Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Прокуратурой Челябинской области внесено представление в адрес и.о. Министра здравоохранения области

Прокуратурой Челябинской области внесено представление в адрес и.о. Министра здравоохранения области

Попенко Николай Анатольевич, член экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Тюменской области

Представление было внесено в связи с тем, что Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 23.11.2015 N 1726 издан без соблюдения установленных законодательством требований к порядку опубликования нормативных правовых актов

Попенко Н.А.


Выделить главное вкл выкл

Из прокуратуры поступил ответ на обращение Национальной Ассоциации

Национальная Ассоциация направила обращение

Исх. № 08/19 от 15 мая 2019 года

О несоответствии приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 23.11.2015 N 1726 федеральному законодательству

Прокурору Челябинской области Лопину Виталию Анатольевичу 454091, г. Челябинск, ул. Елькина, д.11, интернет-приёмная: http://www.chelproc.ru/internetroom/send/

ЗАЯВЛЕНИЕ

Уважаемый Виталий Анатольевич!

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. по делу № АКПИ18-856 с участием прокурора удовлетворено административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ИнАлМед»: признано недействительным со дня принятия информационно-методическое письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 15/410/2-1895 «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО», в приложении к которому приведены образцы форм направления для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (далее ЭКО) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее ОМС), сведений о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО по направлению для проведения процедуры ЭКО за счёт средств ОМС.

Письмо было согласовано с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и направлено для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальных фондов ОМС, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь с использованием метода ЭКО, страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Суд пришёл к выводу, что Минздрав России в форме этого письма без соблюдения установленных законодательством РФ требований к порядку подготовки нормативного правового акта, его принятию, государственной регистрации и опубликованию осуществил нормативно-правовое регулирование медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), предусмотрев порядок направления пациентов для проведения процедур экстракорпорального оплодотворения и их проведение; порядок создания, полномочия и обязанности комиссии субъекта РФ по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения процедуры ЭКО; обязанности медицинских организаций по предоставлению определённых сведений; положения об оплате медицинских услуг при проведении процедуры ЭКО и др.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», принял решение без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта, и независимо от доводов административного искового заявления (о противоречии оспариваемого акта статьям 11, 13, 21, 78, 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статье 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Приказам Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. № 255, от 26 апреля 2012 г. № 406н, от 30 августа 2012 г. № 107н).

Суд отметил в решении, что оспариваемый акт не содержит указания на нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми он был издан (принят).

До Информационно-методического письма от 29 марта 2016 г. № 15/410/2-1895 «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО» применялось аналогичное Информационно-методическое письмо «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО в 2015 году» от 20 февраля 2015 г. № 15-4/340-08, которым предусматривалось, что с целью организации работы по направлению граждан РФ, нуждающихся в проведении процедуры ЭКО, органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения создаётся Комиссия по отбору пациентов процедуры ЭКО; направление пациентов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, для проведения процедуры ЭКО осуществляется в соответствии с листами ожидания, которые формируются Комиссией субъекта РФ.

Однако, как указано в Письме от 29.03.2016 г., в соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» направление пациентов, нуждающихся в проведении процедуры ЭКО, осуществляется лечащим врачом; показания для применения ЭКО, противопоказания и ограничения к такому лечению установлены Приказом Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Федеральное законодательство в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования не предусматривает возможность создания органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения комиссий по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для оказания медицинской помощи за счёт средств ОМС и наделения их полномочиями по принятию решений о подтверждении наличия либо об отсутствии медицинских показаний для лечения с учётом противопоказаний и ограничений. Закон не связывает право пациента на получение медицинской помощи и обязанность медицинской организации оказать её (при недопустимости отказа в медицинской помощи) с выдачей такой комиссией направления в медицинскую организацию на оказание медицинской помощи. Обязанности медицинских организаций по предоставлению соответствующей отчётности при оказании медицинской помощи за счёт средств ОМС регламентированы статьёй 20 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ.

23 ноября 2015 года Министерством здравоохранения Челябинской области издан Приказ № 1726 «Об отборе, направлении и наблюдении пациентов в медицинских организациях Челябинской области при проведении лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках обязательного медицинского страхования» (прилагается).

Им утверждены:

- Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (далее именуется – Комиссия);

- состав Комиссии;

- форма протокола заседания Комиссии;

- алгоритм отбора, направления пациентов с бесплодием на лечение с использованием ВРТ и последующего наблюдения в медицинских организациях Челябинской области;

- форма ежеквартального отчёта медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования по оказанию медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология с использованием вспомогательных репродуктивных технологий»;

- форма ежегодного отчёта о деятельности медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования по оказанию медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология с использованием вспомогательных репродуктивных технологий».

Этот Приказ служит реализации информационно-методических писем Минздрава России, направленных для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и территориальных фондов ОМС, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь с использованием метода ЭКО, страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.

Сохранение его действия с учётом состоявшегося 25 сентября 2018 г. решения Верховного Суда РФ не отвечает публичным интересам, интересам пациентов и медицинских организаций ввиду несоответствия приказа федеральным законам и принятым в установленном порядке нормативно-правовым актам федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 3 закона установлено, что в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

Глава 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Организация медицинской помощи регламентируется статьёй 37 закона.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях единообразного применения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при необходимости уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут издаваться соответствующие разъяснения.

Законные основания для регламентации Министерством здравоохранения Челябинской области, равно как и исполнительными органами государственной власти в сере охраны здоровья иных субъектов РФ, отбора и направления пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС отсутствуют.

Одними из основных принципов охраны здоровья граждан согласно статье 4 указанного закона являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1); ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункт 5); доступность и качество медицинской помощи (пункт 6); недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункт 7).

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 10); применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (пункт 4 статьи 10); предоставлением медицинской организацией гарантированного объёма медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5 статьи 10 № 323-ФЗ).

Частью 4 статьи 21 закона «Об основах охраны здоровья граждан» предусмотрено, что для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учётом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статья 2, содержащая основные понятия, определяет, что лечащий врач – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.

В соответствии со статьёй 70 323-ФЗ лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учётом согласия врача. Он организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, приглашает для консультаций врачей-специалистов. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Закон предусматривает создание в медицинской организации врачебной комиссии, а также созыв консилиума по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне её для принятия решений в наиболее сложных случаях (статья 48).

Такой субъект правоотношений как Комиссия по отбору и направлению пациентов на лечение законом об охране здоровья граждан не предусмотрен, тогда как ответственность в сфере охраны здоровья возлагается на определённых лиц: медицинскую организацию и её медицинских работников (статья 98 №323-ФЗ).

При этом утверждаемой Правительством РФ Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, включающей в себя базовую программу ОМС, а также соответствующими территориальными программами предусмотрены предельные сроки ожидания медицинской помощи в плановой форме, ограниченные 30 днями со дня выдачи направления.

Создание подконтрольной исполнительному органу государственной власти субъекта РФ комиссии, нивелирующей функции лечащего врача и создающей очередь на оказание медицинской помощи при её фактической доступности, обеспеченной наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации (пункт 2 статьи 10), а также возможностью выбора медицинской организации и врача (пункт 3 статьи 4), не отвечает духу правового регулирования в сфере охраны здоровья.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» также не предусматривает в качестве субъекта, участника отношений в сфере ОМС Комиссию субъекта РФ по отбору и направлению пациентов на лечение.

Указанный закон устанавливает безусловное право застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: на всей территории Российской Федерации в объёме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объёме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Закон об ОМС закрепляет право медицинской организации получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; возлагает обязанность бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ ОМС, вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учёт сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предоставлять отчётность о деятельности в сфере ОМС в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом.

Таким образом, Приказ Челябинского Минздрава незаконно обусловливает гарантированное государством оказание медицинской помощи отбором и направлением пациентов на лечение в установленном Минздравом субъекта РФ порядке и неправомерно возлагает на медицинские организации обязанность по предоставлению дополнительной отчётности.

Изданные и зарегистрированные в установленном порядке нормативные правовые акты Министерства здравоохранения РФ, регламентирующие в пределах его полномочий порядок направления пациентов для оказания медицинской помощи и порядок оказания медицинской помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий, так же не предполагают установленного приказом от 23.11.2015 №1726 Минздрава Челябинской области порядка отбора и направления пациентов в медицинские организации с использованием ВРТ в рамках ОМС.

Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26 апреля 2012 г. № 406н утверждён Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно приложению.

В соответствии с пунктами 13-15 выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:

1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;

2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учётом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учётом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

В случае если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждён Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н. В пунктах 12-14 содержатся аналогичные нормы.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 2014 г. N 796н утверждено Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Согласно пункту 11 Положения определение наличия медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной) в плановой форме в стационарных условиях или в условиях дневного стационара осуществляется лечащим врачом.

Пунктом 17 предусмотрено, что для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.

В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать пациента (законного представителя пациента) о возможности выбора медицинской организации в установленном порядке.

Согласно пункту 18 Положения в случае выявления у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи лечащий врач оформляет выписку из медицинской документации пациента и направление на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь. Выписка из медицинской документации и направление на госпитализацию выдаётся пациенту (его законному представителю).

В соответствии с пунктом 19 Положения выписка из медицинской документации должна содержать диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья, проведённых диагностике и лечении, рекомендации о необходимости оказания специализированной медицинской помощи с указанием формы её оказания (плановая).

Пунктом 20 предусмотрено, что направление на госпитализацию оформляется лечащим врачом на бланке медицинской организации, должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью и печатью лечащего врача и содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения, домашний адрес; номер страхового полиса и название страховой организации (при наличии); свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии); код основного диагноза по МКБ-10; результаты лабораторных, инструментальных и других видов диагностики, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи; профиль показанной пациенту специализированной медицинской помощи и условия её оказания (стационарно, в дневном стационаре); наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания специализированной медицинской помощи; фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии).

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" утверждён порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению согласно приложению № 1; перечень противопоказаний к проведению базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий согласно приложению № 2; а также формы медицинской документации, в том числе информированного добровольного согласие на применение ВРТ.

Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма.

Порядок использование ВРТ предусматривает этапы оказания медицинской помощи (раздел II), в том числе отбор пациентов для оказания медицинской помощи с использованием ВРТ.

Обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий осуществляется в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) и/или акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий). Обследование мужа, мужчины, не состоявшего в браке с женщиной, давшего совместно с женщиной информированное добровольное согласие на применение ВРТ, осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по урологии.

По смыслу Прядка использования ВРТ показания, противопоказания и ограничения к применению ВРТ определяются лечащим врачом в результате обследования.

Таким образом, Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 23 ноября 2015 года № 1726 «Об отборе, направлении и наблюдении пациентов в медицинских организациях Челябинской области при проведении лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках обязательного медицинского страхования» противоречит действующему законодательству и подлежит отмене либо признанию недействительным.

Просим провести проверку на предмет соответствия Приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 23 ноября 2015 года № 1726 законодательству РФ; реализовать полномочия, установленные Федеральным законом от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с целью устранения нарушений закона.

Приложение в копиях:

1. Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 23 ноября 2015 года № 1726.

Исполнительный директор, к.м.н. Мисюлин Сергей Сергеевич

Исп. Борисов Дмитрий Александрович тел. (495) 234-04-54

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать