Назначение досрочной пенсии медицинским работникам частных организаций
Борисов Д.А. / 19 Декабря 2022 / просмотров 423
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииПредложения НАМО по решению вопроса о назначении досрочной пенсии на основе специальной оценки условий труда
Борисов Д.А.
Выделить главное вкл выкл
Члены НАМО регулярно обращаются по вопросам, связанным назначением пенсий своим работникам.
Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
В настоящее время 99% частных медицинских организаций имеют организационно-правовую форму - ПАО, ЗАО, ООО. Это связано с необходимостью: объединения средств нескольких учредителей (1) и воспроизводства (восстановления) указанных средств (2), которое возможно только в случае распределения прибыли в виде дивидендов между учредителями.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 20 части 1 и часть 2 статьи 30) досрочная пенсия назначается за периоды работы в учреждениях (1) здравоохранения, имеющих наименование (2), указанные в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Из определений Конституционного суда Российской Федерации (от 17 июля 2018 года N 1914-О, от 29 января 2019 года N 104-О, от 26 марта 2019 года N 677-О, от 26 сентября 2019 года N 2209-О, от 26 марта 2020 года N 728-О, от 27 мая 2021 года N 977-О и др.) следует, что отсутствие льготы для медицинских работников коммерческих организаций не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, так как законодатель учитывал особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, при этом не указываются, какие именно условия и нагрузка учитываются.
НАМО не является субъектом законодательной инициативы. Кроме того принятие любого закона, тем более требующее увеличения расходов бюджета, является результатом консенсуса, в котором решающую роль играет Правительство, которое должно изыскивать средства для исполнения закона.
НАМО обращалась в Правительство с просьбой рассмотреть данный вопрос.
Из Министерства труда поступил ответ, согласно которому данная инициатива неизбежно повлечет увеличение расходов бюджета, что, по-мнению Министерства, не целесообразно.
В условиях дефицита медицинских кадров и конкуренции между государственными и частными организациями на рынке платных медицинских услуг данное ограничение по-сути является мерой протекционизма и актом недобросовестной конкуренции.
Для решения вопроса необходимо перейти от огульного назначения досрочной пенсии в зависимости от наименования учреждения к объективной оценке трудовой нагрузки, установив на основе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", какие именно условия и нагрузка должны давать право на учет периодов работы при назначении досрочной пенсии.
По имеющейся у НАМО информации в некоторых регионах трудовые инспекции требуют присвоения вредных условий труда всем медицинским работникам, однако это не влияет на пенсию.
Поскольку все организации регулярно проводят специальную оценку условий труда, то механизм для объективного назначения досрочной пенсии существует. Необходимо только установить критерии и внести минимальные изменения в законы.