Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Об экспертизе качества в системе обязательного медицинского страхования: кто и как ее проводит?

Об экспертизе качества в системе обязательного медицинского страхования: кто и как ее проводит?

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Сообщение члена Национальной Ассоциации медицинских организаций об условиях работы экспертов в системе ОМС

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Власть и различные контролирующие органы много и часто говорят об институте контроля качества медицинской помощи. Законами и нормативно-правовой базой распределены обязанности в этой сфере. При этом главными бенефициарами этого направления являются эксперты качества медицинской помощи. В системе ОМС подробно прописаны требования к специалистам данного направления (Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230), где финальным звеном является реестр экспертов качества.

Как любят говорить наши чиновники, «исторически сложилось», что контроль качества скорой медицинской помощи в <...> области проводят только сотрудники государственной СМП. Прямое следствие такой ситуации – «идеальные» результаты качества оказания скорой медицинской помощи у государственных медицинских учреждений в регионе.

В 2015 году, совместно с некоторыми страховщиками, мы попытались хоть немного эту ситуацию изменить. Проучили врача СМП из нашей организации (<...>) по курсу «Контроль качества оказания медицинской помощи в системе ОМС» и по ходатайству СМО его включили в заветный реестр. Два раза этот сотрудник сходил на экспертизу в городскую ССМП и уволился от нас. Как мы узнали позже, «за работу» ему предложили хорошую должность в проверяемом медицинском учреждении, куда он и ушел. Правда в реестре он до сих пор значится нашим сотрудником.

В начале 2017 года, мы решили повторить всю процедуру. Вновь проучили своего сотрудника (<...>) и 05 мая 2017 года, опять же по ходатайству СМО, ее внесли в реестр экспертов качества медицинской помощи в системе ОМС. Она успела провести лишь одну экспертизу все в той же городской станции ССМП, выявила множество недостатков и ТФОМС ее тут же исключил из реестра.

Многочисленные попытки добиться восстановления в реестре и через ФФОМС и через Минздрав оказались безрезультатными. Получали отписки.

Подали в суд.

Решением судьи <...> районного суда от 23 апреля 2018 года отказано в удовлетворении искового заявления <...> о признании незаконным приказа ТФОМС <...>.

Фактически решением суда признается законным отсутствие необходимости обоснования решений, принимаемых государственными органами в отношении физических лиц, когда данные решения напрямую ущемляют права, в том числе и трудовые, этих лиц.

Оспариваемое решение принято по ходатайству непосредственно заинтересованной стороны (Департамента здравоохранения и фармации <...>) в пользу подведомственного лечебного учреждения. При этом в данных суду пояснениях, выводы о необходимости заявить ходатайство об исключении <...> из реестра экспертов качества за «некачественно проведенные экспертизы», сделаны <...> без привлечения независимых экспертов, имеющих право на проведение или анализ экспертизы качества медицинской помощи по профилю «Скорая медицинская помощь». Напротив «выводы» делались по информации прямо заинтересованной в определенном результате стороны (сотрудниками городской станции ССМП). Никаких правовых оснований для признания наличия в ее работе недостатков, не имелось и не имеется.

Все действия по исключению Истицы из реестра экспертов произошли одним днем – 22 августа 2017 года: В этот день городская станция СМП, в отношении которой <...> проводила экспертизу, передает свою жалобу на экспертизу в Департамент, ТФОМС <...> принимает письмо от Департамента об исключении <...> из реестра, издается и подписывается приказ об исключении.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами регламентирующими порядок проведения и оспаривания экспертиз качества медицинской помощи, ни городская станция ССМП, ни <...> не могут в данном случае являться субъектами определения нарушений в работе эксперта качества, привлекаемого СМО.

Представителем СМО суду предоставлялись документы, описывающие нарушения, выявленные в ходе проведения <...> экспертизы качества медицинской помощи, оказанной сотрудниками городской станции ССМП. Подавляющее большинство выявленных дефектов относились к времени доезда бригад СМП, превышающему установленные нормативы, и к качеству оформления медицинской документации (фальсификации, дописки, исправления, отсутствие необходимой информации и т.д.).

Основания и порядок исключения эксперта из реестра перечислены в п. 9 Порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети "Интернет", утв. Приказом ФФОМС от 13.12.2011 № 230. Основаниями являются:

а) прекращение (истечение срока) действия одного или нескольких документов, являвшихся основанием для включения врача-специалиста в реестр;

б) наличие двух и более претензий к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, в том числе по результатам реэкспертизы (реэкспертиз) качества медицинской помощи, предъявленных организаторами контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

в) заявление эксперта качества медицинской помощи;

г) смерть эксперта качества медицинской помощи.

Подпунктом «д» пункта 9 Порядка (Введен в 2015 годы) предусмотрен порядок исключения, а именно - что исключение производится на основании заявления одного (одной) из нижеперечисленных органов или организаций:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения;

управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации;

профессиональной медицинской ассоциации;

общественного объединения специалистов медицинского профиля;

страховой медицинской организации.

Письмом ФФОМС от 17.02.2011 № 82230-5и утверждены «Методические указания о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования". Указанные рекомендации разработаны в целях реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".

Согласно п. 18 Методических указаний, основаниями для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра являются:

а) истечение срока (прекращение) действия документа (документов), являющегося (являющихся) основанием для включения эксперта качества медицинской помощи в территориальный реестр;

б) обоснованные неоднократные претензии к качеству работы эксперта качества медицинской помощи, поступающие от организаторов и/или субъектов контроля;

в) заявление эксперта качества медицинской помощи об исключении из территориального реестра.

Приложением 4 утверждена форма решения об исключении эксперта из реестра. Приложением к приказу должны быть документы, подтверждающие основание для исключения эксперта качества медицинской помощи из территориального реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с частью 18 Методических указаний о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи.

Таким образом, для обращения одного из органов, указанных в подп. «д» п. 9 Приказа № 230, необходимо наличие оснований, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 9 или подп. «а» - «в» п. 18 Методических указаний.

К сожалению, позицию суда сводится к тому, что более поздний акт, выпущенный ФФОМС РФ на основании предшествующих ему методических рекомендаций, не предусматривает выяснение обстоятельств исключения эксперта из реестра.

Принимая во внимание вышеизложенное, прошу Вас проанализировать описанную ситуацию и довести информацию до членов нашей ассоциации. К сожалению, практика «чиновничьего беспредела» довольно быстро распространяется и, возможно, эта информация поможет кому то избежать наших проблем.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать