О предоставлении медицинским организациям права использования средств ОМС без ограничений, установленных структурой тарифа
Борисов Д.А. / 21 Апреля 2021 / просмотров 673
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииПисьмо Руководителю Аппарата Правительства РФ Григоренко Д.Ю. О поправках к законопроекту №875655-7 Об обязательном медицинском страховании
Борисов Д.А.
Выделить главное вкл выкл
Исх.№ 16-c/21 от 20 апреля 2021 г.
О проекте федерального закона № 875655-7 «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – «Законопроект»)
Заместителю Председателя Правительства РФ Руководителю Аппарата Правительства РФ Григоренко Д.Ю.
Уважаемый Дмитрий Юрьевич!
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрение проект федерального закона № 875655-7 «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – «Законопроект»). Законопроект рассмотрен в первом чтении, срок рассмотрения Законопроекта во втором чтении не определен в связи с его активным обсуждением и подготовкой поправок к Законопроекту.
Профильным ведомством по подготовке проекта поправок к Законопроекту является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
На текущий момент Минздравом России подготовлена уже 5-я версия проекта поправок к Законопроекту.
Основным предметом поправок к Законопроекту является предложение о предоставлении медицинским организациям права использовать средства обязательного медицинского страхования без ограничений, установленных структурой тарифа ОМС (часть 7 статьи 35 федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» - далее «Закон об ОМС»)
Указанное предложение было сформировано на основе практического опыта применения текущей редакции Закона об ОМС, а также с учетом текущей и будущих потребностей системы здравоохранения в повышении качества медицинской помощи и ее доступности для населения Российской Федерации.
Практический опыт показывает, что одним из основных препятствий для повышения качества и доступности медицинской помощи являются:
1) недостаточность и значительный износ в техническом и моральном плане материально-технической базы медицинских организаций (объектов недвижимости, оборудования, иных основных средств медицинских организаций);
2) отсутствие достаточного количества квалифицированных медицинских кадров;
3) отсутствие современной ИТ-инфраструктуры и возможности использования передовых цифровых решений в рамках оказания медицинской помощи.
По мнению сообщества медицинских организаций, причиной указанного, в том числе, является отсутствие значимых инвестиций со стороны частного бизнеса в развитие здравоохранения Российской Федерации, что обусловлено следующим:
1) предусмотренная Законом об ОМС структура тарифа ОМС (ч. 7 ст. 35 Закона об ОМС) не позволяет медицинским организациям направлять выручку от оказания медицинских услуг в сфере ОМС на возмещение необходимых и экономически обоснованных затрат медицинской организации, не предусмотренных в тарифе ОМС, в том числе (но не ограничиваясь):
- на закупку современного медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей;
- на исполнение заемных и кредитных обязательств перед финансирующими организациями,
- на уплату штрафов и иных финансовых санкций, применяемых контролирующими и надзорными органами и пр.
2) эффективная оптимизация затрат, при сохранении высокого качества и сервиса оказываемых медицинских услуг, приводит к образованию у медицинских организаций остатков денежных средств на счетах, которые, в силу закона, не могут направляться на возмещение расходов, не предусмотренных структурой тарифов ОМС;
3) значительными санкциями за нецелевое использование средств ОМС в виде штрафа, а также рисками привлечения должностных лиц медицинской организации к уголовной ответственности.
Предлагаемые изменения в Закон об ОМС направлены на устранение описанных проблем и имеют своей целью повысить качество медицинской помощи в Российской Федерации и сделать ее более доступной для населения.
В частности, медицинское сообщество исходит из того, что предлагаемые изменения приведут к следующим положительным изменениям в сфере здравоохранения:
1) увеличению объема привлекаемых в систему здравоохранения частных инвестиций;
2) обновлению материально-технической базы системы здравоохранения;
3) увеличению количества медицинских центров в стране и, как следствие, повышению качества и доступности высокотехнологичной и иной медицинской помощи населению Российской Федерации,
4) созданию новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации, а также повышению квалификации медицинского персонала.
Предлагаемые изменения в Закон об ОМС на текущий момент прошли широкое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон: профильных органов государственной власти, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, общественных объединений, профессиональных объединений и сообществ в сфере медицины. Со стороны всех участников дискуссии прозвучали положительные отзывы о предлагаемой инициативе, а также поддержаны предложения по внесению изменений в Закон об ОМС.
Вместе с тем, в ходе подготовки соответствующего проекта поправок в Законопроект, предложенные и поддержанные участниками дискуссии изменения в Закон об ОМС в части снятия каких-либо ограничений на использование средств ОМС, со стороны авторов проекта поправок в Законопроект начали дополняться новыми ограничительными условиями, при которых медицинским организациям будет предоставляться право использовать средства ОМС.
В частности, в проекте поправок к Законопроекту, подготовленного Минздравом России, предлагается закрепить следующие условия:
- использование средств ОМС возможно не ранее завершения соответствующего года, в котором медицинская организация участвовала в реализации программы ОМС и при условии надлежащего выполнения всех обязательства по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (что будет подтверждать результатами отдельной специальной проверки);
- отсутствие у медицинской организации просроченной кредиторской задолженности;
- отсутствие у медицинской организации кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда.
Помимо перечисленных условий, Минздрав России предлагает:
- прямо запретить использование средств ОМС на: осуществление капитальных вложений; приобретение недвижимого имущества; приобретение транспортных средств; приобретение ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций); уплату процентов и погашение суммы долга по целевым кредитам, и уплату иных платежей по кредитным договорам, включая платежи, связанные с предоставлением кредита; уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам, либо
- разрешить расходовать средства ОМС только на медицинскую деятельность.
Перечисленные выше дополнительные условия и ограничения, предлагаемые авторами проекта поправок к Законопроекту, вызывают сильную озабоченность у медицинского сообщества. Предлагаемые к закреплению дополнительные условий и ограничения не только не решат описанные выше проблемы и причины их возникновения, но могут еще больше их усугубить.
Согласно изначальной позиции участников дискуссии описанная выше проблема и ее причины могут и должны решаться путем закрепления в Законе об ОМС прямой нормы, предусматривающей право медицинских организаций использовать средства ОМС без привязки к структуре тарифа, закрепленной в части 7 статьи 35 Закона об ОМС. Проект соответствующей нормы неоднократно представлялся в Минздрав России и Правительство РФ для целей его рассмотрения и оформления в качестве соответствующего законопроекта.
С учетом вышеизложенного, просим Вас:
- рассмотреть проект изменений в Закон об ОМС в изначальной редакции, прошедшей обсуждение со стороны всех заинтересованных лиц, и дать поручение Минздраву России подготовить проекты изменений в соответствующие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения либо учесть в подготавливаемом им проекте поправок в Законопроект. Текст предлагаемых изменений в федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» прилагаем;
- ответ направить на адрес эл. почты med-sro@mail.ru
Приложение:
1. Проект поправок к Федеральному закону от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
С уважением,исполнительный директор СРО Национальная
Ассоциация медицинских организаций С.С. Мисюлин
Исп. Борисов Дмитрий Александрович
(499) 754-44-60
Приложение № 1
Проект поправок к Федеральному закону от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
1. Статью 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дополнить частью 71 следующего содержания:
«71. Медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вправе направлять денежные средства, полученные за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на финансирование расходов, не предусмотренных тарифом на оплату медицинской помощи согласно части 7 статьи 35 настоящего Федерального закона, в том числе на финансирование расходов, возникающих в ходе осуществления медицинской организацией деятельности, не связанной с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Указанные расходы не признаются нецелевым расходованием и/или использованием денежных (бюджетных) средств, полученных медицинской организацией, и не признаются нарушением договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.».
2. Предусмотреть в федеральном законе о внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» положение (норму) следующего содержания:
«Положения части 71 статьи 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» применяются, в том числе, в отношении средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на дату вступления в силу части 71 статьи 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.».