Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи

Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи

Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., Председатель Правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Подготовлены изменения в законы, которые вступают в силу с 01.07.2021 и более поздние сроки и затрагивают: 1) деятельность саморегулируемых организаций с добровольным членством; 2) проведение плановых проверок членов этих СРО

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Закон о защите прав юридических лиц N 294-ФЗ

2. Закон о лицензировании N 99-ФЗ

3. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации N 248-ФЗ

4. Отдельные виды надзора: санитарно-эпидемиологический, в области защиты прав потребителей, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, за обращением медицинских изделий, в сфере обращения лекарственных средств

5. Закон о саморегулируемых организациях

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

1. Закон о защите прав юридических лиц N 294-ФЗ

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — закон N 294-ФЗ). Принятыми в настоящее время законами отмена данного закона не предусмотрена, он продолжает по прежнему действовать.

Согласно части 1 статьи 1 закона N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 1 закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Таким образом, положения закона N 294-ФЗ распространяются на лицензионный контроль.

В соответствии с частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 13.3 закона N 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Таким образом, закон N 294-ФЗ и закон N 248-ФЗ дополняют друг друга в части защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, норма о плановой проверке не более 10% членов СРО распространяется в т. ч. на:

1) проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).

 

2. Закон о лицензировании N 99-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — закон N 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Согласно части 1 статьи 19 закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, в настоящее время норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, установленная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, распространяется в т. ч. на проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность.

С 01.03.2022 в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее — закон N 170-ФЗ):

1) статья 19 закона N 99-ФЗ (о лицензировании) излагается в новой редакции, которая не включает ссылку на закон N 294-ФЗ (о защите прав ю.л. и ип);

2) закон N 99-ФЗ (о лицензировании) дополняется статьей 19.2 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований», частью 9 которой установлено, что проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46 (медицинская деятельность — прим. авт.), 47, 52 - 54, 56 и 57 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля.

Вместе с тем, анализ положений законов NN 294-ФЗ, 248-ФЗ и 99-ФЗ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, установленная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, будет распространяться на проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность и после 01.03.2022.

 

3. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации N 248-ФЗ

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее — закон N 248-ФЗ).

Закон N 248-ФЗ не содержит норму о плановой проверке не более 10% членов СРО, аналогичную норме, предусмотренной пунктом 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ.

Закон N 248-ФЗ включает статью 55 «Членство в саморегулируемой организации»:

1. Федеральным законом о виде контроля может предусматриваться, что результаты деятельности саморегулируемой организации с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов могут быть признаны контрольными (надзорными) органами, осуществляющими (организующими) в отношении членов саморегулируемой организации виды контроля, на основании соглашения о признании результатов такой деятельности саморегулируемой организации, заключаемого саморегулируемой организацией с контрольным (надзорным) органом (далее - соглашение о признании результатов деятельности).

2. Заключение соглашения о признании результатов деятельности допускается в случае, если предмет контроля саморегулируемой организации за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов.

3. В случае заключения соглашения о признании результатов деятельности деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов саморегулируемой организации, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности.

4. Соглашение о признании результатов деятельности может быть заключено с саморегулируемой организацией по истечении трех лет с даты внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

5. Соглашение о признании результатов деятельности может быть заключено исключительно с саморегулируемой организацией, сформировавшей компенсационный фонд в целях обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда (ущерба) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), в размере не менее чем 25 тысяч рублей в отношении каждого члена.

6. Правительство Российской Федерации в положении о виде контроля устанавливает критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности саморегулируемой организации, существенные условия соглашения о признании результатов деятельности, порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности, порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организацией, деятельность которой признается соглашением о признании результатов деятельности. Указанные критерии могут учитывать:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1) количество случаев причинения вреда (ущерба) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого количества во времени;

2) совокупный реальный вред (ущерб) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого вреда (ущерба) во времени;

3) принятие саморегулируемой организацией внутренних документов, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

4) осуществление выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и (или) внутренними документами саморегулируемой организации, соотношение размеров таких выплат, сроки их осуществления, случаи отказов саморегулируемой организации от осуществления таких выплат;

5) установление саморегулируемой организацией требований к своим членам, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

6) эффективность контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;

7) эффективность применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

8) случаи привлечения саморегулируемой организации к ответственности за правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций.

7. Соглашение о признании результатов деятельности заключается со всеми саморегулируемыми организациями, соответствующими критериям, установленным частью 6 настоящей статьи, и обратившимися в контрольный (надзорный) орган.

 

4. Отдельные виды надзора: санитарно-эпидемиологический, в области защиты прав потребителей, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, за обращением медицинских изделий, в сфере обращения лекарственных средств

Закон N 294-ФЗ не содержит особых положений в части исключения указанных видов надзора из сферы действия данного закона. При этом частью 4.1 статьи 16.1 закона N 294-ФЗ предусмотрено, что контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Согласно части 6 статьи 2 закона N 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В законе N 248-ФЗ:

1) надзор в области защиты прав потребителей и контроль качества и безопасности медицинской деятельности не упоминается;

2) медицинские изделия и лекарственные средства упоминаются лишь в контексте возмещения стоимости утраченной продукции, отобранной в качестве проб (образцов) в ходе выездной проверки.

Таким образом, норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, предусмотренная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, распространяется в т. ч. на указанные виды надзора.

 

5. Закон о саморегулируемых организациях

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — закон N 315-ФЗ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ, вступают в силу с 1 июля 2021 года.

Статья 16 закона N 315-ФЗ дополнена частью 2.1, согласно которой при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании членов саморегулируемой организации и обсуждения вопросов повестки дня, в том числе принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, включая вопросы исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, без присутствия в месте проведения общего собрания членов саморегулируемой организации.

Статья 17 закона N 315-ФЗ дополнена частью 9, согласно которой при проведении заседания постоянно действующего коллегиального органа управления (правления — прим. авт.) саморегулируемой организации могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в таком заседании членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и обсуждения вопросов повестки дня, в том числе принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения такого заседания.

Статья 20 закона N 315-ФЗ дополнена частью 11.1, согласно которой сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, предоставляются по запросам заинтересованных лиц в виде выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи. Такая выписка предоставляется без взимания платы.

Статья 23 закона N 315-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона не установлено требование об обязательном членстве субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях для осуществления соответствующих видов предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральный государственный надзор за деятельностью таких саморегулируемых организаций не осуществляется.

выбор редакции

статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
новость
Во исполнение решения ФАС Минздрав установил требования к услугам по организации здравоохранения и медицинской статистике
14 Апреля 2021

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту Правил предоставления платных медицинских услуг
19 Марта 2021

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту Положения о лицензировании медицинской деятельности
19 Марта 2021

читать
статья
Минэкономразвития приняло отрицательное решение в отношении проекта положения о лицензировании медицинской деятельности
09 Декабря 2020

читать
статья
Коронакризис: организация (оптимизация, модернизация и т. д.) здравоохранения или какие койки нам нужны
01 Мая 2020

читать
статья
Обратного пути у жизни точно нет: электронная медицинская карта заполняется "набело" для прокурора, поскольку сразу передается в ЕГИСЗ
26 Апреля 2020

читать
 
Семинар в Москве

30 сентября | Тренды защиты медицинского бизнеса, новое положение о лицензировании

читать
 
Семинар в Крыму

14 окт | О лицензировании и платных услугах

читать
 
Конгресс в Москве

18-19 ноября | VII-й Национальный Конгресс

читать
 
privatmed.ru

Информационный ресурс для частных медицинских организаций

читать
 
csi-med.ru

Центр стратегических инициатив Частное здравоохранение

читать
 
база знаний сро

ответы на вопросы о надзоре и судебной практике

читать