Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

О получении социального налогового вычета в сумме, уплаченной за дорогостоящее лечение

О получении социального налогового вычета в сумме, уплаченной за дорогостоящее лечение

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Ответственность за неверное заполнение справки для получения налогового вычета

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Вопрос. В силу специализации нашей медицинской органиазции, почти все наши пациенты нуждаются в имплантации зубов по медицинским показаниям - с целью разгрузки давления на ограниченное количество имеющихся зубов, и с целью облегчения боли и других тяжелых симптомов со стороны челюстных суставов. Многие из них нуждаются в операциях на челюстях – хирургическом увеличении недоразвитых челюстей, устранения деформаций челюстей.

Прошу дать разъяснения по следующим вопросам, которые постоянно возникают при выдаче справок для налогового вычета у наших пациентов.

В письме Минздрава РФ от 07.11.2006 N 26949/МЗ-14 сказано: «операция по имплантации зубных протезов входит в Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Постановлением N201, при определении суммы социального налогового вычета (п. 9)».

Согласно пункту 9 Перечня дорогостоящих видов лечения из Постановления Правительства РФ N201, «Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов» относится к дорогостоящим видам лечения. То есть дентальная имплантация (операция по установке дентального имплантата) является дорогостоящим видом лечения (код 2)

Но сам по себе дентальный имплантат, находящийся внутри челюсти, - протезом не является!

Протезом являются только совокупность всех 3-х частей протеза зуба: 1) внутрикостной (собственно имплантата), 2) промежуточной – абатмента и 3) протезом зуба - искусственной коронки.

Их нельзя разделять, т. к. если отсутствует хоть один из этих 3-х компонентов – результата нет, это не протез, и функция зуба как органа не восстановлена.

Можем ли мы причислять абатмент и коронку на дентальный имплантат также к коду 2?

Часто встречаются случаи, когда имплантация невозможна без одномоментного (во время операции имплантации) создания места для имплантата путем проведения синус-лифтинга (поднятия дна гайморовой пазухи), или предварительной, за 3-6 месяцев до имплантации, пересадки костного блока в место будущей имплантации в челюсти. Эти операции являются необходимым и сопутствующим условием дентальной имплантации и не проводятся, если дентальная имплантация не нужна.

Соответственно, можем ли мы их причислять тоже к коду 2 как неотъемлемой части установки дентального имплантата?

Кроме дентальной имплантации, у нас есть много пациентов с деформациями челюстей и прикуса.

Деформации челюстей при этом - врожденные и развившиеся в результате неправильного дальнейшего роста без вины в этом пациента. В таких случаях операции на челюстях по исправлению сильно выраженной патологии прикуса требуются с точки зрения восстановления функции нормального жевания, пищеварения и улучшения состояния позвоночника, а совсем не по косметическим показаниям.

Соответственно, такие операции, на наш взгляд, можно отнести к пунктам 1, 6 и 10 Перечня дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, утвержденный Постановлением N201:

«1. Хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития).

6. Хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения.

10. Реконструктивные, пластические и реконструктивно-пластические операции.»

Можем ли мы причислять выполняемые нами ортогнатические операции на челюстях (изменение размеров и формы челюстей) и операции по устранению костных дефектов челюстей тоже к коду 2, как подходящих к пунктам 1, 6, 10 Перечня?

Минфин России и налоговые органы неоднократно заявляли, что выдача Справки с целью получения социального налогового вычета, а также отнесение оказанных медицинских услуг к указанным Перечням (в том числе дорогостоящее лечение или нет) входят в компетенцию медицинской организации, оказывающей медицинские услуги:

письма Минфина России от 12.03.2015 N 03-04-05/13176, от 26.08.2013 N 03-04-05/34879, от 24.04.2013 N 03-04-05/7-405, от 27.02.2013 N 03-04-05/7-147;

письмо ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-11/14011, от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10369;

письмо УФНС России по г.Москве от 28.01.2010 N 20-14/4/008328.

Правильно ли я понимаю, что принятие окончательного решения об отнесении тех или иных видов лечения, предоставленных налогоплательщикам медицинскими учреждениями РФ, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, к включенным или не включенным в Перечень, -не входит в компетенцию налоговых органов?

И при решении вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату услуг по лечению налоговые органы должны просто использовать информацию, содержащуюся в представленной налогоплательщиком Справке, выданной Медицинским учреждением? (письма ФНС России от 20.12.2012 N ЕД-3-3/4646, от 03.04.2012 N ЕД-3-3/1114).

С другой стороны, Федеральная налоговая служба выпустила Письмо с разъяснениями от 25.12.2006 N 04-2-05/7, в котором, в частности, сказано: «Так как зубопротезирование в качестве одного из видов дорогостоящего лечения в указанный Перечень не включено, налогоплательщик не вправе претендовать на получение социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения.»

Правильно ли я понимаю, что в этом письме речь идет об обычном зубопротезировании, а не о протезировании зубов на имплантатах?

В связи с вышеизложенным, очень жду от Вас однозначный ответ на 3 вопроса:

1) Применим ли код 2 (дорогостоящее лечение) не только собственно к дентальному имплантату внутри кости, но и законченному протезированию на этом имплантате- абатменту и коронке на имплантат?

Применим ли код 2 ко всем необходимым этапам протезирования на дентальных имплантатах – например, для установки временных протезов зубов на период до 6 мес в ожидании приживления имплантата в челюсти – для временной кооронки на этот имплантат?

2) Применим ли код 2 к предварительным и сопутствующим операциям, без которых невозможна дентальная имплантация – к операции синус-лифтинга и операции пересадки костного блока?

Применим ли код 2 ко всем необходимым для этих операций этапам (а именно: внутривенная седация и / или общий наркоз, установка металлических / полимерных скрепляющих конструкций в челюсти)?

3) Применим ли код 2 для операции по исправлению аномалий (пороков развития) челюстей и прикуса (не по косметическим, а по функциональным показаниям)? Применим ли код 2 ко всем необходимым для этих операций этапам (а именно: внутривенная седация и/ или общий наркоз, установка металлических / полимерных скрепляющих конструкций в челюсти?

В случае отрицательных ответов прошу обосновать – на какой документ, имеющий первостепенное, перекрывающее значение, можно ссылаться в отказе пациенту об использовании кода 2 при таком стоматологическом лечении?

Кроме того, прошу разъяснить при оформлении справки: нужно ли в справке (или по дополнительному запросу ФНС) детализировать услуги по коду 2, чтобы инспектор сверил их с Перечнем и убедился, что указанные услуги в перечень включены и по ним следует оформлять вычет со всей суммы без ограничений? Или это избыточная информация и подпадает под нарушение врачебной тайны?

И последний вопрос, - предусмотрена ли в налоговом законодательстве РФ или иных правовых актах РФ ответственность медицинского учреждения за неверное (вследствие ошибки в коде 1 или 2) заполнение справки?

Содержание

1. Основания для получения налогового вычета

2. Документы предоставляемые пациентом в налоговый орган для получения налогового вычета

2.1 Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы

2.2 Предоставление налоговому органу договора об оказании медицинских услуг и соблюдение врачебной тайны

2.3 Платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств за оказанные медицинские услуги

3. Отнесение медицинских услуг к дорогостоящим видам лечения

3.1 Операция по имплантации зубных протезов и сопутствующие услуги

3.2 Операция на челюстях по исправлению сильно выраженной патологии прикуса

4. Ответственность за неверное заполнение справки для получения налогового вычета

4.1 Ответственность, предусмотренная налоговым кодексом

4.2 Ответственность, предусмотренная кодексом об административных правонарушениях

4.3 Уголовная ответственность: служебный подлог, поделка документов

4.4 Дисциплинарная ответственность работника перед работодателем

5. Выводы и рекомендации

Перечень нормативных правовых актов

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Приказ Минздрава РФ N 289, МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

Письмо Федеральной налоговой службы от 20.12.2012 № ЕД-3-3/4646@ «О порядке предоставления социального налогового вычета»

Письмо Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N 04-2-05/7

Письмо Минфина России от 04.08.2017 N 03-01-15/49971

Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-04-05/10-1239

Письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-04-08/7-76

Письмо Минздрава России от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323 «О применении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"»

Письмо Минздравсоцразвития России от 07.11.2006 N 26949/МЗ-14 «О справке, выдаваемой для получения социального налогового вычета на лечение»

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать