Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Материал обновлен 30.04.2025. Применение ФНС алгоритмов автоматического выявления нарушений применения ККТ, включая проверку наименования медицинской услуги, в 2025 году

Материал обновлен 30.04.2025. Применение ФНС алгоритмов автоматического выявления нарушений применения ККТ, включая проверку наименования медицинской услуги, в 2025 году

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Оформление кассовых чеков на получение предоплаты, постоплаты, предоставление кредита за комплекс медицинских услуг в 2025 году

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Обновление материала, перейти к содержанию

30.04.2025. Добавлена информация о применении ФНС алгоритмов автоматического выявления нарушений применения ККТ, включая наименование медицинской услуги

12.04.2025. Добавлен вопрос 2 и раздел 11 "Оформление кассовых чеков на получение предоплаты, постоплаты, предоставление кредита за комплекс медицинских услуг"

05.05.2023. Раздел 2. Включение в чек наименования оказанных медицинских услуг, защита персональных данных пациента и сохранение врачебной тайны - дополнен информацией о позиции Конституционного Суда РФ по вопросу разглашения врачебной тайны в случае указания в чеке наименования услуг

05.05.2023. Раздел 3. Использование утвержденной номенклатуры медицинских услуг для формирования кассовых чеков - дополнен позицией Минздрава по вопросу использования номенклатуры, ее дополнения и конкретизации при оказании платных медицинских услуг

05.05.2023. Раздел 10. Судебная практика, связанная с указанием в кассовом чеке наименования услуги - дополнен примером указания в чеке "медицинские услуги"

 

Информация о применении ФНС алгоритмов автоматического выявления нарушений применения ККТ, включая некорректное заполнение реквизита - наименование медицинской услуги

Дата: 10.04.2025. Информационное письмо о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Уважаемый налогоплательщик! По данным налоговых органов и общедоступных источников, Вы осуществляете деятельность, которая требует применения контрольно-кассовой техники, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов в режиме, предусматривающем передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Обращается внимание, что пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку. В частности, кассовый чек должен содержать наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок.

Приказом Федеральной налоговой службы от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" установлено, что реквизит "наименование предмета расчета" (тег 1030) должен включаться в состав кассового чека (БСО) и кассового чека коррекции (БСО коррекции), за исключением случая, когда реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) имеет значение, равное "3" ("аванс").

Наименование товара или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу. Также допускается добавление артикулов (внутренних кодов организации — прим. авт.). Длина реквизита не должна превышать 128 символов вместе с пробелами.

Критерии ошибочного заполнения реквизита "наименование предмета расчета" (тег 1030, по-сути, описание алгоритма ФНС — прим. авт.):

1) пустая строка или строка, превышающая 128 символов (в случае превышения 128 символов не допускается произвольное обрезание строки наименования услуги, следует сократить наименование, путем сокращения слов, применяя символ "точка" — прим. авт.);

2) количество символов менее 2;

3) содержание тега не должно соответствовать значению: "товар", "товар по свободной цене", "продтовар", "услуга", "прочее", "свободная продажа" и т. п. (общее, родовое понятие услуги, например, медицинская услуга, услуга стоматолога — прим. авт.);

Вместе с тем, по информации налоговых органов, Вы осуществляете расчеты на контрольно-кассовой технике, при этом существует вероятность, что в период с 01.03.2025 по 31.03.2025 реквизит "наименование предмета расчета" (тег 1030) на кассовых чеках (БСО) и (или) кассовых чеках коррекции (БСО коррекции) был заполнен некорректно:

- регистрационный номер ККТ: _ и номер фискального накопителя: _.

Возможные способы устранения нарушения:

1) Определить наличие фискальных документов (далее – ФД), сформированных с ошибками. Информация о ФД, сформированных с ошибками, содержится в личном кабинете оператора фискальных данных, с которым заключен договор на обработку фискальных данных.

2) При выявлении ФД, сформированных с ошибками, произвести соответствующие настройки на контрольно-кассовой технике для формирования ФД с корректными реквизитами в соответствии с Приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию".

Обращаем внимание, что в случае выявления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий фактов, связанных с применением контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения, виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Направление информационных писем относится к профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение налогоплательщиками нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и возможности самостоятельно устранить нарушения порядка применения контрольно-кассовой техники.

На информационные письма о недопустимости нарушения обязательных требований не требуется ответов со стороны налогоплательщиков.

При возникновении вопросов, связанных с применением положений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, Вы можете обратиться в территориальный налоговый орган.

 

Вопрос 1. Поступила информация, что в Республике Крым с 1 февраля 2021 года согласно 54-ФЗ медицинские организации должны непосредственно в чек впечатывать номенклатуру предоставленных пациенту медицинских услуг. Сейчас мы этого не делаем. В чеке фигурирует запись «за медицинские услуги».

А к чеку прилагается уже нефискальная квитанция с расшифровкой услуг. Мы делаем именно так, потому что считаем, что публикация в чеке наименования оказанных медицинских услуг является публикацией персональных данных пациента и врачебной тайны.

Применимо и законно ли в отношении медицинских услуг расшифровка их в чеке?

Ответ на вопрос 1. Согласно статьи 7.1. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее — закон N 54-ФЗ) настоящий Федеральный закон действует на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 1 января 2016 года (до 01.01.2016 на территориях Республики Крым и города Севастополя порядок применения контрольно-кассовой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением ККТ (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города Севастополя — прим. авт.).

Ответ на вопрос 1, см. разделы 1 - 10.

 

Вопрос 2. Как оформить чек на получение предоплаты за комплекс медицинских услуг?

Ответ на вопрос 2. В данном вопросе можно выделить два вопроса:

Вопрос 2.1. Как в кассовом чеке указывается наименование медицинских услуг?

Наименование услуг в чеке указывается в соответствии с прейскурантом, который формируется в соответствии с номенклатурой, утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

Рассмотрим подробнее особенности процесса формирования кассовых чеков, связанных с оплатой следующих медицинских услуг:

1) A16.01.017 Удаление доброкачественного новообразования кожи, 5 000 руб.;

2) A08.01.001 Морфологическое (гистологическое) исследование препарата кожи, 3 000 руб.

Данные услуги могут быть включены в прейскурант в качестве отдельных позиций со своими ценами.

По-мнению автора, в прейскурант может быть включена комплексная услуга:

3) Удаление доброкачественного новообразования кожи с его последующим морфологическим (гистологическим) исследованием, 8 000 руб.

Вопрос 2.2. Как оформить кассовый чек на предоплату медицинских услуг?

Наименование услуг в чеке на предоплату указывается в соответствии с прейскурантом, который формируется в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.

Наименование медицинских услуг в чеке на аванс не указывается.

Ответ на вопрос 2, см. раздел 11.

 

Содержание

1. Возникновение обязанности по включению в кассовый чек наименования медицинских услуг

2. Включение в чек наименования оказанных медицинских услуг, защита персональных данных пациента и сохранение врачебной тайны

3. Использование утвержденной номенклатуры медицинских услуг для формирования кассовых чеков

4. Использование Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

5. Формирование прейскуранта на медицинские услуги с учетом ОКПД 2, утвержденной номенклатуры и внутренних кодов

6. Формирование справочника медицинских услуг для онлайн кассы

7. За какой период налоговые органы могут проверить кассовые чеки?

8. Нарушение порядка регистрации, перерегистрации или применения кассовой техники

8.1. Описание ситуации

8.2. Кассовый аппарат, фискальный накопитель и оператор фискальных данных

8.3. Нарушение порядка регистрации, перерегистрации или применения кассовой техники

8.4. Использование незарегистрированной кассы

8.5. Штрафы за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение контрольно-кассовой техники

9. Указание в кассовом чеке кода товара (работы, услуги) в качестве отдельного реквизита

10. Судебная практика, связанная с указанием в кассовом чеке наименования услуги

11. Оформление кассовых чеков на получение предоплаты, постоплаты, предоставление кредита за комплекс медицинских услуг

11.1. Реквизиты фискальных документов

11.2. Примеры формирования кассовых чеков, связанных с предоплатой и постоплатой медицинских услуг

 

Перечень нормативных правовых и судебных актов

1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. "Налоговый кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"

5. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"

6. Постановление Правительства РФ от 21.02.2019 N 174 "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности"

7. Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"

8. Приказ Минздрава России от 14.06.2018 N 341н "Об утверждении порядка обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования"

9. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"

10. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"

11. Письмо Минфина России от 25.09.2018 N 03-01-15/68652 "Об указании в кассовом чеке (БСО) наименования услуги"

12. Письмо Минфина России от 04.08.2017 N 03-01-15/49971 "Об указании в кассовом чеке наименования товара (работы, услуги)"

13. Письмо ФНС России от 20.02.2019 N ЕД-4-20/2929@ "О направлении методических указаний"

 

1. Возникновение обязанности по включению в кассовый чек наименования медицинских услуг

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее — закон N 290-ФЗ) в закон N 54-ФЗ введена статья 4.7 «Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности». Согласно пункта 1 статьи 4.7 закона N 54-ФЗ кассовый чек содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи (ФНС вправе определять реквизиты кассового чека, которые могут не указываться на таком кассовом чеке, однако сведений об издании соответствующего нормативного правового акта в настоящее время нет - прим. авт.) следующие обязательные реквизиты:

- наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты).

Согласно пункта 17 статьи 7 закона N 290-ФЗ, которым была введена статья 4.7, для индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), применяющих специальные налоговые режимы (ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН) абзац девятый пункта 1 статьи 4.7 закона N 54-ФЗ в отношении указания на кассовом чеке наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 года. Иных отсрочек для других групп налогоплательщиков в части указания на кассовом чеке наименования товара (работы, услуги) действующее законодательство не содержит.

Таким образом, с 14.07.2016 (дата вступления в действие закона N 290) все медицинские организации, в том числе, оказывающие медицинскую помощь населению в Республике Крым, обязаны указывать в кассовом чеке наименование работы или услуги.

 

2. Включение в чек наименования оказанных медицинских услуг, защита персональных данных пациента и сохранение врачебной тайны

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Например, согласно подпункту 6 пункта 7 Порядка обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы (далее - Порядок), медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.06.2018 N 341н, полученные в результате обезличивания сведений данные должны отвечать требованию анонимности - невозможность однозначной идентификации субъектов данных, полученных в результате обезличивания.

Согласно пункта 5 Порядка в ходе обезличивания выполняется преобразование (с последующей заменой буквенно-цифровым идентификатором — прим. авт.) сведений, указанных в подпунктах 1 (фамилия, имя, отчество), 3 (дата рождения), 4 (место рождения), 6 — 11 (данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, место регистрации, дата регистрации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования — СНИЛС, номер полиса обязательного медицинского страхования), 20 (серия и номер выданного листка нетрудоспособности) пункта 4 настоящего Порядка, с обеспечением сопоставления результатов обезличивания со сведениями (о состоянии здоровья), указанными в подпунктах 2, 5, 12 - 19, 21 - 23 пункта 4 настоящего Порядка.

Поскольку ни один из приведенных реквизитов не содержится в кассовом чеке, то указание в нем медицинских услуг, оказанных пациенту, отвечает требованию анонимности, не позволяет определить физическое лицо (субъекта персональных данных), к которому относится указанная информация.

Позиция Конституционного Суда РФ по вопросу разглашения врачебной тайны в случае указания в чеке наименования услуги

Рассмотрим Определение Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 N 711-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие арбитражные суды, было отказано в удовлетворении требования ООО о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники" КоАП Российской Федерации. При этом арбитражные суды отметили, что указание формулировки "медицинские услуги" в кассовом чеке в качестве предмета расчета определяет общую направленность деятельности организации и не позволяет с достоверностью определить вид оказанной услуги (1). Кроме того, арбитражными судами был отклонен довод заявителя о том, что указание данного обязательного реквизита кассового чека будет влечь разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (2).

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии со статьей 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать обязательные реквизиты, к которым, в частности, относятся наименование услуги; дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации, оказавшей услугу и выдавшей кассовый чек или бланк строгой отчетности (пункт 1).

Оспариваемое Обществом законоположение устанавливает обязательные реквизиты выдаваемых непосредственно получателю медицинской услуги кассового чека и бланка строгой отчетности, необходимых в том числе для получения данными лицами социального налогового вычета на лечение. Следовательно, пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", направленный на обеспечение соблюдения правопорядка в области торговли и финансовой отчетности, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Как было отмечено судами Закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к указанному реквизиту, на что неоднократно указывалась в письмах Минфина России от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, от 15.06.2018 N 03-01-15/41174, от 27.06.2018 N 03-01-15/44369.

Указание в кассовом чеке фразы «Медицинские услуги» в качестве предмета расчета определяет общую направленность деятельности организации, не позволяющую с достоверностью определить вид оказанной услуги.

Указание в кассовом чеке наименования услуги направлено на возможность клиента однозначно определить соответствующую услугу в целях обеспечения его прав и интересов как потребителя, Обществу в кассовом чеке следовало указать вид услуги без отражения конкретных сведений, в том числе, указывающих на состояние здоровья или диагноз пациента, чего сделано не было.

Поскольку в акте оказанных медицинских услуг был указан вид услуги «А21.03.007 Массаж спины медицинский», то в кассовом чеке, на взгляд автора, можно указать:

- вариант 1 — А21.03.007 Массаж спины медицинский,

- вариант 2 — услуга А21.03.007,

- вариант 3 — Массаж спины медицинский,

- вариант 4 — Массаж спины,

- вариант 5 — Массаж.

То есть можно, включить в наименование услуги код в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг". Само наименование услуги (в прейскуранте, договоре, акте) также целесообразно привести в соответствие с указанной номенклатурой. В кассовом чеке с учетом ширины, на взгляд автора, можно указывать краткое наименование услуги, основанное на полном наименовании.

 

3. Использование утвержденной номенклатуры медицинских услуг для формирования кассовых чеков

Закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "Наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке. На это указывают и специалисты Минфина России (письма от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, от 15.06.2018 N 03-01-15/41174, от 27.06.2018 N 03-01-15/44369, от 18.05.2018 N 03-01-15/33805) и налоговых органов (письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2019 N 17-26/2/205328@, от 01.08.2019 N 17-15/138092@, от 25.09.2019 N 17-26/2/199220@).

Закон N 54-ФЗ не устанавливает какую номенклатуру необходимо использовать для формирования кассовых чеков медицинскими организациями. Пунктом 1 статьи 4.7 указанного закона предусмотрено наличие наименования медицинской услуги. Представители ФНС разъясняют, что название должно помогать покупателю соотнести свою покупку с чеком, то есть с услугой , за которую он заплатил.

Рассмотрим вопрос из практики. Медицинская организация оказывает услуги: медицинские, хирургические и стоматологические. Они включают в себя лечение, восстановление или поддержание здоровья и еще много чего. Можно ли в чеке использовать обобщенное наименование?

Приведем один из возможных ответов на данный вопрос. Закон 54-ФЗ не содержит ограничений в указании наименования услуг. Он лишь требует, чтобы в чеке было указано название, количество и цена услуги. Из названия клиент должен однозначно понимать, за что ему выдан чек. Можно использовать наименование услуг согласно вашему прайс-листу.

Здесь встает вопрос о формировании медицинской организацией прейскуранта, насколько он должен соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее — приказ N 804н).

Например, в Решении от 27.07.2016 по делу № А73-8491/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отмечено, что прейскурант цен на платные услуги предпринимателя не соответствует номенклатуре медицинских услуг, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (не действует в связи с утверждением приказа N 804н — прим. авт.).

Согласно пункта 2 статьи 1 закона N 54-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Согласно пункта 1 статьи 11 "Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (далее — НК) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — закон N 323-ФЗ) медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 14 закона N 323-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав — прим. авт.), относится утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование).

Таким образом, номенклатура медицинских услуг утверждена приказом N 804н в соответствии с законом N 323-ФЗ.

Согласно пункту 1 раздела I «Общие положения» Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом N 804н, номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура) представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.

Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу (см. пункт 3 раздела I «Общие положения» Номенклатуры медицинских услуг).

Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Раздел "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Анализ указанных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при использовании контрольно-кассовой техники согласно пункта 2 статьи 1 закона N 54-ФЗ для целей налогообложения с учетом пункта 1 статьи 11 НК следует применять определение термина «медицинские услуги», указанное в статье 2 закона N 323-ФЗ с учетом подпункта 5 пункта 2 статьи 14 закона N 323-ФЗ, а именно услуги поименованные в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом N 804н.

При использовании номенклатуры для кассовых чеков можно сделать выбор в пользу комплексных услуг (Раздел "B"). Например, вместо указания «A01.01.001 Сбор анамнеза и жалоб в дерматологии», «A01.01.003 Пальпация в дерматологии» и др. можно использовать B01.008.001 Прием (осмотр, консультация) врача-дерматовенеролога первичный».

При использовании Раздела "А" в т. ч. при хирургических вмешательствах можно использовать более общие коды. Например, вместо «A16.01.005.001 Широкое иссечение меланомы кожи» и др. можно использовать «A16.01.005 Иссечение поражения кожи».

При использовании Раздела "В" можно использовать более общие коды. Например, вместо «B01.003.004.004 Аппликационная анестезия», «B01.003.004.005 Инфильтрационная анестезия» др. можно использовать «B01.003.004.001 Местная анестезия».

Рассмотрим Письмо Минздрава России от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323 "О применении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"

Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщенные наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.

В отношении предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг сообщаем следующее.

При формировании перечня медицинских услуг медицинская организация должна основываться на Перечне и Номенклатуре.

В этой связи, по мнению Минздрава России, медицинская организация может, указав оказываемую медицинскую услугу в соответствии с Номенклатурой, дополнительно конкретизировать ее в зависимости от особенностей исполнения.

Кроме того, в связи с предусмотренной законодательством Российской Федерации возможностью оказания платных медицинских услуг в объеме, превышающем объем выполненного стандарта медицинской помощи, медицинская организация может расширить перечень медицинских услуг, относительно предусмотренного Номенклатурой, при оказании медицинских услуг, не включенных в Номенклатуру.

 

4. Использование Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Сквозное использование указанной номенклатуры в прейскуранте, информированном добровольном согласии, договоре на оказание платных медицинских услуг, медицинской документации (в т. ч. в части выполнения стандартов лечения), кассовом чеке вполне оправданно с точки зрения законодателя.

Вместе с тем Номенклатура медицинских услуг содержит значительное количество позиций и внесение их всех в онлайн-кассу, а также ручное включение в кассовый чек не вполне оправданно, при наличии договора с детальным указанием оказанных медицинских услуг.

Согласно письму Минфина России от 04.08.2017 N 03-01-15/49971 «Об указании в кассовом чеке наименования товара (работы, услуги)» федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту "наименование товара (работ, услуг)" в кассовом чеке.

Вместе с тем отмечаем: в целях указания наименования товара (работы, услуги), в частности, может быть использован Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Согласно разделу «Введение» "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных в т. ч. с налогообложением.

Раздел 86 ОКПД 2 содержит услуги в области здравоохранения, например:

- 86.10.11.110 Услуги, оказываемые врачами хирургических отделений больниц,

- 86.10.12.110 Услуги, оказываемые врачами гинекологических и акушерских отделений больниц,

- 86.10.15.000 Услуги больниц прочие, оказываемые врачами,

- 86.21.10.110 Услуги консультативные, предоставляемые врачами общей врачебной практики,

- 86.21.10.120 Услуги, предоставляемые врачами общей врачебной практики, по проведению диагностических процедур и постановке диагноза,

- 86.21.10.130 Услуги, предоставляемые врачами общей врачебной практики, по лечению (наблюдению, включая проведение процедур),

- 86.21.10.190 Услуги, предоставляемые врачами общей врачебной практики, прочие, не включенные в другие группировки,

- 86.22.1 Услуги в области специализированной врачебной практики,

- 86.22.11.000 Услуги по проведению и расшифровке медицинских исследований,

- 86.22.19.000 Услуги в области специализированной врачебной практики прочие,

- 86.23.11.000 Услуги в области ортодонтии,

- 86.23.19.000 Услуги в области стоматологии прочие.

 

5. Формирование прейскуранта на медицинские услуги с учетом ОКПД 2, утвержденной номенклатуры и внутренних кодов

Рассмотрим пример формирования прейскуранта на удаление новообразований.

В заголовке прейскуранта указываем:

Прейскурант на медицинские услуги по косметологии.

Код ОКПД 2 86.22.1 Услуги в области специализированной врачебной практики (данный код и наименование услуг из ОКПД 2 можно использовать для онлайн кассы — прим. авт.).

Далее в качестве подраздела указываем:

Код услуги - A16.01.017, наименование услуги - Удаление доброкачественных новообразований кожи (данный код и наименование из номенклатуры медицинских услуг можно указывать в смете и медицинской карте вместе с внутренними кодами организации — прим. авт.).

Затем формируем таблицу, содержащую внутренний код, наименование услуги и цену для формирования сметы (договора).

Внутренний код — УБЛ, Наименование — Удаление бородавки на лице, за 1 мм диаметра, цена — 500 р. (данный код формируется произвольно, но должен однозначно идентифицировать услугу, его можно использовать для сметы и указывать в медицинской карте — прим. авт.).

 

6. Формирование справочника медицинских услуг для онлайн кассы

Согласно письму Минфина России от 25.09.2018 N 03-01-15/68652 «Об указании в кассовом чеке (БСО) наименования услуги» в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) должно быть указано наименование услуги.

Вместе с тем Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к названному реквизиту.

В связи с этим в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.

Согласно таблице 5 приложения 2 к Приказу ФНС ММВ 7-20/229@ в поле «Наименование предмета расчета» должно быть не более 128 символов. Например, фраза «86.21.10.120 Услуги, предоставляемые врачами общей врачебной практики, по проведению диагностических процедур и постановке диагноза» включает 131 символ. Поэтому код услуги из названия придется исключить или сократить название, оставив код.

 

7. За какой период налоговые органы могут проверить кассовые чеки?

Налоговые органы могут проверить кассовые чеки за последние 3 налоговых периода. Например, в 2021 году за 2018 — 2020 годы.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) срок давности для привлечения по статье 14.5 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее применения составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

В данном случае речь может идти о последнем по времени обнаруженном налоговым органом кассовом чеке, в котором отсутствует наименование услуги.

 

8. Нарушение порядка регистрации, перерегистрации или применения кассовой техники

 

8.1. Описание ситуации

Налоговая выявила медицинский центр, который применял онлайн-кассу, не представив в налоговый орган заявления о перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя. Инженер сторонней фирмы заменил (установил) фискальный накопитель в кассе медицинского центра. Он попытался через сайт налоговой зарегистрировать изменения. Это ему не удалось. Повторных попыток он не предпринимал — забыл.

Налоговый инспектор пригрозил штрафом в виде 100% выручки медицинского центра за 2 года — период, прошедший с момента замены (установки) фискального накопителя.

Такой подход неправомерен. Указанный размер штрафа применяется за неприменение ККТ.

С 1 июля 2017 года использование ЭКЛЗ в России прекращено. Вместо ККМ с ЭКЛЗ начали применяться онлайн-кассы, использующие фискальный накопитель (имеет иную форму, но использует разъём, сходный с интерфейсом ЭКЛЗ), и отправляющие данные о платежных документах в режиме «Онлайн» в ФНС России через одного из 21 операторов фискальных данных.

Пользователи обязаны в случае замены фискального накопителя подать заявление о перерегистрации контрольно-кассовой техники вместе с отчетом об изменении параметров регистрации ККТ.

Заявление о перерегистрации ККТ подается в любой налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Более того, по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, такая контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета. При этом, в течение 60 календарных дней с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета, и которые на момент такого снятия с регистрационного учета не переданы в налоговые органы, за исключением случая поломки фискального накопителя.

 

8.2. Кассовый аппарат, фискальный накопитель и оператор фискальных данных

Торговля и оказание услуг в рамках Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - N 54-ФЗ) предусматривает обязанность применения онлайн-кассы. Кассовый терминал требует наличия фискального накопителя и подключения к оператору фискальных данных (ОФД).

Кассе необходим фискальный накопитель (ФН) и подключение к ОФД – только тогда она станет полноценно выполнять основную функцию кассовой реформы – передача в режиме реального времени фискальных данных в ФНС. Без фискального накопителя касса работать не будет. Если же продажи идут мимо кассы, это основание для штрафа. Согласно ст. 14.5 КоАП РФ, должностное лицо оштрафуют минимум на 10 тыс. рублей. Штраф может быть больше, вплоть до 50% от суммы незаконной продажи. Для юридических лиц наказание строже – от 75% до 100% от незаконной продажи, но не менее 30 тыс. рублей.

Важно научиться отличать две аббревиатуры – ФН и ФФД, он же формат фискальных данных. От версии ФФД зависит, с какими реквизитами будет формироваться кассовый чек. Официально разрешены к применению два варианта ФФД – 1.05 и 1.1. Нужную версию ФФД касса получает в результате обновления ПО, с помощью перепрошивки силами сотрудников кассовых центров техобслуживания и сервисных центров, либо через автоматическое обновление самой кассы. Однако есть нюанс. Обновляя прошивку кассы до версии ФФД 1.05 и выше, лучше сразу приобрести и ФН более совершенной модели, с большим объемом памяти - ФН 1.1. Он надежнее и позволяет использовать на выбор оба ФФД, а с ФН модели 1.0 можно работать только с форматом ФФД 1.05 (более ранний ФФД 1.0 с начала 2019 года к использованию запрещен).

Какой именно ФН выбрать, зависит от вида налогового режима предпринимателя. Отличаются они не только версиями 1.0 и 1.1, но также и сроками действия. Они могут быть на 13/15 и 36 месяцев. Бизнесу на ОСН (основная система налогообложения) нужен ФН со сроком работы 13/15 месяцев, а вот для торговли на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) или сфере услуг - ФН на 36 месяцев.

Избежать установки ФН в кассу не удастся никому, терминал попросту не сможет сформировать чек. Поэтому задуматься о покупке ФН нужно даже тем, кто по закону освобожден от онлайн-передачи кассовых чеков в ФНС и работает автономно в лишенных интернета местностях. Таким предпринимателям необходимо раз в 30 календарных дней загружать данные о продажах из ФН в личный кабинет ФНС из местности, где интернет доступен.

Касса, ФН и ОФД – три условия новых правил торговли, без которых работа в рамках N 54-ФЗ невозможна – одно без другого не работает.

 

8.3. Нарушение порядка регистрации, перерегистрации или применения кассовой техники

Если компания использует незарегистрированную кассу или нарушила порядок ее применения, то инспекторы могут привлечь к ответственности по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ. Данная статья влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;

- на юридических лиц - в размере от 5000 до 10000 рублей.

Компания освобождается от штрафа, если одновременно выполнила следующие условия:

- добровольно заявила в инспекцию о нарушении;

- исполнила обязанность, которую нарушила (зарегистрировала ККТ и т.п.);

- представила в инспекцию сведения и документы, которые подтверждают нарушение;

- инспекция не знала о нарушении до того, как компания обратилась с заявлением.

За нарушение порядка регистрации кассовой техники или условий ее применения предусмотрена ответственность по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ. В настоящее время снижены минимальный и максимальный размеры штрафа.

Кого штрафуют

Было

Стало

Компания

От 30 000 до 40 000 руб.

От 5 000 до 10 000 руб.

Директор

От 3 000 до 4 000 руб.

От 1 500 до 3 000 руб.

 

8.4. Использование незарегистрированной кассы

За данное нарушение налоговики штрафуют, когда организация использует кассовую технику, которая вообще не зарегистрирована в инспекции. Владельцы касс обязаны регистрировать ее в инспекции (п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, п. 12, 15 и 16 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470).

На практике за такое нарушение обычно штрафуют, когда компания забывает перерегистрировать кассовую технику. Например, если организация без разрешения инспекции заменяла накопитель фискальной памяти (ЭКЛЗ) и продолжала применять кассу. Хотя она должна была подать заявление о перерегистрации по признаку «замена блока ЭКЛЗ». Тогда инспекторы штрафовали компанию, так как замена ЭКЛЗ требовала разрешения инспекции и последующей перерегистрации кассы. Это следует из пункта 6 Порядка, утвержденного решением ГМЭК по ККМ от 11.10.2000 протоколом № 4/58-2000, а также пункта 26 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 09.04.08 № ММ-3-2/152@. Судьи считают такие штрафы правомерными (постановление Семнадцатого арбитражного суда от 15.08.16 № 17АП-8992/2016-АК).

 

8.5. Штрафы за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение контрольно-кассовой техники

Вид нарушения

Размер штрафа

Комментарий

На компанию

На директора

По статье 14.5 КоАП РФ

Неприменение ККТ

От 75 до 100 процентов от непробитой суммы, минимум — 30 000 рублей

От 25 до 50 процентов от непробитой суммы, минимум — 10 000 рублей

1. Если кассу не применяла малая или средняя компания, при первом нарушении инспекция должна заменить штраф за неприменение ККТ предупреждением.
2. Компания освобождается от штрафа, если одновременно выполнила следующие условия:
— добровольно заявила в инспекцию о нарушении;
— исполнила обязанность, которую нарушила (пробила чеки, зарегистрировала ККТ и т.п.);
— представила в инспекцию сведения и документы, которые подтверждают нарушение;
— инспекция не знала о нарушении до того, как компания обратилась с заявлением

Применение кассы, которая не зарегистрирована или не соответствует требованиям

Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей

Невыдача покупателю по его требованию кассового чека или бланка строгой отчетности

Предупреждение или штраф 10 000 рублей

Предупреждение или штраф 2000 рублей

Повторное неприменение ККТ, если общая непробитая сумма равна 1 млн рублей и более

Приостановление деятельности до 90 суток

Дисквалификация от одного до двух лет

Заменить штраф на предупреждение нельзя, так как нарушение повторное. Освобождение от штрафа не предусмотрено

Непредставление или несвоевременное представление кассовых документов по запросам налоговиков

Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей

Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей

Освобождение от штрафа не предусмотрено

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 11.07.2025. Последствия передачи в РЭМД ЕГИСЗ сведений об установленных диагнозах для пациента
11 Июля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
16 и 17 октября | Семинар в Москве

Ответственность за утечку сведений о состоянии здоровья в 2025 году

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.