Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

ФАС выиграл дело, уличив Минздрав в бездействии, связанном с неустановлением требований к организации и выполнению работ (услуг)

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Фактически Минзрав признал правоту ФАС

Для большого количества работ (услуг) просто не нашлось утвержденных требований. Возникает закономерный вопрос: как осуществлялось и продолжается в настоящее время лицензирование по этим работам (услугам)?

Извлечение из отзыва на кассационную жалобу, поданную Министерством здравоохранения Российской Федерации по делу N А40-9755/18-84-67 (в судебном процессе на стороне ФАС принимала участие Национальная Ассоциация медицинских организаций), о признании незаконным и отмене решения от 17.10.2017 № 18/71516/17 по делу № 1-15-200/00-18-16, предписания от 17.10.2017 № 18/71518/17 по делу № 1-15-200/00-18-16 о нарушении антимонопольного законодательства

1. Всего в Положении о лицензировании содержится 151 работа (услуга).

2. Проектом изменений Положения о лицензировании медицинской деятельности предлагается из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, исключить 27 работ (услуг).

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85842 Минздравом РФ 15 ноября 2018 г. размещен проект постановления Правительства РФ (ID проекта 02/07/11-18/00085842) «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — Проект, Положение о лицензировании).

Причины исключения работ (услуг) Минздравом

Указанным Проектом из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить 27 работ (услуг). В пояснительной записке, подготовленной Минздравом, указываются следующие причины исключения работ (услуг), в том числе:

- исключаемые работы (услуги) не относятся напрямую к медицинской деятельности (работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию», «медицинской статистике», «организации здравоохранения и общественному здоровью», «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью», «энтомологии», «экспертизе качества медицинской помощи»);

- отсутствие соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов (работы (услуги) по «диабетологии», «клинической микологии», «лабораторной микологии», «лабораторному делу», «генетике», «реаниматологии», «хирургии (абдоминальной)»);

- отсутствие должностей в номенклатуре должностей (работы (услуги) по «стоматологии общей практики», «стоматологии профилактической»)

- в связи с невозможностью самостоятельного осуществления средним персоналом без врача-специалиста (работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу»);

- контроль за работами (услугами) по «дезинфектологии», «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» должен осуществляться не путем лицензирования, а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм;

- работы (услуги) по «неотложной медицинской помощи», поскольку неотложная помощь – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами;

- не нуждается в отдельном лицензировании (работы (услуги) по «общей практике», «сексологии»).

Перечень работ (услуг), которые не включили в проект постановления Правительства:

1) авиационной и космической медицине;

2) бактериологии;

3) вирусологии;

4) генетике;

5) гигиеническому воспитанию;

6) дезинфектологии;

7) диабетологии;

8) клинической микологии;

9) лабораторной микологии;

10) лабораторному делу;

11) лечебной физкультуре и спортивной медицине;

12) медицинской статистике;

13) наркологии;

14) неотложной медицинской помощи;

15) общей практике;

16) операционному делу;

17) организации здравоохранения и общественному здоровью;

18) организации сестринского дела;

19) реаниматологии;

20) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

21) сексологии;

22) стоматологии общей практики;

23) стоматологии профилактической;

24) управлению сестринской деятельностью;

25) хирургии (абдоминальной);

26) экспертизе качества медицинской помощи;

27) энтомологии.

Проект изменения приказа Минздрава №121н

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87887 Минздравом РФ 24 января 2019 г. размещен проект приказа О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н

Проектом предлагается дополнить требования Перечнем нормативных правовых актов, предусматривающих требования к организации и выполнению работ (услуг).

1. В указанном перечне содержатся нормативные акты, предусматривающие требования к организации и выполнению 85 работ (услуг), без деления по видам и условиям оказания медицинской помощи. Для остальных работ (услуг) нормативные акты не приводятся.

2. В самом приказе №121н и в лицензиях работы (услуги) указываются с учетом видов и условий оказания медицинской помощи, что составляет 645 подвидов работ (услуг)

3. В указанный перечень не включили работы (услуги), исключенные в проекте постановления Правительства.

В проекте отсутствуют требования к следующим работам (услугам):

1) бактериологии;

2) вирусологии;

3) водолазной медицине;

4) военно-врачебной экспертизе;

5) врачебно-летной экспертизе;

6) гигиеническому воспитанию;

7) дезинфектологии;

8) диабетологии;

9) забору гемопоэтических стволовых клеток;

10) изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации;

11) клинической лабораторной диагностике;

12) клинической микологии;

13) лабораторной генетике;

14) лабораторной диагностике;

15) лабораторной микологии;

16) лабораторному делу;

17) лечебной физкультуре;

18) мануальной терапии;

19) медико-социальной помощи;

20) медико-социальной экспертизе;

21) медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);

22) медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным);

23) медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

24) медицинским осмотрам (предсменным, послесменным);

25) медицинским осмотрам профилактическим;

26) медицинской генетике;

27) медицинской оптике;

28) медицинской статистике;

29) медицинскому массажу;

30) медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители;

31) медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции;

32) медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации;

33) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

34) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

35) медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

36) наркологии;

37) неотложной медицинской помощи;

38) операционному делу;

39) организации здравоохранения и общественному здоровью;

40) организации сестринского дела;

41) паразитологии;

42) психиатрическому освидетельствованию;

43) радиологии;

44) рентгенологии;

45) рефлексотерапии;

46) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

47) сексологии;

48) сестринскому делу;

49) сестринскому делу в косметологии;

50) сестринскому делу в педиатрии;

51) токсикологии;

52) трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;

53) транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга;

54) транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации;

55) трансфузиологии;

56) ультразвуковой диагностике;

57) управлению сестринской деятельностью;

58) физиотерапии;

59) хирургии (комбустиологии);

60) хранению гемопоэтических стволовых клеток;

61) экспертизе временной нетрудоспособности;

62) экспертизе качества медицинской помощи;

63) экспертизе профессиональной пригодности;

64) экспертизе связи заболевания с профессией;

65) энтомологии;

66) эпидемиологии.

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 14.02.2025. Проверки медицинских организаций частной системы здравоохранения, не передающих электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ
14 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
16 и 17 октября | Семинар в Москве

Ответственность за утечку сведений о состоянии здоровья в 2025 году

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.