Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Стандарт Допуск медицинских работников к деятельности

Стандарт Допуск медицинских работников к деятельности

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Одним из лицензионных требований является наличие медицинских работников, допущенных к деятельности

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Национальная Ассоциация медицинских организаций

Саморегулируемая организация

УТВЕРЖДЕНО

Решением Правления

Протокол № 45 от «15» декабря 2016 года

Стандарт

Допуск медицинских работников к деятельности

под редакцией члена Правления Ассоциации к.э.н. Борисова Дмитрия Александровича

Москва 2016 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Стандарт допуска медицинских работников к деятельности (далее – Стандарт) регулирует отношения между медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями и медицинскими работниками при оказании медицинских услуг, устанавливает порядок и условия допуска медицинских работников к деятельности.

1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с:

- Трудовым кодексом Российской Федерации;

- Федеральными законами от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 07.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")», от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации»;

- приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях», от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», от 25 февраля 2016 г. N 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», от 06.06.2016 N 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему», от 27 июня 2016 г. N 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала», от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки», от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», от 5 июня 1998 г. N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

- приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

- приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

- решением Верховного суда от 9 сентября 2010 г. N ГКПИ10-929;

- Уставом Национальной Ассоциации медицинских организаций (далее - «Ассоциация»).

1.3. Настоящий Стандарт устанавливает требования не ниже требований, установленных нормативно-правовыми актами РФ.

1.4. В случае наличия нормативно-правовых актов РФ, устанавливающих более высокие или дополнительные требования, чем положения настоящего стандарта, следует руководствоваться нормативно-правовыми актами РФ, что не влечет однако недействительность стандарта в целом.

1.5. Настоящий Стандарт обязателен для исполнения всеми членами Ассоциации.

2. Условия допуска медицинских работников к деятельности

2.1. Свидетельства об аккредитации специалиста должны иметь:

с 1 января 2016 года лица, получившие после 1 января 2016 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям "Стоматология" и "Фармация";

с 1 января 2017 года лица, получившие после 1 января 2017 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень специалитета);

с 1 января 2018 года лица, получившие после 1 января 2018 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень ординатуры);

лица, получившие после 1 января 2018 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);

лица, получившие после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки";

лица, получившие после 1 января 2018 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки;

лица, получившие после 1 января 2018 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;

лица, получившие после 1 января 2018 года иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

с 1 января 2021 года иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов ранее.

2.2. Сертификат специалиста должны иметь лица, не указанные в пункте 2.1.

2.3. До 1 января 2018 года лица, получившие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.

2.4. После 1 января 2021 года Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.

2.5. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом Росздравнадзором, и получения сертификата специалиста.

2.6. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей освоение образовательной программы высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в объеме и по специальности (направлению подготовки), соответствующим требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала (далее - экзамен), подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

2.7. Лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала при наличии диплома специалиста (диплома бакалавра) по специальности (направлению подготовки), соответствующей требованиям к образованию, установленным настоящим Порядком, а также положительного результата сдачи экзамена, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена.

2.8. Лица с высшим образованием должны иметь документы об образовании, выданные в соответствии с Квалификационными требованиями, действовавшими на дату их выдачи:

1) удостоверение об обучении в интернатуре или ординатуре или,

- диплом о профессиональной переподготовке при наличии непрерывного стажа от 5 до 10 лет продолжительностью более 500 часов или,

- свидетельство или удостоверение о повышении квалификации продолжительностью более 100 часов при наличии непрерывного стажа более 10 лет;

2) действующее удостоверение о повышении квалификации продолжительностью более 100 часов.

2.9. Лица со средним образованием должны иметь документы об образовании, выданные в соответствии с Квалификационными требованиями, действовавшими на дату их выдачи:

1) для занятия определенных должностей или видов работ в соответствии с действующим законодательством

- диплом о профессиональной переподготовке продолжительностью более 500 часов или,

- свидетельство или удостоверение о повышении квалификации продолжительностью 144 часа (специализации продолжительностью 216 или 288 часов);

2) действующее удостоверение о повышении квалификации продолжительностью 144 часа.

3. Порядок допуска медицинских работников к деятельности

3.1. Медицинская организация обязана:

1). Назначить ответственное лицо за допуск медицинских работников к деятельности.

2). Заключить трудовой договор с медицинским работником.

3). Осуществлять контроль за окончанием сроков действия сертификатов или свидетельств об аккредитации.

4). Проводить дополнительное профессиональное образование медицинских работников.

5). При направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохранить место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки;

6). Отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случае окончания действия сертификата или свидетельства об аккредитации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу; отстранить от работы (не допускать к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе; в период отстранения от работы (недопущения к работе) время простоя работника по вине медицинской организации оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Методика исполнения стандарта

Допуск медицинских работников к деятельности

под редакцией члена Правления Ассоциации к.э.н. Борисова Дмитрия Александровича

Москва 2016 г.

Содержание

1. История преодоления административных барьеров в сфере образования врачей

1.1. Государственная аккредитация образовательных организаций

1.2. Документы об образовании государственного образца

1.3. Выдача сертификата специалиста медработникам

2. Непрерывное медицинское образование и аккредитация специалистов

2.1. Переход к аккредитации в период с 2016 по 2026 гг.

2.2. Проект приказа о непрерывном медицинском образовании и аккредитации

2.3. Ограничение числа образовательных организаций

2.4. Аккредитация специалистов после переподготовки с 1 января 2018 года

2.5. Процедура аккредитация специалистов

3. Аккредитация и сертификация специалистов

3.1. Сроки и этапы аккредитации специалистов

3.2. Допуск лиц, имевших перерыв в профессиональной деятельности более пяти лет

3.3. Допуск лиц, получивших образование в иностранных государствах

3.4. Допуск лиц, не закончивших высшее образование

3.5. Порядок выдачи сертификата специалиста медицинским работникам

3.5.1. Лицензия на осуществление образовательной деятельности

3.5.2. Условия выдачи сертификата специалиста медицинским работникам

3.5.3. Выдача сертификата лицам, получившим образование в иностранных государствах

3.6. Документы об образовании, необходимые для допуска к сдаче сертификационного экзамена

3.6.1. Квалификационные требования к специалистам с высшим образованием

3.6.2. Квалификационные требования к специалистам со средним образованием

3.6.3. Требования к документам об образовании с учетом регулярного пересмотра Квалификационных требований

3.6.4. Продолжительность повышения квалификации и переподготовки

4. Лицензионные требования о наличии договоров с медицинскими работниками

5. Получить сертификат «главного врача» с 1 января 2018 года станет сложнее

6. Обязанность работодателя по проведению дополнительного профессионального образования медицинских работников

6.1. Расходы работодателя на проведение дополнительного профессионального образования

6.2. Обязанность работодателя по отстранению от работы медицинских работников в связи с окончанием сертификата

6.3. Оптимизация оформления трудовых отношений со стороны работодателя

7. Иные требования, установленные нормативно-правовыми актами РФ

7.1. Деятельность связанная с наркотическими и психотропными веществами

7.2. Профессиональные стандарты

Перечень контрольных вопросов

Список нормативно-правовых актов

Раздел 1. История преодоления административных барьеров в сфере образования врачей

1.1. Государственная аккредитация образовательных организаций

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности, в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация ВУЗов, на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой ВУЗы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н [16] признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации ВУЗов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012гг. между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения (далее - Национальный союз) в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена.

1.2. Документы об образовании государственного образца

Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н [6], согласно которому документы лишь государственного образца более не требуются.

1.3. Выдача сертификата специалиста медработникам

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н [7] о выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать