Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Практика саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг

Практика саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг

Опыт деятельности саморегулируемой организации в сфере оказания медицинских услуг 2012-2016 гг.

Борисов Д.А., Дубонос П.В., Лазарев С.В., Мисюлин С.С.


Выделить главное вкл выкл

Практика саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг

Содержание
1. Введение
1.1. Преимущества членства в саморегулируемой организации
1.2. Жизненный цикл саморегулируемой организации
1.3. Подводные камни на пути создания саморегулируемой организации
2. Этапы создания и функционирования саморегулируемой организации
2.1. Создание некоммерческого партнерства
2.2. Выполнение требования о минимальном количестве членов
2.3. Разработка документов, изменение Устава и внесение организации в реестр
2.4. Осуществление деятельности саморегулируемой организацией:
- определение размера членских взносов;
- осуществление внутреннего контроля - проведение медицинского аудита;
- обеспечение включения в план проверок не более 10% членов;
- осуществление саморегулирования - разработка стандартов;
- взаимодействие с органами власти - организация конференций;
- обучение членов - проведение семинаров;
- развитие коллективного бренда - привлечение новых членов.
3. Перспективы добровольного саморегулирования в области частного здравоохранения.

Обращение Председателя Правления Ассоциации Мисюлина Сергея Сергеевича

Уважаемые коллеги!

Саморегулирование на добровольных началах в здравоохранении, это индикатор готовности бизнеса к самоорганизации и принятию на себя ответственности перед потребителем медицинских услуг. Саморегулирование рассматривается как общественных институт, который дает в перспективе возможность минимизировать административные барьеры, государственный надзор, сделать этот надзор более эффективным, менее обременительным для предпринимателей. Саморегулирование в сфере оказания медицинских услуг по предпринимательскому типу развивается в России уже в течение двух с половиной лет и этот процесс привлекает внимание все большего числа предпринимателей (на сегодня в 10-ти существующих СРО - состоят более 450 частных медицинских организаций).

Могут ли медицинские организации за счет развития саморегулирования взамен госрегулирования получить новые перспективы качественного рос- та и развития? Да могут, если каждый из нас будет не сторонним наблюдателем, а станет активным участником и организатором СРО, дающей частному бизнесу ряд позитивных преференций. Свой опыт организации СРО мы постарались донести на этих страницах. Идея саморегулирования состоит в желании переложить контрольные функции государства за деятельностью участников рынка медицинских услуг на самих участников рынка. Главная составляющая саморегулирование это развитие самоконтроля, принятия и исполнения стандартов СРО, совершенствование медико-правовых знаний для эффективного управления медицинским бизнесом и всесторонняя информационная поддержка.
Приглашаем Вас в ряды нашей саморегулируемой организации, членство в которой дает защиту Ваших законных интересов во взаимоотношениях с государством.

1. Введение

Данная работа адресована широкому кругу предпринимателей и общественных деятелей в сфере оказания медицинских услуг, заинтересованных в развитии цивилизованного рынка и снижения рисков медицинской деятельности. Практические аспекты рассмотрены на примере первой саморегулируемой организации (СРО) в сфере оказания медицинских услуг - НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» (www.np-med.ru), осуществляющей свою деятельность на федеральном уровне. Члены данной СРО осуществляют деятельность на территории 28 субъектов РФ. Общее количество членов - 82-а юридических лица. Имеется региональный представитель в статусе заместителя исполнительного директора.

1.1. Преимущества членства в саморегулируемой организации
В настоящее время допуском к медицинской деятельности в экономическом обороте является лицензия, которая предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Поэтому членами СРО по предпринимательскому типу, в отличии от профессиональной организации, могут являться только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию. Членство в СРО в сфере оказания медицинских услуг является добровольным. Основные преимущества членства в СРО следующие:
1) особый порядок плановых проверок органами надзора членов СРО, не более 10% организаций в год;
2) взаимодействие с государственными органами при посредничестве и защите СРО;
3) создание нормативных актов СРО в виде стандартов и правил, заполняющих пробелы федерального законодательства, но не противоречащих ему;
4) повышение правового и профессионального уровня посредством обучения и информационного обмена внутри СРО;
5) наличие коллективного бренда.

1.2. Жизненный цикл саморегулируемой организации
Получение статуса саморегулируемой организации происходит в несколько этапов:
1) регистрация некоммерческого партнерства в территориальном органе Минюста;
2) принятие в состав членов 25-ти медицинских организаций или индивидуальных предпринимателей;
3) разработка обязательных документов СРО, внесение изменений в Устав и внесение организации в реестр СРО в Росреестре в Москве;
4) обеспечение функционирования СРО - общее управление, бухгалтерия, сайт, извещение Росреестра, надзорных органов и прокуратуры о новых членах, для сокращения количества проверок до нормы не более 10% членов, разработка стандартов для осуществление первоначального (при приеме в члены СРО) и ежегодно контроля членов СРО, обучение, организация конференций и семинаров, а также информационное обеспечение.

1.3. Подводные камни на пути создания саморегулируемой организации
Особенности, с которыми приходится сталкиваться при создании СРО:
1) минимальное количество членов — 25;
2) особенности внутренней документации и Устава СРО;
3) наличие исполнительного директора, не аффилированного, не состоящего в трудовых, корпоративных или имущественных отношениях с членами СРО, обладающего навыками проведения проверок медицинской деятельности;
4) наличие в правлении 1/3 внешних членов правления, не связанных с членами СРО;
5) постановка деятельности СРО с нуля, осуществление внутреннего контроля своих членов, документооборот, разработка стандартов, проведение конференций и семинаров;
6) определение размера членских взносов, поиск спонсоров, - с учетом отсутствия иных источников финансирования, разрешенных законом.

2. Этапы создания и функционирования саморегулируемой организации

2.1. Создание некоммерческого партнерства
Этап 1. Регистрация (создание) некоммерческого партнерства в отличие от общества с ограниченной ответственностью осуществляется в территориальном органе Минюста, который тщательно проверяет Устав новой организации и передает документы в налоговую инспекцию. На данном этапе можно ограничиться двумя членами и разработать устав максимально приближенный к СРО. Продолжительность данного этапа составляет до 3 месяцев.

2.2. Выполнение требования о минимальном количестве членов
Этап 2. Принятие в состав членов 25-ти медицинских организаций или индивидуальных предпринимателей. Желательно изначально иметь список из 30 организаций, желающих быть членами именно СРО, а не просто некоммерческого партнерства. В противном случае процесс набора 25 членов может растянуться на длительный период, в течение которого придется нести расходы на организацию, не имея статуса СРО. Членами могут быть субъекты, обладающие лицензией на медицинскую деятельность. В профессиональной СРО членами являются врачи в количестве не менее 100 человек. Смешанный тип СРО не допускается. Продолжительность данного этапа составляет от 3 месяцев.

2.3. Разработка документов, изменение Устава и внесение организации в реестр СРО
Этап 3. Разработка обязательных документов СРО, внесение необходимых изменений в Устав и внесение организации в реестр СРО в Росреестре в Москве. Продолжительность данного этапа составляет от 3 месяцев. Желательно получить статус СРО до августа текущего года, поскольку план проверок на следующий год разрабатывается начиная с августа текущего года. Более позднее получение статуса СРО не позволит применить норму о включении в план проверки не более 10% членов СРО при составлении Генеральной прокуратурой плана на следующий год. С учетом продолжительности трех этапов — 9-12 месяцев. Таким образом, первоначальный цикл от регистрации некоммерческого партнерства, до получения льготы 10% на проверки составляет от 12 до 24 месяцев.

Приведем перечень документов НП «Объединение частных медицинских клиник и центров», представленных в Росреестр для получения статуса СРО, утвержденных общим собранием и Правлением:
1. Положение о третейском суде.
2. Положение о компенсационном фонде.
3. Положение о членстве.
4. Кодекс мер дисциплинарного воздействия.
5. Положение о постоянно действующем коллегиальном органе управления (Правлении).
Документы, утвержденные Правлением:
6. Правила деловой и предпринимательской этики.
7. Стандарт информационного обеспечения предпринимательской деятельности.
8. Стандарт предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения по оказанию медицинских услуг.
9. Положение об осуществлении контроля за соблюдением членами требований законодательства, стандартов и правил.
10. Положение о комиссии, осуществляющей контроль за соблюдением членами требований стандартов и правил.
11. Положение о комитете по рассмотрению дел о применении в отношении членов мер дисциплинарного воздействия.

В Уставе СРО существует несколько особенностей, назовем некоторые из них:
Во-первых, основной целью деятельности СРО является саморегулирование деятельности своих членов в сфере оказания медицинских услуг.
Во-вторых, СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением оказания услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе.
В-третьих, независимые члены должны составлять не менее одной трети Правления.
Например, независимыми членами Правления НП Объединение частных медицинских клиник и центров в разные периоды были Тихомиров А.В., д.м.н., к.ю.н., главный редактор журнала «Главный врач: хозяйство и право», Дубонос П.В., директор экспертного департамента Фонда Рыночных Исследований, Карпенко А.А., генеральный директор центра медицинского права, Корольков В.И., генеральный директор НП Учебный центр «РЕДНОР».

Отдельно следует отметить роль исполнительного директора, не аффилированного - не состоящего в трудовых, корпоративных или имущественных отношениях с членами СРО, обладающего навыками проведения проверок медицинской деятельности, не занимающегося самостоятельно медицинской деятельностью. От эффективности его работы во многом зависит существование СРО. Например, исполнительным директором НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» является Лазарев Сергей Владимирович, к.м.н., который 12 лет проработал в медицинской инспекции Департамента здравоохранения г. Москвы, провел более 1 000 проверок медицинских организаций, является автором более 70 статей, членом Общественного совета Минздрава РФ, Экспертного совета ФАС.

2.4. Осуществление деятельности в качестве СРО
Первоначально на 4-ом этапе осуществления деятельности по организации СРО необходимо определить размер ежегодных взносов с учетом невозможности СРО осуществлять предпринимательскую деятельность, т. е. получать иные средства, кроме взносов. Приведем небольшое технико-экономическое обоснование минимального размера взносов: при ежемесячной заработной плате исполнительного директора в 40 000 рублей и бухгалтера 20 000 рублей, минимальный фонд оплаты труда составляет 60 000 рублей. Единый социальный налог 30% или 18 000 рублей в месяц. Прочие расходы, включая аренду помещения, оргтехнику и связь - 22 000 рублей в месяц. Таким образом, минимальные годовые расходы на содержание организации составляют 1 200 000 рублей. При 25 членах ежегодный членский взнос должен составлять 48 000 рублей.
В качестве реального примера рассмотрим систему взносов НП «Объединение частных медицинских клиник и центров»:
1) вступительный взнос — 20 000 рублей;
2) ежегодный взнос — 20 000 рублей, до 10 видов работ услуг ежегодный взнос составляет — 15 000 рублей, до 5 видов работ — 10 000 рублей, в зависимости от квартала вступления, начиная со второго, первый ежегодный взнос уменьшается на 25, 50 или 75 % соответственно;
3) взнос в компенсационный фонд, обязательный для всех СРО, в минимальном размере 3 000 рублей.
При наличии филиалов или обособленных подразделений вступительный и ежегодные взносы уплачиваются за каждый филиал или обособленное подразделение со скидкой 50% от установленного Общим собранием размера взносов. Такая особенность уплаты взносов в зависимости от наличия нескольких адресов осуществления медицинской деятельности у одного юридического лица предусмотрена для выравнивания условий членства с сетевыми компаниями, действующими в виде отдельных юридических лиц. Например, в реестре членов данной организации присутствует несколько юридических лиц ООО «Реднор», более 30 юридических лиц МРТ-Эксперт. Все эти юридические лица уплатили вступительный взнос 20 000 рублей и уплачивают ежегодные взносы самостоятельно. Для юридических лиц, имеющих филиалы или обособленные подразделения, предусмотрена 50% скидка для каждого дополнительного адреса на вступительный взнос и ежегодные взносы. При этом правом голоса на общем собрании в соответствии с законом о Некоммерческих партнерствах обладает юридическое лицо независимо от количества филиалов или ежегодного взноса, одно юридическое лицо — один голос.

Основной целью саморегулирования является создание стандартов предпринимательской деятельности и осуществление контроля за их исполнением членами СРО, который начинается с проверки кандидата на вступление в СРО. Проверка кандидата (медицинский аудит) на вступление в СРО является платной, но крайне необходимой процедурой, исключающей с высокой долей вероятности появление в СРО случайных медицинских организаций, не соблюдающих законодательство в области здравоохранения. То есть, принимать в члены СРО следует медицинские центры с высоким уровнем организации медицинской деятельности, чтобы впоследствии не иметь претензий, как со стороны пациентов, так и надзорных органов.
Как было указано ранее, СРО не может принимать деньги за проведение такой проверки, то есть оказывать услуги кандидату в члены. Представить данные затраты в виде членских взносов также не получится, поскольку кандидат не является членом СРО. Остаются лишь добровольные взносы, но в этом случае связь между целью этих затрат для кандидата и их оформлением становится непрозрачной.
В качестве реального примера рассмотрим систему медицинского аудита проводимую в интересах НП «Объединение частных медицинских клиник и центров». Правлением организации утверждены Правила проведения проверки кандидата в члены. Данными правилами предусмотрена система аккредитации экспертных организаций, желающих оказывать услуги членам СРО. В частности для предварительного аудита указана система ценообразования, требования к экспертной организации и эксперту, осуществляющему проверку кандидатов, целевой взнос со стороны экспертной организации в пользу СРО за аккредитацию на один год и т.д.
НП Центр стратегических инициатив «Частное здравоохранение» является аккредитованной организацией, с которой заключается договор на проведение медицинского аудита с кандидатом в члены СРО. Согласно Правил проведения проверки кандидата в члены СРО проверка проводится по всем адресам осуществления медицинской деятельности, стоимость проверки составляет - 1000 рублей за один вид работ (услуг) согласно приложению к лицензии, с 21-го вида работ (услуг) - 500 рублей; при наличии филиалов или обособленных подразделений расчет оплаты за проверку производится за каждый адрес осуществления медицинской деятельности. Минимальная сумма оплаты за один адрес — 5 000 рублей.

Далее необходимо учитывать, что в части включения в план проверок на очередной год не более 10% членов СРО встречаются некоторые трудности. Соблюдение норм закона о защите прав юридических лиц при проведении государственного контроля осложняется отсутствием детально прописанного механизма взаимодействия прокуратуры и надзорных органов. Например, нередки случаи, когда разные ведомства включают в план проверок одно и то же юридическое лицо, но в разные сроки. Прокуратура может предложить им провести проверку в один из периодов, для чего им следует осуществить межведомственное взаимодействие. Нередко прокуратура этого не делает. Что касается членства в СРО конкретных юридических лиц, а также наличия СРО как таковых, то прокуратура и надзорные органы самостоятельно, как правило, информацию о членах СРО не запрашивают и не учитывают при составлении плана. Поэтому большое значение имеет своевременное ежегодное, начиная с августа месяца, информирование прокуратуры и всех надзорных органов о реестре членов СРО. Объективно необходимо первичное представление планов каждому надзорному органу, по каждому субъекту РФ в случае наличия членов СРО в нескольких субъектах. Например, Москва и Московская область являются разными субъектами со своим набором надзорных органов. В этом случае необходимо информировать генеральную прокуратуру, а также федеральные службы, например, Роспотребнадзор и Росздравнадзор, чтобы они проинформировали свои территориальные управления.
Своевременное и настойчивое информирование указанных органов является необходимым, но недостаточным условием соблюдения нормы о 10-ти процентов нормы проверок членов СРО. Основная трудность состоит в достижении межведомственного взаимодействия, особенно в случае двух и более субъектов РФ.
В качестве реального примера рассмотрим взаимодействие НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» с надзорными органами. Так в ответ на письма НП: 1) 30.07.2012 Росздравнадзор сообщил, что направил информацию о членах СРО в соответствующие территориальные управления; 2) 24.09.2012 Управление Роспотребнадзора по Москве проинформировало НП, о том, что члены организации в план проверок на 2013 год не включены; 3) 01.04.2014 Управление Роспотребнадзора по Москве проинформировало НП, о совещании, на котором было принято решение об исключении из плана проверок в 2014 году четырех членов СРО.

Одной из целей создания СРО, является разработка нормативных актов СРО, заполняющих пробелы федерального законодательства, но не противоречащих ему.
В качестве реального примера приведем перечень уникальных нормативных актов НП «Объединение частных медицинских клиник и центров», разработанных и внедренных в практику саморегулируемой организации:
1.Стандарт предоставления членами платных медицинских услуг пациентам.
2.Стандарт «Хирургическая безопасность».
3.Стандарт «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности».
4.Методические рекомендации по лицензированию медицинской деятельности.
5.Методические рекомендации по требованиям Роспотребнадзора к организациям, осуществляющим медицинские услуги;

Для достижения целей СРО необходимо эффективное официальное взаимодействие с государственными органами власти. В качестве цивилизованного подхода к налаживанию связей можно привести организацию и проведение конференций с привлечением органов надзора и других органов власти.
Рассмотрим участие НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» в двух конференциях, организованных Национальным союзом региональных объединений частной системы здравоохранения в 2014. Исполнительный директор СРО Лазарев С.В. выступал на указанных конференциях в качестве докладчика, эксперта, а также соведущего.
В конференции 20.03.2014 г. на тему «Проблемы медицинского страхования в России в условиях рынка медицинских услуг» приняли участие: 1) Артемьев И.Ю., руководитель ФАС; 2) Нижегородцев Т.В., начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС; 3) Марина Баклашова, заместитель начальника управления организации ОМС ФФОМС.
В конференции 10.04.2014 г. на тему «Актуализация санитарных норм и правил и совершенствование государственного надзора за медицинской деятельностью» приняли участие: 1) Нижегородцев Т.В., начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС; 2) Сенников С.В., начальник отдела нормативно-методического обеспечения Роспотребнадзора; 4) Шаронов А.Н., начальник управления организации государственного контроля качества медицинской помощи населению Росздравнадзора; 5) Мигеева М.А., начальник отдела по контролю за обращением медицинских изделий Росздравнадзора; 6) Игонина Е.П., начальник отдела надзора за лечебно-профилактическими учреждениями Роспотребнадзора по Москве. Конференции, являясь также эффективным способом привлечения новых членов, как правило, проводятся в некоммерческом формате (без регистрационного взноса, за счет средств организаторов или спонсоров), поэтому актуальным направлением деятельности СРО является поиск и взаимодействие со спонсорами. Например, спонсорами двух конференций, организованных Национальным союзом региональных объединений частной системы здравоохранения в 2014, выступили ООО «Частная медицина», поставщик ультразвукового оборудования и УК «МРТ Эксперт», федеральная сеть центров магнитно-резонансной томографии. Эти организации также активно поддерживают деятельность НП «Объединение частных медицинских клиник и центров».

Конференция в Москве 10 апреля 2014 года Актуализация санитарных норм и правил и совершенствование государственного надзора за медицинской деятельностью

Генеральный секретарь Российского медицинского общества Михайлов Л.А., Председатель Правления СРО НП Объединение частных медицинских клиник и центров Мисюлин С.С.

Президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения Музыка Ю.Г., руководитель ФАС Артемьев И.Ю., исполнительный директор СРО Лазарев С.В.

Председатель Правления СРО НП Объединение частных медицинских клиник и центров Мисюлин С.С., начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Нижегородцев Т.В.

Исполнительный директор СРО Лазарев С.В., начальник управления организации государственного контроля качества медицинской помощи населению Росздравнадзора Шаронов А.Н.

Начальник отдела надзора за ЛПУ Московского управления Роспотребнадзора, Игонина Е.П., начальник отдела нормативно-методического обеспечения Роспотребнадзора Сенников С.В.

Заместитель министра здравоохранения РФ Краевой С.А.

Начальник управления организации государственного контроля качества медицинской помощи населению Росздравнадзора Шаронов А.Н., начальник отдела по контролю за обращением медицинских изделий Росздравнадзора Мигеева М.А.

Повышение правового и профессионального уровня посредством обучения и информационного обмена внутри СРО является важнейшим элементом деятельности исполнительной дирекции и правления НП. В качестве примера приведем деятельность НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» по организации и проведению семинаров. Семинары проводит исполнительный директор Лазарев С.В. СРО проводит для членов 2 семинара в год, длительностью 6 часов каждый с перерывом на обед. Бесплатно на каждый семинар допускается по одному представителю от одного юридического лица и по одному представителю от каждого филиала или обособленного подразделения. Для всех остальных желающих стоимость составляет 6 000 рублей. Семинары пользуются спросом не только у членов СРО, что расширяет круг потенциальных кандидатов на вступление в организацию.

Развитие коллективного бренда является одним из перспективных направлений деятельности СРО. Не секрет, что в глазах пациентов, органов власти и потенциальных членов вес и значимость СРО зависит от общего количества членов.
Для этого, например, НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» предлагает уникальные условия лицам, заинтересованным в развитии саморегулирования в своем регионе:
1) необходимо вступить в организацию;
2) привлечь новых членов из своего города;
3) более 15 членов из одного региона могут предложить своего представителя на должность заместителя исполнительного директора, с которым будет заключаться трудовой договор о дистанционной работе согласно требованиям главы 49.1 Трудового кодекса, который на основании доверенности будет взаимодействовать с органами власти;
4) организация выделяет на оплату труда заместителя исполнительного директора до 40% от ежегодных взносов организаций данного региона;
5) организация проводит дополнительное обучение заместителя исполнительного директора по вопросам функционирования СРО.

При желании члены организации могут выйти из состава и образовать свою СРО, опираясь на свой опыт участия в СРО, а также знания заместителя исполнительного директора, который может возглавить новую организацию. Действуя таким образом можно сэкономить свое время, деньги и гарантированно добиться результата в развитии саморегулирования.

3. Перспективы добровольного саморегулирования в области частного здравоохранения

Обеспечение здоровья нации посредством создания современной системы профилактики заболеваний и оказания качественной медицинской помощи, является одним из важнейших условий стабилизации настроений в обществе. В тоже время, состояние современной российской медицины характеризуется рядом имеющихся проблем, решение которых возможно в среднесрочной перспективе.
Медицина является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей науки, в тоже время само медицинское сообщество является крайне консервативной и закрытой системой. Следствием этого является проблема вовлечения каждого члена медицинского сообщества в единое информационное пространство знаний как о самой медицинской науке, так и в сферу современных подходов регулирования отрасли. Решение этих проблем является одной из магистральных задач профессионального сообщества, а основным инструментом их решения могут стать инструменты саморегулирования.
Основным легитимным инструментом саморегулирования, который используется профессиональным сообществом в настоящее время, являются саморегулируемые организации (СРО). При этом необходимо понимать, что этот инструмент основной, но далеко не единственный. К сожалению, все дискуссии вокруг темы, связанной с использованием саморегулирования в любой отрасли, рано или поздно скатываются к банальной развилке – обязательность или добровольность. При этом, почему-то и в экспертной среде и у представителей государственной власти, существует устойчивое заблуждение, что все вопросы делегирования СРО каких-либо государственных полномочий напрямую связано с введением обязательного членства в СРО. Данный подход не учитывает следующие обстоятельства: во-первых, в подавляющем количестве случаев это уводит дискуссию в строну длинного и, зачастую, неконструктивного спора о том «кто главный», во-вторых, решение задачи по наполнению СРО «регулятивными смыслами» возможно путем использования иных моделей. Обращаем внимание на то, что введение обязательного членства, где бы то ни было, это предмет специального решения государства, связанного в первую очередь с изменением системы допуска на рынок, все остальные смысловые составляющие полномочий СРО в этом случае носят скорее факультативный характер.
Следует обратить внимание на то, что в подавляющем числе случаев инициатором появления сколь-нибудь широкого распространения как обязательного, так и добровольного саморегулирования в той или иной сфере экономики являлось государство, даже тогда, когда саморегулируемые организации образовывались на базе устоявшихся профессиональных сообществ или бизнес-ассоциаций. Это свидетельствует в первую очередь о том, что недостаточным образом реализуется один из основных принципов, установленных базовым федеральным законом о СРО, который презюмирует, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности. В этом смысле практика создания СРО в сфере частной медицины, учитывая его масштабы, является скорее примером исключением со знаком плюс. При этом можно констатировать, что в тех случаях, когда применение институтов саморегулирования осуществлялось действительно в результате инициативной и самостоятельной деятельности, участники таких процессов рассматривают создание СРО в большей степени как элемент коллективного брендирования и следование определенному тренду, а не как форму эффективного регулирования своей деятельности. В сферах, где СРО вводилось как обязательный элемент регулирования, подавляющее количество участников рынка расценивали введение подобных норм, скорее как дополнительное обременение, а не как возможность участия в нормировании своей деятельности. Подобное отношение предпринимательских и профессиональных сообществ к механизмам саморегулирования, судя по всему, является следствием общих патерналистских настроений в российском обществе.
Учитывая сложившуюся ситуацию с саморегулированием, основным трендом в головах экспертов и профессионалов в сфере частной медицины должна стать скорее не задача введения обязательного членства в отрасли, а обязательного присутствия СРО в отрасли, как центра формирования компетенций по широкому кругу вопросов.
В современном мире основной «валютой» является даже не доллар США, основной валютой является влияние, а степень влияния во многом обеспечивается тем интеллектуальным потенциалом, которым обладает субъекты отношений. СРО, как субъекты отношений, должны предложить государству такую модель регулирования в отрасли, непринятие которой может быть расценено исключительно как действие во вред самому государству и обществу. При этом необходимо учитывать, что саморегулирование вовсе не означает полную свободу от государства. Саморегулирование это всего лишь одна из форм публично-правового типа регулирования, которая - в силу взаимодействия частно-правовых и публично-правовых интересов - предполагает сочетание частно-правовых и публично-правовых элементов. В нашем понимании саморегулируемая организация - это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и жестко структурированный законом, с четко прописанным функционалом и единым набором квалифицирующих требований.
Таким образом, параллельно органам государственной власти формируются вспомогательные структуры, которые выполняют схожие функции, но не дублируют государство, а постепенно замещают и, в силу механизмов их реализации предполагается, будут более эффективными на следующем этапе развития. Тем самым, развитие саморегулирования в отрасли создает предпосылки для комплексного решения двух взаимосвязанных задач:
- формирования института квалифицированного системного оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса;
- сужения широкого поля для усмотрения чиновников и сокращения бюрократических барьеров, реального расширения диапазона управленческого воздействия и повышения его эффективности.
Возвращаясь к теме использования инструментов саморегулирования в области частной медицины, хотелось бы чуть подробнее остановиться на актуальных разработках Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения (Союз). В настоящее время эксперты Союза, в том числе, занимаются разработкой предложений по изменениям в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152.
Предлагается модель участия СРО в процедурах осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которая предполагает:
1) государственную регистрацию (аккредитацию) системы стандартов СРО в области контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также контроля СРО за соблюдением ее членами таких стандартов;
2) вывод из под прямого государственного контроля членов тех СРО, которые прошли процедуру государственной регистрации (аккредитации) системы стандартов.
Таким образом, саморегулируемые организации, которые смогли подтвердить способность эффективного осуществления контрольных функций в области контроля качества и безопасности медицинской деятельности, получают возможность заместить часть государственных полномочий в отношении своих членов. При этом, как уже указывалось ранее, это не связано с введением обязательного членства, но серьезно повышает значение роли СРО.

Участники Партнерства могут получить данную работу, дополненную реестром членов СРО, ввиде брошуры, напечатанной в типографии, в офисе Партнерства.

выбор редакции

новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
новость
Во исполнение решения ФАС Минздрав установил требования к услугам по организации здравоохранения и медицинской статистике
14 Апреля 2021

читать
 
25 и 26 апреля | Семинар в Москве

Спорные вопросы взаимоотношений между клиниками и пациентами

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать