Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Административные барьеры, возникшие в процессе реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет

Административные барьеры, возникшие в процессе реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

О недопустимости нормативного правового регулирования с помощью писем органов власти расходования средств на приобретение основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Содержание

1. Письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в Минюст

2. Ответ Минюста на обращение НАМО: письмо Минтруда не должно применяться на практике в качестве НПА

3. Письмо члена НАМО с описанием ситуации, сложившейся с расходованием средств

Перечень нормативных правовых актов

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

6. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

7. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1439 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла"

8. Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1915 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности"

9. Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 332 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку развития образования и науки и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 217"

10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

11. Письмо Минтруда России от 23.12.2020 №27-5/10/В-12523

12. Письмо Минфина РФ от 06.10.2017 N 03-03-06/3/65440 "Об учете для целей налогообложения имущества, полученного в виде гранта, а также имущества, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов"

1. Письмо Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в Минюст

Исх. № 23-c/21 от 04.08.2021

О расходовании медицинскими организациями средств федерального бюджета, выделенных на основании Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1915 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности" (далее - Постановление N 1915)

В администрацию Президента РФ, Минюст России

Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Член Ассоциации (далее — МО), победив в конкурсе, заключил соглашение с органом исполнительной власти субъекта РФ и получил грант для оказания медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет.

Минтруд России во исполнение пункта 3 Постановления N 1915 направил в субъекты РФ письмо от 23.12.2020 №27-5/10/В-12523 (см. приложение). Как следует из письма Минтруд полагает целесообразным расходование средств федерального бюджета, полученных частными медицинскими организациями в рамках реализации пилотного проекта, по направлениям расходов аналогично включенным в тариф на оплату медицинской помощи по ОМС, включая ограничение на приобретение основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Поскольку указанное письмо не содержит ссылок на нормы права, которые распространяют правила ОМС на отношения, связанные с реализацией Постановления N 1915, давая подобное разъяснение, Минтруд осуществил нормативное правовое регулирование.

Ограничения, установленные данным письмом, противоречат Постановлению N 1915. Например, пунктом 6 «Правил реализации в субъектах российской федерации пилотного проекта...» утв. Постановлением N 1915, предусмотрено проведение на дому отдельных инструментальных исследований с использованием передвижных медицинских изделий.

Таким образом, МО требуется приобретение передвижных медицинских изделий.

ПРОШУ:

1) разъяснить:

- обязательность исполнения нормативных требований, установленных письмом Минтруда России, для органов власти субъектов РФ и МО в процессе расходования средств грантов;

- правомерность установления нормативных требований письмом Минтруда России;

- правомерность распространения правил ОМС на отношения, связанные с реализацией Постановления N 1915;

2) ответ направить на адрес эл. почты med-sro@mail.ru

Приложение: письмо Минтруда России от 23.12.2020 №27-5/10/В-12523

 

2. Ответ Минюста на обращение НАМО: письмо Минтруда не должно применяться на практике в качестве НПА

от 02.09.2021 № 01-103723/21

В Министерстве юстиции Российской Федерации Ваше обращение от 06.08.2021 рассмотрено.

Сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, к полномочиям Минюста России не относится разъяснение действующего законодательства и практики его применения, а также актов федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем по вопросу, содержащемуся в Вашем обращении, полагаем необходимым отметить следующее.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (далее - Правила).

Письмо Минтруда России от 23.12.2020 № 27-5/10/В-12523 на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами, не представлялось.

Решение о необходимости государственной регистрации актов федеральных органов исполнительной власти принимается после

представления их в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

В этой связи указанное письмо Минтруда России не должно применяться на практике в качестве нормативного правового акта

Заместитель директора Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов

 

3. Письмо члена НАМО с описанием ситуации, сложившейся с расходованием средств

24 февраля 2021 года в Костромской области состоялся конкурсный отбор среди частных медицинских организаций для участия в пилотном проекте по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимися гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности (подтверждается Протоколом заседания конкурсной комиссии от 24.02.2021 года № 1).

На территории Костромской области победителями признаны три частные организации, в том числе и ООО «...».

В июне 2021 года на совещании, организованном департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, с участием частных медицинских организаций — победителей конкурсного отбора, представителя департамента здравоохранения Костромской области, департамента финансов Костромской области, по вопросу реализации пилотного проекта в 2021 году, до нас была доведена информация о необходимости соблюдения рекомендаций, изложенных заместителем Министра Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 23.12.2020 №27-5/10/В-12523 (далее — Письмо Минтруда России).

Согласно Письму Минтруда России средства гранта в форме субсидий, выдаваемого частным медицинским организациям для целей реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимися гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности (далее — Грант) целесообразно предусматривать на оплату затрат, непосредственно связанных с оказанием услуг, а также затрат, необходимых для обеспечения деятельности организации в целом, по направлениям расходов аналогично включенным в тариф на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Ознакомившись с данным Письмом Минтруда России, ООО «...» просит учесть следующее:

1. На официальном сайте Правительства Российской Федерации (http://government.ru/docs/38725/) в разделе «Работа Правительства» размещена справка к постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 №1915, содержащая следующее: «В целях увеличения доступности для граждан в возрасте 65 лет и старше таких услуг подписанным постановлением принято решение о реализации с 1 января 2020 года в субъектах Федерации пилотного проекта по привлечению частных медицинских организаций в сферу предоставления на дому медико-социального патронажа... Минтруд России будет совместно с Минздравом России осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта...».

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Подпунктом 1 пункта 8.3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательными условиями, устанавливаемыми при предоставлении субсидий, является достижение получателями субсидий результатов предоставления субсидий (иных показателей).

Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий частным медицинским организациям на оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержден постановлением администрации Костромской области от 6 июля 2020 года № 287-а (далее — Порядок).

Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1915 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности" (далее — постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1915), постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее — постановление Правительства РФ от 19.09.2020 № 1492).

Грант предоставляется в целях финансового обеспечения затрат частных медицинских организаций, связанных с участием в пилотном проекте (п.2 Порядка).

Подпункт 8 пункта 6 Порядка содержит запрет приобретения частной медицинской организацией за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) оборудования высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, предусмотренных настоящим Порядком.

Таким образом Порядок допускает приобретение частной медицинской организацией оборудования высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий. Высокотехнологичное импортное оборудование, как правило, стоит свыше ста тысяч рублей, что позволяет сделать вывод о возможности закупки оборудования такой стоимости.

Пункт 9 Порядка регулирует распределение средств Гранта на следующие виды расходов:

- заработная плата и начисления на оплату труда работников, занятых в процессе оказания медико-социального патронажа лицам в возрасте 65 лет и старше;

- закупки работ и услуг, необходимых для оказания медико-социального патронажа лицам в возрасте 65 лет и старше;

- закупки непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств, необходимых для оказания медико-социального патронажа лицам в возрасте 65 лет и старше;

- уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Данный пункт, также, не содержит каких-либо ограничений по закупке оборудования свыше ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации, в том числе проживающим в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1915 (далее — Правила предоставления трансфертов), Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов является реализация в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, пилотного проекта по оказанию медико-социального патронажа лицам в возрасте 65 лет и старше частными медицинскими организациями в амбулаторных условиях на дому, а также по осуществлению взаимодействия частных медицинских организаций с медицинскими организациями государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения, организациями социального обслуживания при оказании медико-социального патронажа лицам в возрасте 65 лет и старше.

В абзаце втором пункта 30 Правил предоставления трансфертов установлено, что результатом предоставления иного межбюджетного трансферта является число лиц в возрасте 65 лет и старше, охваченных медико-социальным патронажем.

Пункт 7 Правил предоставления трансфертов закрепил требования к частной медицинской организации, в том числе: а) наличие у частной медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по терапии, кардиологии, неврологии, урологии; б) наличие в частной медицинской организации не менее 1 полной ставки врача-терапевта или врача общей врачебной практики (семейной медицины) и 2 полных ставок медицинских сестер и (или) фельдшеров на 60 лиц в возрасте 65 лет и старше, планируемых к обслуживанию в рамках пилотного проекта.

Обращаем внимание, что в данном пункте отсутствует требование о выборе зоне обслуживания в шаговой доступности от частной медицинской организации (следовательно, при выборе зоны обслуживания, как в случае ООО «...» в 2021 году — должно быть допустимо либо не запрещено приобретение автомобилей, а также мобильных диагностических комплексов, для достижения результата предоставления Гранта по охвату населения).

Между департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области и частными медицинскими организациями заключается соглашение о предоставлении из областного бюджета частной медицинской организации гранта в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Соглашение о предоставлении Гранта).

Согласно пункту 1.2 Соглашения о предоставлении Гранта, Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению к Соглашению.

В 2020 году, при заключении такого Соглашения о предоставлении Гранта в перечень затрат вошли следующие показатели: выплаты персоналу (заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда), закупка работ, услуг (арендная плата, закупка непроизводственных активов, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств, уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации).

Таким образом, постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1915, Соглашение о предоставлении Гранта не содержит ограничений по сумме одной закупки.

Понятие «медико-социальный патронаж» отсутствует в действующем законодательстве, что вызывает затруднения при определении расходов на данный вид услуги.

Вместе с тем, действуют порядки и стандарты оказания медицинской помощи взрослому населению, которые в обязательном порядке обязаны исполнять медицинские организации, принимающие участие в реализации пилотного проекта.

Часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержит, что медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядки оказания медицинской помощи содержат стандарты оснащения кабинетов специалистов, привлекаемых для оказания медицинской помощи, которые содержат перечень необходимого конкретному врачу-специалисту оборудования для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Например, приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н утвержден Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", содержащий стандарт оснащения кабинета врача-хирурга.

В связи с тем, что основной штат отделения частной медицинской организации по реализации пилотного проекта включает в себя медицинских сотрудников (требование содержится в постановлении Правительства РФ от 27.12.2019 № 1915), осуществляющих медицинский осмотр и оказывающий медицинские услуги (внутривенное, внутримышечное, подкожное введение лекарственных препаратов, уход за уретральным катетером, наложенной стомой, обработка пролежней), частные медицинские организации обязаны применять порядки и стандарты оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, точное количество обслуживаемых лиц определяется не в момент направления заявки частной медицинской организацией, а соглашением о предоставлении Гранта. Уже имеющееся оборудование медицинской организации используется, как и ранее, для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли. Требование в действующих нормативных правовых актах о прекращении осуществления основной деятельности (для которой было приобретено оборудование за счет собственных средств до участия в пилотном проекте) по причине участия в пилотном проекте отсутствует. Следовательно, у частной медицинской организации может возникнуть и обоснованно возникает необходимость в приобретении дополнительного оборудования, медицинских изделий для реализации пилотного проекта.

2. Согласно письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ от 6 октября 2017 г. N 03-03-06/3/65440 «Об учете для целей налогообложения имущества, полученного в виде гранта, а также имущества, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов», Имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе, и в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком. Учитывая изложенное, если условия, при которых полученные денежные средства или иное имущество признаются грантами (абзацы 6 и 7 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), соблюдены, в частности, были использованы по целевому назначению, у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

Так, абзацы 6-7 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации закрепили, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. … К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

а) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации - на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации;

Пояснения:

- На территории Костромской области Грант предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области (ИНН 4401011720), который является некоммерческой организаций; на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан частным медицинским организациям, осуществляющим поддержку государственных программ и проектов за счет средств субсидий,

- пунктом 4.3.3 Соглашения о предоставлении Гранта закреплена обязанность Получателя Гранта вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет Гранта (ООО «...» в 2020 году вело раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и планирует вести его и в 2021 году).

б) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

Пояснение: п. 31 Правил предоставления трансфертов на частные медицинские организации возложена обязанность в целях оценки эффективности реализации пилотного проекта представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о реализации пилотного проекта, содержащий сведения о числе обслуживаемых лиц в возрасте 65 лет и старше и реализованных мероприятиях. (ООО «...» за 2020 года предоставляло отчет о целевом использовании гранта, это требование, также, остается и при реализации пилотного проекта в 2021 году).

Таким образом, частные медицинские организации вправе приобретать за счет средств гранта имущество, которое не будет подлежать по окончанию срока предоставления гранта и реализации пилотного проекта, возврату.

3. Как указано в информации, размещенной на официальном сайте Минтруда России (https://mintrud.gov.ru/social/172), «данные средства не являются средствами ОМС. Пилотный проект не является частью программы по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами и не является инструментом решения вопроса финансирования системы долговременного ухода».

Если и рассматривать Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", то необходимо обратить особое внимание на п. 7.1 статьи 20, обязывающий медицинские организации использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Так, подпункт «б» пункта 8 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 273 (далее — Правила № 273), определяет требования к медицинским организациям, нуждающимся в приобретении медицинского оборудования:

- наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- соответствие назначения приобретаемого медицинского оборудования целям оказания медицинской помощи по формам, видам и профилям медицинской помощи, оказываемой федеральной медицинской организацией в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, региональной медицинской организацией - в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

- наличие медицинского работника (медицинских работников), имеющего соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;

- наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования).

В данных Правилах № 273 отсутствует ограничение о стоимости приобретаемого оборудования.

Таким образом, при соблюдении вышеуказанных требований, возможно приобретение и ремонт оборудования за счет средств ОМС свыше ста тысяч рублей.

Часть 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" закрепила, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Однако, как было изначально опубликовано Минтрудом России данные денежные средства не являются средствами ОМС, а следовательно на средства Гранта не должны распространяться и правила расходования средств ОМС.

4. За счет средств областного бюджета, бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования и субсидий на выполнение государственного задания в 2020, 2021 годах осуществлялись закупки следующего медицинского оборудования:

- медицинских изделий для гемофильтрации, с начальной максимальной ценой контракта в размере 14 009 109,50 рублей (Заказчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ''КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА'', номер закупки в ЕИС: Извещение о проведении электронного аукциона от 21.06.2021 №0119200000121007677)

- потолочный бестеневой хирургический светильник стационарный (на потолочной консоли) (светильник операционный), монтаж, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия , с начальной максимальной ценой контракта в размере 60 809 800,00 рублей (Заказчик: Министерство здравоохранения Иркутской области, номер закупки в ЕИС: Извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме № 0134200000121002682);

- изделия медицинские, с начальной максимальной ценой контракта в размере 32481660,00 (Заказчик: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, номер закупки в ЕИС: Извещение о проведении электронного аукциона № 0339100014821000182 );

- изделия медицинские, с начальной максимальной ценой контракта в размере 2 202 666,40 рублей (Заказчик: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний, номер закупки в ЕИС: Извещение о проведении электронного аукциона № 0339100014821000195 );

- медицинские изделия для травматолого-ортопедического отделения, с начальной максимальной ценой контракта в размере 24 280 404,72 рублей (Заказчик: КРАЕВОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ''КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА'', номер закупки в ЕИС: Извещение о проведении электронного аукциона № 0119200000121007692 ).

Таким образом, в случае возникновения необходимости, медицинские организации, финансируемые за счет средств бюджета либо средств ОМС, имеют возможность приобретения дорогостоящего оборудования по стоимости выше ста тысяч рублей.

Требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не распространяются на получателей гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, требования по определению начальной максимальной цены закупки, установленные указанными законами, не могут применяться и при реализации настоящего пилотного проекта.

5. Важно отметить и опыт расходования иных грантов.

Так, постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1439 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла" содержит более подробный перечень расходов (п. 7 Правил), вместе с тем ограничения по сумме расходования средств гранта отсутствуют.

Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 N 332 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку развития образования и науки и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 217", также содержит перечень расходов без ограничения по сумме.

Указанные суммы (лимиты) расходования средств грантов содержатся в соответствующих соглашениях, заключаемых между предоставителем и получателем средств соответствующего гранта.

На основании вышеизложенного, просим Вас пересмотреть рекомендации по расходованию средств Гранта и согласовать возможность для достижения целей реализации пилотного проекта приобретение медицинских изделий, оборудования, иных основных средств без ограничения максимальной суммы одной закупки, в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать