 2 и 3 ст. 13, ч. 5 п. 5 ст. 19 и ч. 1 ст. 20) и Постановления Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 N 1/2020 по делу о проверке конституционности ч. 2 и 3 ст. 13, ч. 5 п. 5 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья.

Полностью соглашаясь с данным обоснованным суждением, убедительно просим направить в наш адрес заключение НАМО, проект которого мы подготовили.

Далее приводится текст проекта заключения для ответа и направления по компетенции.

1) В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее ФЗ N 323) этот закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет в том числе, права и обязанности чело-века и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ N 323 Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ФЗ N 323, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Далее в п. 3 этой статьи ФЗ N 323 нормировано, что в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации нормам ФЗ N 323 применяются нормы этого Федерального закона.

2) В соответствии с п.2 ст. 9 ФЗ N 323 "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации".

Для целей ФЗ N 323 используются следующие основные понятия:

В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ N 323 к основным понятиям для целей этого ФЗ N 323 отнесены, в том числе, такие как:

Охрана здоровья граждан (далее Охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Такое понятие как "Врачебная тайна" в основных понятиях об охране здоровья в ФЗ N 323 отсутствует, в их число оно не включено и в перечне системы мер в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека не упоминается, мерой укрепления физического и психического здоровья не является.

3) В соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ N 323:

"Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки)

либо

иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".

В соответствии с п. 5 ст. 22 ФЗ N 323:

"Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному, в том числе, в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.

Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки)

либо

иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну".

В грамматике русского языка слово "либо" является разделительным союзом. "Разделительный союз" это союз, соединяющий однородные члены предложения или части предложения и указывающий на возможную реальность лишь одного из перечисляемых предметов или явлений. Разделительные союзы "или", "либо", состоящие из одного слова, являются простыми. В предложении они выражают взаимоисключаемость описываемых явлений, невозможность их существования в одно и то же время, указывают на выбор одного из них.

В соответствии с п.1 ст. 68 Конституции РФ Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

В развитие этого положения Конституции в преамбуле Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" указано, что этот Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Феде-рации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

По нашему мнению, исходя из этого:

Если супруг (супруга) не налагал ни в письменной, ни в какой-либо иной форме запрет мед. организации сообщать его супруге (супругу) информацию, составляющую его врачебную тайну и получать соответствующие медицинские документы, то про смыслу п.4 и п.5 ст.22 ФЗ N 323 мед. организация должна и имеет право совершать действия, предусмотренные этой статьей.

Если супруг (супруга) в своих Запросах о выдаче медицинских документов супруге (супругу) уполномоченным лицом на получение упомянутых документов указывал супругу (супруга), то подтверждением статуса может являться паспорт с записью на соответствующей странице или свидетельство о браке.

Следовательно, в своих правах супруг (супруга), не являясь иным лицом, отсекается разделительным союзом "либо" от обязательной необходимости быть упомянутой в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Эта обязательная необходимость требуется для иных лиц, которые не являются близкими родственниками.

Позиция НАМО. В данном случае НАМО ограничилась направлением в приемную депутата копий запроса и ответа Минздрава, вместо подписания приведенного выше проекта заключения. О причинах см. ответ на вопрос 6 далее.

Вопрос 6. В своей практике мы сталкиваемся со случаями запроса медицинской документации родственниками умерших пациентов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 года N 1-П положения частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Определяя особенности исполнения названного Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента, а впредь до внесения в законодательство необходимых изменений, вытекающих из этого Постановления, медицинским организациям надлежит по требованию супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) умершего пациента, лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий (фотокопий), а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме - предоставлять соответствующие электронные документы; при этом отказ в таком доступе может быть признан допустимым только в том случае, если при жизни пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, составляющих врачебную тайну (пункты 2 и 3 резолютивной части).

В целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 января 2020 года N 1-П принят Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым внесены изменения в оспариваемое в данном Постановлении регулирование.

Так указанным Федеральным законом в часть 4 и часть 5 статьи 22 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым:

Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, (ч. 3.1. ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Таким образом, из буквального толкования положений указанного Федерального закона следует, что имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, как при жизни пациента, так и после его смерти, следующие лица:

а) супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) - не зависимо от того указаны ли данные лица гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство;

б) иные лица, указанные гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.

Исключение составляют случаи, если пациент или его законный представитель запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Однако Правовым департаментом Минздрава России выражена позиция (письмо от 25.01.2023 N 12-1/21, см. раздел 1), согласно которой предоставление медицинской документации пациента его супругу (супруге), близким родственникам возможно только в том случае, если они указаны гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (копию прилагаем).

На основании изложенного прошу высказать позицию по вопросу возможности предоставления медицинскими организациями при жизни пациента (а также после его смерти) медицинской документации и сведений, содержащих врачебную тайну, его супругу (супруге) и (или) близким родственникам без письменного согласия пациента на разглашение врачебной тайны указанным лицам, при отсутствии запрета на такое разглашение.

Ответ на вопрос 6. Отвечая на вопрос, поставленный в обращении, необходимо учитывать следующее.

В ответе Минздрава России от 25.01.2023 N 12-1/21 идет речь о невозможности предоставления медицинской документации при жизни пациента близким родственникам без его согласия.

В частях 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – ФЗ N 323-ФЗ) содержатся идентичные формулировки в отношении предоставления медицинской документации как при жизни, так и после смерти пациента близким родственникам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мнению Минздрава медицинскую документацию как при жизни, так и после смерти пациента близким родственникам без его согласия предоставлять нельзя.

Кроме того, в случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия субъекта действующим законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Исходя из отсутствие единообразия (1) толкования вышеуказанных норм, наличия соответствующей позиции Минздрава (2), с учетом приоритета защиты (3) персональных данных от разглашения без согласия субъекта, полагаю, что указанные сведения целесообразно не предоставлять без согласия совершеннолетнего пациента, в том числе близким родственникам, как при жизни, так и после смерти.

Особенно это актуально при жизни пациента, который вправе обратиться в надзорные органы и суд, в том числе за компенсацией морального вреда в случае разглашения без его согласия.

Говоря простым языком, за "разглашение" предусмотрены большие штрафы, а за отказ предоставить сведения аналогичная ответственность не предусмотрена.

То есть, родственники должны будут обращаться в суд (1) для получения медицинских документов, медицинская организация может заявить в суде, что не возражает (2), суд может принять решение о предоставлении документации (3), медицинская организация выполнит (4) указанное решение суда, но это не повлечет ответственность за разглашение сведений (5), составляющих врачебную тайну.

 

Содержание

1. Разъяснения Минздрава по вопросу предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, родственникам

2. Практика предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина

3. Передача сведений о состоянии здоровья между медицинскими организациями без согласия пациентов

4. Ответ на обращение по электронной почте родственника пациента, который не уполномочен пациентом

5. Что необходимо указать в согласии пациента на аудиозапись?

 

1. Разъяснения Минздрава по вопросу предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, родственникам

Национальная Ассоциация медицинских организаций 09.11.2022 и 11.01.2023 (повторно в связи с отсутствием ответа) обратилась в Минздрав со следующим запросом.

Прошу разъяснить возможность предоставления медицинскими организациями при жизни пациента документации, сведений, содержащих врачебную тайну, его супругу (супруге) и(или) близким родственникам без письменного согласия пациента на разглашение врачебной тайны, при отсутствии запрета на такое разглашение.

Частью 4 и 5 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ), предусмотрено, что супруг (супруга), близкие родственники либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (далее – ИДС), имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, а также получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент (его законный представитель) не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

Таким образом, супруг (супруга), близкие родственники отделены от иных лиц, которым право допуска к врачебной тайне может быть дано пациентом в ИДС или ином письменном согласии на разглашение врачебной тайны.

Такой вывод позволяет сделать использование союза «либо» в качестве разделителя после слов «супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки). Фактически законодатель определил, что только у второй группы лиц (т. е. иных лиц, не являющихся ни супругами, ни близкими родственниками) должно быть письменное согласие.

Указанное подтверждается и содержанием ч. 3.1 ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ (в части допуска к врачебной тайне пациента после его смерти), в указанной части статьи определены те же категории лиц, однако речь там только о периоде после смерти пациента. Стоит отметить, что поправки в ФЗ № 323-ФЗ в указанной части были внесены во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 13 января 2020 г. № 1/2020 по делу о проверке конституционности ч. 2 и 3 ст. 13, ч. 5 п. 5 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья.

Данным Постановлением Конституционный суд признал оспариваемые законоположения неконституционными в той мере, в какой неопределенность их нормативного содержания не позволяет определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента его супруга (супруги), близких родственников (членов семьи) и (или) иных лиц, указанных в его согласии на медицинское вмешательство и указал на необходимость внесения изменений в законодательство, позволяющих нормативно определить условия и порядок доступа к указанным сведениям. До принятия таких поправок заинтересованные лица вправе незамедлительно получать копии (электронные версии) медицинских документов. Отказ в их выдаче, подчеркивается в постановлении, допустим, только если пациент при жизни выразил запрет на раскрытие соответствующей информации.

При этом, стоит акцентировать внимание на том, что врачебная тайна относится к сведениям, непосредственно связанным с профессиональной деятельностью медицинских работников, доступ к которой ограничен на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Необходимость неукоснительного соблюдения требований о неразглашении сведений, составляющих врачебную тайну, непосредственно закреплена в ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, где указано, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Учитывая, что в случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, действующим законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, а также отсутствие единообразия толкования вышеуказанных норм ФЗ № 323-ФЗ, обращаемся в Ваш адрес с целью получения разъяснений следующего вопроса: возможно ли предоставление медицинскими организациями при жизни пациента документации, сведений, содержащих врачебную тайну, его супругу (супруге) и(или) близким родственникам без письменного согласия пациента на разглашение врачебной тайны, при отсутствии запрета на такое разглашение?

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Материал обновлен 28.06.2024. Использование машиночитаемой доверенности для передачи документов в РЭМД, отчетов в налоговые органы и оформления электронного листка нетрудоспособности
28 Июня 2024

читать
новость
Законопроект о декриминализация деятельности врача, уточнении понятий медицинская помощь и медицинская услуга
25 Июня 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
новость
Материал обновлен 07.05.2024. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
07 Мая 2024

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
 
3 и 4 марта | Семинар в Москве

Налогообложение медицинских услуг и судебные тренды в 2025 году

читать
 
22-24 мая | Форум во Владимире

Жизненный цикл клиники

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать