Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

О получении социального налогового вычета в сумме, уплаченной за дорогостоящее лечение

О получении социального налогового вычета в сумме, уплаченной за дорогостоящее лечение

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Ответственность за неверное заполнение справки для получения налогового вычета

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Вопрос. В силу специализации нашей медицинской органиазции, почти все наши пациенты нуждаются в имплантации зубов по медицинским показаниям - с целью разгрузки давления на ограниченное количество имеющихся зубов, и с целью облегчения боли и других тяжелых симптомов со стороны челюстных суставов. Многие из них нуждаются в операциях на челюстях – хирургическом увеличении недоразвитых челюстей, устранения деформаций челюстей.

Прошу дать разъяснения по следующим вопросам, которые постоянно возникают при выдаче справок для налогового вычета у наших пациентов.

В письме Минздрава РФ от 07.11.2006 N 26949/МЗ-14 сказано: «операция по имплантации зубных протезов входит в Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Постановлением N201, при определении суммы социального налогового вычета (п. 9)».

Согласно пункту 9 Перечня дорогостоящих видов лечения из Постановления Правительства РФ N201, «Реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов» относится к дорогостоящим видам лечения. То есть дентальная имплантация (операция по установке дентального имплантата) является дорогостоящим видом лечения (код 2)

Но сам по себе дентальный имплантат, находящийся внутри челюсти, - протезом не является!

Протезом являются только совокупность всех 3-х частей протеза зуба: 1) внутрикостной (собственно имплантата), 2) промежуточной – абатмента и 3) протезом зуба - искусственной коронки.

Их нельзя разделять, т. к. если отсутствует хоть один из этих 3-х компонентов – результата нет, это не протез, и функция зуба как органа не восстановлена.

Можем ли мы причислять абатмент и коронку на дентальный имплантат также к коду 2?

Часто встречаются случаи, когда имплантация невозможна без одномоментного (во время операции имплантации) создания места для имплантата путем проведения синус-лифтинга (поднятия дна гайморовой пазухи), или предварительной, за 3-6 месяцев до имплантации, пересадки костного блока в место будущей имплантации в челюсти. Эти операции являются необходимым и сопутствующим условием дентальной имплантации и не проводятся, если дентальная имплантация не нужна.

Соответственно, можем ли мы их причислять тоже к коду 2 как неотъемлемой части установки дентального имплантата?

Кроме дентальной имплантации, у нас есть много пациентов с деформациями челюстей и прикуса.

Деформации челюстей при этом - врожденные и развившиеся в результате неправильного дальнейшего роста без вины в этом пациента. В таких случаях операции на челюстях по исправлению сильно выраженной патологии прикуса требуются с точки зрения восстановления функции нормального жевания, пищеварения и улучшения состояния позвоночника, а совсем не по косметическим показаниям.

Соответственно, такие операции, на наш взгляд, можно отнести к пунктам 1, 6 и 10 Перечня дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, утвержденный Постановлением N201:

«1. Хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития).

6. Хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения.

10. Реконструктивные, пластические и реконструктивно-пластические операции.»

Можем ли мы причислять выполняемые нами ортогнатические операции на челюстях (изменение размеров и формы челюстей) и операции по устранению костных дефектов челюстей тоже к коду 2, как подходящих к пунктам 1, 6, 10 Перечня?

Минфин России и налоговые органы неоднократно заявляли, что выдача Справки с целью получения социального налогового вычета, а также отнесение оказанных медицинских услуг к указанным Перечням (в том числе дорогостоящее лечение или нет) входят в компетенцию медицинской организации, оказывающей медицинские услуги:

письма Минфина России от 12.03.2015 N 03-04-05/13176, от 26.08.2013 N 03-04-05/34879, от 24.04.2013 N 03-04-05/7-405, от 27.02.2013 N 03-04-05/7-147;

письмо ФНС России от 18.07.2017 N БС-4-11/14011, от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10369;

письмо УФНС России по г.Москве от 28.01.2010 N 20-14/4/008328.

Правильно ли я понимаю, что принятие окончательного решения об отнесении тех или иных видов лечения, предоставленных налогоплательщикам медицинскими учреждениями РФ, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, к включенным или не включенным в Перечень, -не входит в компетенцию налоговых органов?

И при решении вопроса о правомерности предоставления налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на оплату услуг по лечению налоговые органы должны просто использовать информацию, содержащуюся в представленной налогоплательщиком Справке, выданной Медицинским учреждением? (письма ФНС России от 20.12.2012 N ЕД-3-3/4646, от 03.04.2012 N ЕД-3-3/1114).

С другой стороны, Федеральная налоговая служба выпустила Письмо с разъяснениями от 25.12.2006 N 04-2-05/7, в котором, в частности, сказано: «Так как зубопротезирование в качестве одного из видов дорогостоящего лечения в указанный Перечень не включено, налогоплательщик не вправе претендовать на получение социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения.»

Правильно ли я понимаю, что в этом письме речь идет об обычном зубопротезировании, а не о протезировании зубов на имплантатах?

В связи с вышеизложенным, очень жду от Вас однозначный ответ на 3 вопроса:

1) Применим ли код 2 (дорогостоящее лечение) не только собственно к дентальному имплантату внутри кости, но и законченному протезированию на этом имплантате- абатменту и коронке на имплантат?

Применим ли код 2 ко всем необходимым этапам протезирования на дентальных имплантатах – например, для установки временных протезов зубов на период до 6 мес в ожидании приживления имплантата в челюсти – для временной кооронки на этот имплантат?

2) Применим ли код 2 к предварительным и сопутствующим операциям, без которых невозможна дентальная имплантация – к операции синус-лифтинга и операции пересадки костного блока?

Применим ли код 2 ко всем необходимым для этих операций этапам (а именно: внутривенная седация и / или общий наркоз, установка металлических / полимерных скрепляющих конструкций в челюсти)?

3) Применим ли код 2 для операции по исправлению аномалий (пороков развития) челюстей и прикуса (не по косметическим, а по функциональным показаниям)? Применим ли код 2 ко всем необходимым для этих операций этапам (а именно: внутривенная седация и/ или общий наркоз, установка металлических / полимерных скрепляющих конструкций в челюсти?

В случае отрицательных ответов прошу обосновать – на какой документ, имеющий первостепенное, перекрывающее значение, можно ссылаться в отказе пациенту об использовании кода 2 при таком стоматологическом лечении?

Кроме того, прошу разъяснить при оформлении справки: нужно ли в справке (или по дополнительному запросу ФНС) детализировать услуги по коду 2, чтобы инспектор сверил их с Перечнем и убедился, что указанные услуги в перечень включены и по ним следует оформлять вычет со всей суммы без ограничений? Или это избыточная информация и подпадает под нарушение врачебной тайны?

И последний вопрос, - предусмотрена ли в налоговом законодательстве РФ или иных правовых актах РФ ответственность медицинского учреждения за неверное (вследствие ошибки в коде 1 или 2) заполнение справки?

 

Содержание

1. Основания для получения налогового вычета

2. Документы предоставляемые пациентом в налоговый орган для получения налогового вычета

2.1 Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы

2.2 Предоставление налоговому органу договора об оказании медицинских услуг и соблюдение врачебной тайны

2.3 Платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств за оказанные медицинские услуги

3. Отнесение медицинских услуг к дорогостоящим видам лечения

3.1 Операция по имплантации зубных протезов и сопутствующие услуги

3.2 Операция на челюстях по исправлению сильно выраженной патологии прикуса

4. Ответственность за неверное заполнение справки для получения налогового вычета

4.1 Ответственность, предусмотренная налоговым кодексом

4.2 Ответственность, предусмотренная кодексом об административных правонарушениях

4.3 Уголовная ответственность: служебный подлог, поделка документов

4.4 Дисциплинарная ответственность работника перед работодателем

5. Выводы и рекомендации

 

Перечень нормативных правовых актов

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»

6. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 458 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

7. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

8. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

9. Приказ Минздрава РФ N 289, МНС РФ N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»

10. Письмо Федеральной налоговой службы от 20.12.2012 № ЕД-3-3/4646@ «О порядке предоставления социального налогового вычета»

11. Письмо Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N 04-2-05/7

12. Письмо Минфина России от 04.08.2017 N 03-01-15/49971

13. Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-04-05/10-1239

14. Письмо Минфина России от 17.04.2012 N 03-04-08/7-76

15. Письмо Минздрава России от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323 «О применении Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"»

16. Письмо Минздравсоцразвития России от 07.11.2006 N 26949/МЗ-14 «О справке, выдаваемой для получения социального налогового вычета на лечение»

 

1. Основания для получения налогового вычета

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее — НК ч.2) налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (далее — Постановление N 201).

Общая сумма социального налогового вычета, принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пункта 2 указанной статьи социальные налоговые вычеты, предусмотренные настоящей статьей (за исключением вычетов в размере расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Таким образом, дорогостоящие виды лечения учитываются в размере фактически произведенных расходов, то есть полностью.

Согласно пункта 2 статьи 219 НК ч.2 право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение указанных социальных налоговых вычетов.

 

2. Документы предоставляемые пациентом в налоговый орган для получения налогового вычета

На практике к таким документам относятся:

справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы установленной формы,

договор, акт и кассовые чеки,

копия медицинской лицензии.

 

Доступ ограничен

Доступ ограничен для неавторизованных пользователей

Для авторизации, выберите в верхнем меню пункт ВХОД, нажмите ссылку ВОЙТИ. Далее следуйте инструкциям

Подробнее см. процедуру авторизации

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
14 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
16 и 17 октября | Семинар в Москве

Ответственность за утечку сведений о состоянии здоровья в 2025 году

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.