Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Первые последствия дела Минздрава против ФАС по лицензированию в арбитражном суде

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

ФАС выиграл дело, уличив Минздрав в бездействии, связанном с неустановлением требований к организации и выполнению работ (услуг)

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Фактически Минзрав признал правоту ФАС

Для большого количества работ (услуг) просто не нашлось утвержденных требований. Возникает закономерный вопрос: как осуществлялось и продолжается в настоящее время лицензирование по этим работам (услугам)?

Извлечение из отзыва на кассационную жалобу, поданную Министерством здравоохранения Российской Федерации по делу N А40-9755/18-84-67 (в судебном процессе на стороне ФАС принимала участие Национальная Ассоциация медицинских организаций), о признании незаконным и отмене решения от 17.10.2017 № 18/71516/17 по делу № 1-15-200/00-18-16, предписания от 17.10.2017 № 18/71518/17 по делу № 1-15-200/00-18-16 о нарушении антимонопольного законодательства

1. Всего в Положении о лицензировании содержится 151 работа (услуга).

2. Проектом изменений Положения о лицензировании медицинской деятельности предлагается из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, исключить 27 работ (услуг).

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85842 Минздравом РФ 15 ноября 2018 г. размещен проект постановления Правительства РФ (ID проекта 02/07/11-18/00085842) «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — Проект, Положение о лицензировании).

Причины исключения работ (услуг) Минздравом

Указанным Проектом из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предполагается исключить 27 работ (услуг). В пояснительной записке, подготовленной Минздравом, указываются следующие причины исключения работ (услуг), в том числе:

- исключаемые работы (услуги) не относятся напрямую к медицинской деятельности (работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию», «медицинской статистике», «организации здравоохранения и общественному здоровью», «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью», «энтомологии», «экспертизе качества медицинской помощи»);

- отсутствие соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов (работы (услуги) по «диабетологии», «клинической микологии», «лабораторной микологии», «лабораторному делу», «генетике», «реаниматологии», «хирургии (абдоминальной)»);

- отсутствие должностей в номенклатуре должностей (работы (услуги) по «стоматологии общей практики», «стоматологии профилактической»)

- в связи с невозможностью самостоятельного осуществления средним персоналом без врача-специалиста (работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу»);

- контроль за работами (услугами) по «дезинфектологии», «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» должен осуществляться не путем лицензирования, а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм;

- работы (услуги) по «неотложной медицинской помощи», поскольку неотложная помощь – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами;

- не нуждается в отдельном лицензировании (работы (услуги) по «общей практике», «сексологии»).

Перечень работ (услуг), которые не включили в проект постановления Правительства:

1) авиационной и космической медицине;

2) бактериологии;

3) вирусологии;

4) генетике;

5) гигиеническому воспитанию;

6) дезинфектологии;

7) диабетологии;

8) клинической микологии;

9) лабораторной микологии;

10) лабораторному делу;

11) лечебной физкультуре и спортивной медицине;

12) медицинской статистике;

13) наркологии;

14) неотложной медицинской помощи;

15) общей практике;

16) операционному делу;

17) организации здравоохранения и общественному здоровью;

18) организации сестринского дела;

19) реаниматологии;

20) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

21) сексологии;

22) стоматологии общей практики;

23) стоматологии профилактической;

24) управлению сестринской деятельностью;

25) хирургии (абдоминальной);

26) экспертизе качества медицинской помощи;

27) энтомологии.

Проект изменения приказа Минздрава №121н

На официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87887 Минздравом РФ 24 января 2019 г. размещен проект приказа О внесении изменений в Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н

Проектом предлагается дополнить требования Перечнем нормативных правовых актов, предусматривающих требования к организации и выполнению работ (услуг).

1. В указанном перечне содержатся нормативные акты, предусматривающие требования к организации и выполнению 85 работ (услуг), без деления по видам и условиям оказания медицинской помощи. Для остальных работ (услуг) нормативные акты не приводятся.

2. В самом приказе №121н и в лицензиях работы (услуги) указываются с учетом видов и условий оказания медицинской помощи, что составляет 645 подвидов работ (услуг)

3. В указанный перечень не включили работы (услуги), исключенные в проекте постановления Правительства.

В проекте отсутствуют требования к следующим работам (услугам):

1) бактериологии;

2) вирусологии;

3) водолазной медицине;

4) военно-врачебной экспертизе;

5) врачебно-летной экспертизе;

6) гигиеническому воспитанию;

7) дезинфектологии;

8) диабетологии;

9) забору гемопоэтических стволовых клеток;

10) изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации;

11) клинической лабораторной диагностике;

12) клинической микологии;

13) лабораторной генетике;

14) лабораторной диагностике;

15) лабораторной микологии;

16) лабораторному делу;

17) лечебной физкультуре;

18) мануальной терапии;

19) медико-социальной помощи;

20) медико-социальной экспертизе;

21) медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);

22) медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным);

23) медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

24) медицинским осмотрам (предсменным, послесменным);

25) медицинским осмотрам профилактическим;

26) медицинской генетике;

27) медицинской оптике;

28) медицинской статистике;

29) медицинскому массажу;

30) медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители;

31) медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции;

32) медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации;

33) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

34) медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

35) медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

36) наркологии;

37) неотложной медицинской помощи;

38) операционному делу;

39) организации здравоохранения и общественному здоровью;

40) организации сестринского дела;

41) паразитологии;

42) психиатрическому освидетельствованию;

43) радиологии;

44) рентгенологии;

45) рефлексотерапии;

46) санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

47) сексологии;

48) сестринскому делу;

49) сестринскому делу в косметологии;

50) сестринскому делу в педиатрии;

51) токсикологии;

52) трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;

53) транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга;

54) транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации;

55) трансфузиологии;

56) ультразвуковой диагностике;

57) управлению сестринской деятельностью;

58) физиотерапии;

59) хирургии (комбустиологии);

60) хранению гемопоэтических стволовых клеток;

61) экспертизе временной нетрудоспособности;

62) экспертизе качества медицинской помощи;

63) экспертизе профессиональной пригодности;

64) экспертизе связи заболевания с профессией;

65) энтомологии;

66) эпидемиологии.

выбор редакции

новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
новость
Во исполнение решения ФАС Минздрав установил требования к услугам по организации здравоохранения и медицинской статистике
14 Апреля 2021

читать
 
25 и 26 апреля | Семинар в Москве

Спорные вопросы взаимоотношений между клиниками и пациентами

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать