Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Зачем Минздрав предложил ввести двойное лицензирование медицинских проектов

Зачем Минздрав предложил ввести двойное лицензирование медицинских проектов

Президент Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 ноября 2019 года рассмотреть возможность предварительного согласования региональными властями «решений о создании медорганизации либо об изменении профиля ее деятельности»

vademec.ru


Выделить главное вкл выкл

Иными словами, поручение подразумевает предложенное недавно главой Минздрава Вероникой Скворцовой ужесточение – через двойное лицензирование – допуска на рынок медуслуг новых частных игроков. Vademecum запросил оценку ФАС и поинтересовался мнением участников рынка, насколько легитимна и чем обернется новая регуляторная инициатива.

Что именно предлагает Вероника Скворцова

«По территориальному планированию. Конечно же, оно должно распространяться на всю национальную систему здравоохранения – не только на ее государственную часть, но и на частную. Международный опыт показывает, что в большинстве стран с развитой системой здравоохранения – Германия, Израиль, Испания, Турция, Канада, Сингапур и другие – окончательному лицензированию медицинских организаций частной формы собственности предшествует процесс согласования, создания и размещения медицинской организации по заявляемым профилям с учетом реальных потребностей населения.

Эта процедура изначального согласования фактически является частью разрешительных процедур лицензирования. По сути, речь идет о двойном лицензировании: на входе – разрешение создания учреждения и на выходе – на соответствие критериям медицинской помощи.

Нам представляется, что это очень важно, и мы хотели бы законодательно закрепить данную модель лицензирования, для чего потребуется внесение изменений и в закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан», и в закон «О лицензировании».

Что говорят частные клиники

Илья Тупицын, генеральный директор НМС:

– Судя по срокам, обозначенным в поручении, решение находится в приоритете. Теперь важно понять, как именно этот порядок будет прописан. Ранее на эту тему выступал глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, и в его довольно жесткой интерпретации перспективы для частных клиник выглядели нерадужными. Понятно, что это предложение «зафиксирует» ситуацию для текущих активов, но планы по развитию у всех здравомыслящих игроков пока имеются.

Цели государства очевидны. Во-первых, это попытка устранить потенциального конкурента в виде частной клиники за врачей. Кадровая ситуация сложная – это заметно по последним новостям о массовых увольнениях. Во-вторых, доля платных услуг в государственных медучреждениях будет только расти, соответственно, надо выжечь «поляну» частных клиник и дать государственным возможность завладеть оставшимся покупательским спросом.

Аркадий Столпнер, председатель правления МИБС:

– Необходимо регулировать доступ частных игроков к полноценной работе в системе ОМС. Равными должны быть не только условия работы и ее оплата, но и требования. Сейчас в системе могут оказываться совершенно разные игроки и не всегда справедливо. Однако коммерческую деятельность клиник ограничивать предварительным согласованием с регуляторами нельзя. В других странах механизм «предварительного согласования» возможности работы существует именно для тех клиник, которые претендуют на работу с больничными кассами.

Евгений Рабцун, генеральный директор медицинского объединения «ЦСМ-Санталь»:

– Зачем министр хочет сократить число медицинских учреждений, организуемых за счет частных инвестиций, к тому же в первичном звене, где у частных клиник большой опыт работы? Всего с 2015 по 2018 год ликвидировано 726 государственных медицинских организаций. Об этом говорится в статистическом сборнике Минздрава. При этом ведомство жалуется на дефицит медицинских кадров, хотя численность врачей и объемы медпомощи, согласно тому же сборнику, стабильны.

Куда делись медработники сокращенных 726 медицинских организаций? Полагаю, они были трудоустроены в оставшиеся медучреждения на свободные ставки, которые были ранее разделены по внутреннему совместительству. Нет совместительства – зарплата меньше, а нагрузка такая же. В результате цена труда, как соотношение денег к работе, упала. В результате врачи в поисках оптимального для себя баланса «труд – деньги» стали искать внешнее совместительство в альтернативном частном секторе. И частный сектор здравоохранения растет. По данным ФНС, в России 16,7 тысячи частных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. А ежегодно прирост, по приблизительным подсчетам, составляет 1,7 тысячи. При стартовом объеме инвестиций в 50 млн рублей – это 80 млрд рублей в год. Основной стимул для частников – оголенный спрос на доступную медицинскую помощь.

Рядовой врач может сказать: «Это меня не касается». Увы, еще как касается. Пример – протестное увольнение хирургов из больницы Нижнего Тагила и травматологов в Пятигорске. Сегодня они легко смогут найти себе работу в частном и ведомственном секторах, которые не подчиняются Минздраву, а потому его репрессии до врачей не дотянутся. А если будет реализовано предложение Минздрава, врачам некуда будет устроиться. Частные клиники их не примут.

Артур Воробьев, директор по стратегическому развитию клиники «УГМК-Здоровье»:

– Требование ограничить число медицинских центров на определенной территории нарушает принцип «здоровой и естественной» конкуренции, так как формально один медицинский центр сможет заблокировать появление другого – потенциального конкурента. Если чиновники так хотят управлять процессом размещения частных медицинских центров, то логичнее создавать экономические преференции для определенных территорий (вновь построенных жилых кварталов, малых населенных пунктов и других), где появление медорганизаций желательно, но у местных властей нет средств на развитие социальной инфраструктуры.

Роман Константинов, руководитель ГК «Эко-безопасность»:

– Рынок медицинских услуг не нуждается в дополнительной процедуре согласования, которую лоббирует министр здравоохранения. Если таким образом планируется повысить качество медицинских услуг и очистить рынок от медцентров-мошенников, то двойное лицензирование не решит эту проблему. Организация может оперативно «переквалифицироваться» и заняться мошенническими схемами уже после прохождения процедуры согласования. Вторым мотивом министра здравоохранения может быть недовольство конкуренцией, которую частные медицинские организации составляют государственным.

Вместо того чтобы стимулировать конкуренцию и повышать таким образом качество услуг, Скворцова предлагает поставить новый административный барьер для бизнеса и усилить коррупционную составляющую. Итог очевиден.

Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга:

– Министр приводит в пример международный опыт, в том числе Германии, Израиля, Турции и других стран с развитой системой здравоохранения. Но в этих странах двойное лицензирование на первом этапе подразумевает согласование мощностей медорганизаций и, соответственно, количества врачей с реальными потребностями населения, прежде всего ради обеспечения доступности и ликвидации очередей. Более того, в странах с развитой системой здравоохранения «двойное лицензирование» проводится для всех медорганизаций, вне зависимости от формы собственности.

Логика предложения понятна: для государства иногда вредна избыточная конкуренция, но таких регионов и медицинских направлений в нашей стране пока очень мало. В большинстве случаев неудовлетворенный спрос на медицинские услуги покрывается именно за счет клиник негосударственного сектора, которые компенсируют дефицит государственных мощностей.

Однако в некоторых городах-миллионниках, например, количество аппаратов МРТ может превышать потребность в них, что приводит к негативным последствиям, демпингу, как в ОМС, так в ДМС и за наличный расчет. Фактически по тарифам ОМС услуга МРТ может оплачиваться значительно ниже себестоимости, и это приводит к существенному снижению качества, отчего проигрывают все – и медорганизация, и пациент. Через двойное лицензирование Минздрав, вероятно, хочет повлиять на эту ситуацию.

Но каким образом будет приниматься решение, нужна клиника в данном регионе или нет и кто это будет определять? Кто просчитает реальную потребность в медицинской помощи конкретного региона, с обязательным учетом удовлетворенности населения качеством и доступностью? Подобная система не должна носить дискриминационного характера по отношению к предприятиям какой-либо формы собственности.

Источник: vademec.ru

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать