Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Жалоба Генеральному прокурору о требовании полиции предоставить сведения, составляющих врачебную тайну, в отношении неопределенного круга лиц

Жалоба Генеральному прокурору о требовании полиции предоставить сведения, составляющих врачебную тайну, в отношении неопределенного круга лиц

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

В медицинские организации, являющиеся членами Ассоциации, поступил запрос с требованием предоставить сотрудникам МВД медицинские карты несовершеннолетних пациентов

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обращение членов Ассоциации. К нам пришел такой запрос см. далее. Насколько законен данный запрос? Уголовное дело ведется в отношении другой медицинской организации, республиканское МВД решило по этой причине проверить все частные многопрофильные медицинские центры. У нас у всех побывали сотрудники полиции, они изымают медицинскую документацию.

На основании указанного запроса сотрудники полиции, посетили следующие клиники:
- ООО "...", затребованы журналы регистрации пациентов за 4 года, в принудительном порядке изъято 4 амбулаторные карты несовершеннолетних девочек,
- ООО "...", затребованы журналы регистрации,
- ООО "...", затребованы журналы регистрации,
- ООО "...", затребованы журналы регистрации, изъята одна амбулаторная карта,
- ООО "...", затребованы журналы регистрации, изъяты две амбулаторные карты.

30.11.2020 сотрудником полиции был вручен запрос с исх. № 50/44115 за подписью заместителя начальника полиции по ООП Ф.И.О. с требованием предоставить сотрудникам Межмуниципального управления МВД России «...» документацию вверенного учреждения по обращениям несовершеннолетних в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года. Запрос адресован «Руководителям медицинских организаций, учреждений г. ... (по списку)». В запросе не указано какая именно документация требуется. Сотрудник клиники оставила свой контактный номер.

02.12.2020 в 17:10 минут подошли двое сотрудников полиции по адресу ... с требованием предоставить амбулаторные карты несовершеннолетних девочек, обратившихся к врачу акушеру-гинекологу. Так как женская консультация находится по другому адресу, сотрудники полиции направились в офис по адресу .... На месте ими был затребован журнал приема врача акушера-гинеколога за 2017-2020 годы.

04.12.2020 по устному требованию сотрудников полиции были предоставлены 4 амбулаторные карты несовершеннолетних пациентов.

Текст запроса

МВД по … Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.11.2020

Руководителям медицинских организаций, учреждений г. …

ЗАПРОС

(в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»)

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий», приказа Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в рамках проверки материалов КУСП № ... от 29.11.2020, уголовного дела № ... от 29.11.2020 по факту совершения преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 131, п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ в отношении несовершеннолетней, требую предоставить сотрудникам Межмуниципального управления МВД России «...» документацию вверенного Вам учреждения по обращениям несовершеннолетних, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года.

Заместитель начальника полиции по ООП.

Комментарий

Как следует из запроса запрашивается неопределенный круг медицинских организаций.

В запросе имеется ссылка на Порядок предоставления сведений о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, а также номер КУСП и уголовное дело по факту изнасилования несовершеннолетней.

От организации требуется предоставить оригиналы медицинских карт неопределенного круга несовершеннолетних лиц за 4 года. Срок исполнения не указан.

Жалоба Ассоциации в защиту своих членов

Исх.№ __ от 08 декабря 2020 г.

О требовании Межмуниципального управления МВД России «...» в отношении неопределенного круга медицинских организаций предоставить медицинские карты неопределенного круга несовершеннолетних лиц за 4 года

Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В.

ГСП-3 125993 г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а

https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/

ЖАЛОБА

НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. "30" ноября 2020 г. в медицинские организации, являющиеся членами Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация медицинских организаций, поступил запрос с требованием предоставить сотрудникам Межмуниципального управления МВД России «...» документацию медицинской организации по обращениям несовершеннолетних пациентов, в период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2020 года (см. приложение).

Считаем указанный запрос незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

в связи с расследуемыми уголовными делами, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера.

Из указанной нормы усматривается следующее:

1) Федеральными законами установлен специальный порядок получения сведений, составляющих врачебную тайну.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно части 4 указанной статьи предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию (пункт 3);

в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — закон N 152-ФЗ) обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в частности состояния здоровья, не допускается.

Следовательно, для соблюдения данного требования по запросу полиции могут быть предоставлены сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, за исключением персональных данных о состояния здоровья.

Таким образом, передача оригиналов или копий медицинской документации по запросу полиции без решения суда будет противоречить закону N 152-ФЗ.

2) Специальный порядок получения полицией персональных данных, связанных с обращением граждан в медицинские организации, установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» (далее — приказ N 565н).

Медицинская организация обязана направлять органам полиции в течение 1 рабочего дня извещение о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, при наличии соответствующих признаков, установленных приказом N 565н.

3) Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 30.03.2018 № 01-07/435 «О порядке работы органов здравоохранения по информированию органов профилактики, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дублирует положения приказа N 565н.

Представление сведений о пациентах, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, возможно только при наличии соответствующих признаков причинения вреда здоровью.

4) В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)» указано, что согласно положениям пункта 7 части 2 статьи 29 УПК РФ, части 3 статьи 183 УПК РФ, статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и статьи 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" судебное решение требуется на выемку медицинских документов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом врачебную тайну.

Вместе с тем судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя отдельные сведения, составляющие врачебную тайну (например, о факте обращения гражданина за медицинской, в том числе психиатрической, помощью, нахождении на медицинском учете), могут быть представлены медицинской организацией без судебного решения по запросу следователя или дознавателя в связи с проведением проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном статьей 144 УПК РФ, либо расследованием уголовного дела.

5) Согласно письму Минздрава России от 30.08.2013 N 306/13 «О предоставлении сведений по запросам прокуратуры, касающихся персональных данных лиц, страдающими наркологическими заболеваниями и прочих сведений, составляющих врачебную тайну» требование о предоставлении персональных данных всех лиц, страдающих наркологическими заболеваниями и состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, тем более, возведение его в статус отчетного, не соответствует положениям ст. 13 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Вместе с тем, при законных требованиях о предоставлении необходимой информации в отношении конкретных лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, или иных обстоятельств, они подлежат немедленному исполнению.

2. На основании указанного запроса сотрудники полиции, посетили следующие клиники:

- ООО "...", затребованы журналы регистрации пациентов за 4 года, в принудительном порядке изъято 4 амбулаторные карты несовершеннолетних девочек (см. приложение),

- ООО "...", затребованы журналы регистрации,

- ООО "...", затребованы журналы регистрации,

- ООО "...", затребованы журналы регистрации, изъята одна амбулаторная карта,

- ООО "...", затребованы журналы регистрации, изъяты две амбулаторные карты.

3. Поскольку запрос направлен неопределенному кругу медицинских организаций, содержит требование о предоставлении за 4 года медицинских карт неопределенного круга несовершеннолетних пациентов, не фигурирующих в уголовных делах или сообщениях о преступлениях, указанных в запросе, то возникает обоснованное сомнение в правомерности данного запроса. По сути запрос не мотивирован, решение суда о выемке медицинских карт отсутствует, следовательно, отсутствуют законные основания для предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, тем более медицинских карт, что может повлечь незаконное ограничение прав граждан.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

ПРОШУ:

- дать правовую оценку данному запросу и принять предусмотренные законом меры;

- ответ направить на электронную почту med-sro@mail.ru

Приложение:

1. Копия запроса о предоставлении информации.

2. Копия письма ООО "..."

С уважением

Исполнительный директор, к.м.н. Мисюлин Сергей Сергеевич

исп. Борисов Дмитрий Александрович

тел. (499) 754-44-60

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать