Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru | t.me/np_med |

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

ФАС выиграл дело, уличив Минздрав в бездействии, связанном с неустановлением требований к организации и выполнению работ (услуг)

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Фактически Минзрав признал правоту ФАС

Для большого количества работ (услуг) просто не нашлось утвержденных требований. Возникает закономерный вопрос: как осуществлялось и продолжается в настоящее время лицензирование по этим работам (услугам)?

Извлечение из отзыва на кассационную жалобу, поданную Министерством здравоохранения Российской Федерации по делу N А40-9755/18-84-67 (в судебном процессе на стороне ФАС принимала участие Национальная Ассоциация медицинских организаций), о признании незаконным и отмене решения от 17.10.2017 № 18/71516/17 по делу № 1-15-200/00-18-16, предписания от 17.10.2017 № 18/71518/17 по делу № 1-15-200/00-18-16 о нарушении антимонопольного законодательства

1. Всего в Положении о лицензировании содержится 151 работа (услуга).

2. Проектом изменений Положения о лицензировании медицинской деятельности предлагается из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, исключить 27 работ (услуг).

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85842 Минздравом РФ 15 ноября 2018 г. размещен проект постановления Правительства РФ (ID проекта 02/07/11-18/00085842) «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — Проект, Положение о лицензировании).

Причины исключения работ (услуг) Минздравом

Указанным Проектом из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить 27 работ (услуг). В пояснительной записке, подготовленной Минздравом, указываются следующие причины исключения работ (услуг), в том числе:

- исключаемые работы (услуги) не относятся напрямую к медицинской деятельности (работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию», «медицинской статистике», «организации здравоохранения и общественному здоровью», «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью», «энтомологии», «экспертизе качества медицинской помощи»);

- отсутствие соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов (работы (услуги) по «диабетологии», «клинической микологии», «лабораторной микологии», «лабораторному делу», «генетике», «реаниматологии», «хирургии (абдоминальной)»);

- отсутствие должностей в номенклатуре должностей (работы (услуги) по «стоматологии общей практики», «стоматологии профилактической»)

- в связи с невозможностью самостоятельного осуществления средним персоналом без врача-специалиста (работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу»);

- контроль за работами (услугами) по «дезинфектологии», «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» должен осуществляться не путем лицензирования, а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм;

- работы (услуги) по «неотложной медицинской помощи», поскольку неотложная помощь – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами;

- не нуждается в отдельном лицензировании (работы (услуги) по «общей практике», «сексологии»).

Перечень работ (услуг), которые не включили в проект постановления Правительства:

1) авиационной и космической медицине;

2) бактериологии;

3) вирусологии;

4) генетике;

5) гигиеническому воспитанию;

6) дезинфектологии;

7) диабетологии;

8) клинической микологии;

9) лабораторной микологии;

10) лабораторному делу;

11) лечебной физкультуре и спортивной медицине;

12) медицинской статистике;

13) наркологии;

14) неотложной медицинской помощи;

15) общей практике;

16) операционному делу;

17) организации здравоохранения и общественному здоровью;

18) организации сестринского дела;

19) реаниматологии;

20) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

21) сексологии;

22) стоматологии общей практики;

23) стоматологии профилактической;

24) управлению сестринской деятельностью;

25) хирургии (абдоминальной);

26) экспертизе качества медицинской помощи;

27) энтомологии.

Проект изменения приказа Минздрава №121н

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87887 Минздравом РФ 24 января 2019 г. размещен проект приказа О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н

Проектом предлагается дополнить требования Перечнем нормативных правовых актов, предусматривающих требования к организации и выполнению работ (услуг).

1. В указанном перечне содержатся нормативные акты, предусматривающие требования к организации и выполнению 85 работ (услуг), без деления по видам и условиям оказания медицинской помощи. Для остальных работ (услуг) нормативные акты не приводятся.

2. В самом приказе №121н и в лицензиях работы (услуги) указываются с учетом видов и условий оказания медицинской помощи, что составляет 645 подвидов работ (услуг)

3. В указанный перечень не включили работы (услуги), исключенные в проекте постановления Правительства.

В проекте отсутствуют требования к следующим работам (услугам):

1) бактериологии;

2) вирусологии;

3) водолазной медицине;

4) военно-врачебной экспертизе;

5) врачебно-летной экспертизе;

6) гигиеническому воспитанию;

7) дезинфектологии;

8) диабетологии;

9) забору гемопоэтических стволовых клеток;

10) изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации;

11) клинической лабораторной диагностике;

12) клинической микологии;

13) лабораторной генетике;

14) лабораторной диагностике;

15) лабораторной микологии;

16) лабораторному делу;

17) лечебной физкультуре;

18) мануальной терапии;

19) медико-социальной помощи;

20) медико-социальной экспертизе;

21) медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);

22) медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным);

23) медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

24) медицинским осмотрам (предсменным, послесменным);

25) медицинским осмотрам профилактическим;

26) медицинской генетике;

27) медицинской оптике;

28) медицинской статистике;

29) медицинскому массажу;

30) медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители;

31) медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции;

32) медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации;

33) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

34) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

35) медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

36) наркологии;

37) неотложной медицинской помощи;

38) операционному делу;

39) организации здравоохранения и общественному здоровью;

40) организации сестринского дела;

41) паразитологии;

42) психиатрическому освидетельствованию;

43) радиологии;

44) рентгенологии;

45) рефлексотерапии;

46) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

47) сексологии;

48) сестринскому делу;

49) сестринскому делу в косметологии;

50) сестринскому делу в педиатрии;

51) токсикологии;

52) трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;

53) транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга;

54) транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации;

55) трансфузиологии;

56) ультразвуковой диагностике;

57) управлению сестринской деятельностью;

58) физиотерапии;

59) хирургии (комбустиологии);

60) хранению гемопоэтических стволовых клеток;

61) экспертизе временной нетрудоспособности;

62) экспертизе качества медицинской помощи;

63) экспертизе профессиональной пригодности;

64) экспертизе связи заболевания с профессией;

65) энтомологии;

66) эпидемиологии.

выбор редакции

только для участников
Материал обновлен 11.07.2025. Последствия передачи в РЭМД ЕГИСЗ сведений об установленных диагнозах для пациента
11 Июля 2025

читать
только для участников
Материал обновлен 19.05.2025. Краткая инструкция по основам электронного документооборота
19 Мая 2025

читать
новость
Материал обновлен 15.02.2025. Оценка применения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
15 Февраля 2025

читать
новость
Материал обновлен 03.02.2025. Статья 238 УК РФ не распространяется на врачей в части оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности
03 Февраля 2025

читать
информация
Контакты НАМО. Подпишитесь на официальный канал НАМО в Телеграм
01 Января 2025

читать
новость
Итоги Премии Ассоциации юристов медицинских клиник: В Медицине по Праву, 2024
25 Декабря 2024

читать
новость
Благодаря НАМО Правительство Тюменской области увеличило долю затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, до 10 %
12 Июля 2024

читать
новость
Ответ Минздрава по вопросу найма врачей и лицензирования медицинской деятельности индивидуальными предпринимателями
05 Июня 2024

читать
статья
Материал обновлен 27.05.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
27 Мая 2024

читать
 
16 и 17 октября | Семинар в Москве

Ответственность за утечку сведений о состоянии здоровья в 2025 году

читать
 
 
Подпишитесь

Канал НАМО в Телеграм

читать
 
2025 год | План мероприятий

XXI-й Форум во Владимире
II-я Медико-правовая конференция, семинары

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.