Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

"Эффективное" умирание российской медицины

"Эффективное" умирание российской медицины

"Оптимизация" государственной медицины идет в России полным ходом: укрупняются медицинские учреждения, сокращается число больниц, поликлиник и роддомов.


Выделить главное вкл выкл

Источник: Правда.ру

 "Оптимизация" государственной медицины идет в России полным ходом: укрупняются медицинские учреждения, сокращается число больниц, поликлиник и роддомов. Есть уже факты, которые говорят о том, что качество медуслуг в стране падает. А что же у нас тогда получается с конституционным правом россиян на бесплатную и качественную медицинскую помощь?

Россия традиционно позиционирует себя как социально ориентированное государство. Эти аспекты закреплены в высшем нормативном правовом акте страны — в Конституции РФ. То, что каждый гражданин, независимо от его материального положения, имеет право на основные социальные гарантии. Та же статья 41 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета".

А вот как это право реализуется на практике? Имеет ли каждый гражданин доступ к медицинским услугам, или же эти гарантии существуют только на бумаге?

В 2010 году в России стартовала программа по реогранизации системы здравоохранения. Фабула программы сводится к тому, что в медицине назрела необходимость в модернизации, внедрении новейших технологий и приведении российских стандартов лечения в соответствие с западными образцами. Звучит замечательно — кто же будет спорить с тем, что больницы необходимо оснащать самым современным медицинским оборудованием? Однако в этой бочке меда растворилась и ложка дегтя, которая нивелирует все благие начинания, а именно: дополнительного финансирования на эту модернизацию никто выделять не намерен.

Из этого следует, что "осовременивание" медицины (процесс крайне дорогостоящий) должно осуществляться за счет сокращения "издержек" уже действующей системы. Вероятно, именно с этим и связано повальное сокращение числа небольших сельских больниц, роддомов, сокращение штата поликлиник и урезание зарплат медицинского персонала. И если какие-то случаи такого сокращения вызвали широкий общественный резонанс, как, к примеру, ситуация с родильными домами в Ярославской обрасти, когда были даже случаи смертей рожениц и младенцев (при российских расстояниях и качестве транспортной связи добраться до крупных населенных пунктов — порой задача не из простых даже для здорового человека), то в большинстве случаев это происходит тихо. Просто людям больше негде лечиться — ну и что? Пусть, мол, ездят в города, там их ждут сверкающие новенькой техникой современные медицинские учреждения. Понятно, что специфика сельской жизни (ничтожные зарплаты, транспортные проблемы) просто не позволит большинству жителей глубинки ездить в эти центры.

Данные проблемы "Правде. Ру" прокомментировал врач-нейрохирург ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич:

"Есть много нюансов, которые люди, принимающие решения, просто не учитывают. Вот, например, что касается сельской медицины — для такой реорганизации, когда людям предлагают пользоваться услугами крупных больниц, должна быть очень хорошо организованная служба экстренной доставки пациентов — реанимобили, вертолеты, специализированные бригады — как в Москве, которые могли бы быстро доставлять пациентов в специализированные центры. Надо сказать, что на селе сейчас действительно не очень здравая ситуация, когда сидит один специалист, который лечит все, как во времена Чехова. С одной стороны это хорошо, но с другой — ведь сейчас уже век узких специалистов, они более эффективны. И вот эти качели нужно привести в более гармоничное состояние. Проблемы должны решаться в комплексе, а если мы возьмем что-то одно, скопируем с Запада лишь один элемент той системы, то это просто не будет работать. Повторяю, самое главное — чтобы параллельно с сокращением сельских больниц развивались службы экстренной доставки пациентов".

Ну так что, развивается такая служба? Приедет ли из регионального центра в глухое село современный реанимобиль за стариком, которого разбил инсульт? Нет, конечно. Никаких усилий в этом направлении даже не предпринимается — и это понятно: в условиях жесткой экономии у здравоохранения просто нет средств на такие траты.

"Правда. Ру" обратилась за комментарием к еще одному эксперту — председателю комитета ГД по охране здоровья Сергею Калашникову:

"Укрупнение учреждений здравоохранения и изменение его структуры прежде всего вызвано желанием сэкономить средства, сократить расходы на неэффективные структуры. Что же следует понимать под эффективностью? Если смотреть с позиций финансиста, то выделение средств на маленькие больницы, конечно, неэффективно. А вот если смотреть с позиций роженицы, которая вынуждена добираться до роддома после наступления схваток 300 км, то это, конечно, абсурд. Дело в том, что доступность медицинской помощи — это тоже критерий эффективности. Мне кажется, что все-таки задача здравоохранения — не экономия средств, а обеспечение населения доступным и качественными медицинскими услугами.

К сожалению, конституционное право россиян на медицину реализуется в России неполно: тот перечень гарантированных медицинских услуг, который сейчас есть, он явно недостаточен, это, во-первых. К тому же, сейчас пациент может попасть на диагностику и лечение только через направление терапевта, это, конечно, замедляет процесс лечения — а ведь часто промедление очень опасно. Никаких предпосылок к улучшению ситуации нет, она будет, наоборот, ухудшаться. Идея этой реорганизации родилась из желания сэкономить деньги — думаю, что тут повинен не минздрав, который теперь получает гораздо меньше средств, а минфин и правительство в целом".

К сожалению, стоит отметить, что сокращение системы здравоохранения началось давно. На специализированном сайте Единой межведомственной информационно- статистической системы http://fedstat.ru/indicator/data.do приведена совершенно официальная статистка, предназначенная для ведомственного использования. Сухие цифры говорят лучше всяких слов:

 Обеспеченность больничными койками на 10 тысяч населения за период с 2005 по 2012 года снизилась с 98, 5 до 84, 1.

Число амбулаторно-поликлинических учреждений на территории РФ за тот же период сократилось с 7150 до 2718

Число больничных учреждений уменьшилось — с 8859 до 5268

Станций скорой медицинской помощи с 2005 по 2012 год тоже стало меньше — с 3277 до 2841

 Получается, что сокращение медицинских учреждений началось еще задолго до реогранизации — просто она нанесла решительный удар по системе здравоохранения, ускорив этот процесс. Правительство решило экономить на здоровье граждан, других способов ужать расходы не нашлось. Конституцию-то никто не отменяет, зачем — проще превратить ее исполнение в формальность. На бумаге бесплатная медицина остается, да только вот беда — пользоваться ею становится все затруднительней, а порой и вовсе невозможно. Было бы еще как-то объяснимо, если бы страна падала в экономическую пропасть, переживала крупномасштабную войну или другие катаклизмы. Кажется, все более-менее благополучно. На этом фоне ситуация в сфере здравоохранения выглядит вдвойне странно.

Не стоит в таком случае даже говорить о демографическом росте: людям попросту страшно рожать детей, зная, что для этих детей нет ни больниц, ни детских садов. Страшно и за собственную старость — далеко не всем удастся отложить денег на частную медицину. Впрочем, в сельской местности ее и нет и вряд ли в обозримом будущем она появится — не тот уровень доходов у населения, чтобы лечится платно.

 http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/04-12-2013/1184375-medicina-0/

 

 

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать