Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

О предоставлении медицинским организациям права использования средств ОМС без ограничений, установленных структурой тарифа

О предоставлении медицинским организациям права использования средств ОМС без ограничений, установленных структурой тарифа

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Письмо Руководителю Аппарата Правительства РФ Григоренко Д.Ю. О поправках к законопроекту №875655-7 Об обязательном медицинском страховании

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Исх.№ 16-c/21 от 20 апреля 2021 г.

О проекте федерального закона № 875655-7 «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – «Законопроект»)

Заместителю Председателя Правительства РФ Руководителю Аппарата Правительства РФ Григоренко Д.Ю.

Уважаемый Дмитрий Юрьевич!

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрение проект федерального закона № 875655-7 «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – «Законопроект»). Законопроект рассмотрен в первом чтении, срок рассмотрения Законопроекта во втором чтении не определен в связи с его активным обсуждением и подготовкой поправок к Законопроекту.

Профильным ведомством по подготовке проекта поправок к Законопроекту является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

На текущий момент Минздравом России подготовлена уже 5-я версия проекта поправок к Законопроекту.

Основным предметом поправок к Законопроекту является предложение о предоставлении медицинским организациям права использовать средства обязательного медицинского страхования без ограничений, установленных структурой тарифа ОМС (часть 7 статьи 35 федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» - далее «Закон об ОМС»)

Указанное предложение было сформировано на основе практического опыта применения текущей редакции Закона об ОМС, а также с учетом текущей и будущих потребностей системы здравоохранения в повышении качества медицинской помощи и ее доступности для населения Российской Федерации.

Практический опыт показывает, что одним из основных препятствий для повышения качества и доступности медицинской помощи являются:

1) недостаточность и значительный износ в техническом и моральном плане материально-технической базы медицинских организаций (объектов недвижимости, оборудования, иных основных средств медицинских организаций);

2) отсутствие достаточного количества квалифицированных медицинских кадров;

3) отсутствие современной ИТ-инфраструктуры и возможности использования передовых цифровых решений в рамках оказания медицинской помощи.

По мнению сообщества медицинских организаций, причиной указанного, в том числе, является отсутствие значимых инвестиций со стороны частного бизнеса в развитие здравоохранения Российской Федерации, что обусловлено следующим:

1) предусмотренная Законом об ОМС структура тарифа ОМС (ч. 7 ст. 35 Закона об ОМС) не позволяет медицинским организациям направлять выручку от оказания медицинских услуг в сфере ОМС на возмещение необходимых и экономически обоснованных затрат медицинской организации, не предусмотренных в тарифе ОМС, в том числе (но не ограничиваясь):

- на закупку современного медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей;

- на исполнение заемных и кредитных обязательств перед финансирующими организациями,

- на уплату штрафов и иных финансовых санкций, применяемых контролирующими и надзорными органами и пр.

2) эффективная оптимизация затрат, при сохранении высокого качества и сервиса оказываемых медицинских услуг, приводит к образованию у медицинских организаций остатков денежных средств на счетах, которые, в силу закона, не могут направляться на возмещение расходов, не предусмотренных структурой тарифов ОМС;

3) значительными санкциями за нецелевое использование средств ОМС в виде штрафа, а также рисками привлечения должностных лиц медицинской организации к уголовной ответственности.

Предлагаемые изменения в Закон об ОМС направлены на устранение описанных проблем и имеют своей целью повысить качество медицинской помощи в Российской Федерации и сделать ее более доступной для населения.

В частности, медицинское сообщество исходит из того, что предлагаемые изменения приведут к следующим положительным изменениям в сфере здравоохранения:

1) увеличению объема привлекаемых в систему здравоохранения частных инвестиций;

2) обновлению материально-технической базы системы здравоохранения;

3) увеличению количества медицинских центров в стране и, как следствие, повышению качества и доступности высокотехнологичной и иной медицинской помощи населению Российской Федерации,

4) созданию новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации, а также повышению квалификации медицинского персонала.

Предлагаемые изменения в Закон об ОМС на текущий момент прошли широкое обсуждение с участием всех заинтересованных сторон: профильных органов государственной власти, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, общественных объединений, профессиональных объединений и сообществ в сфере медицины. Со стороны всех участников дискуссии прозвучали положительные отзывы о предлагаемой инициативе, а также поддержаны предложения по внесению изменений в Закон об ОМС.

Вместе с тем, в ходе подготовки соответствующего проекта поправок в Законопроект, предложенные и поддержанные участниками дискуссии изменения в Закон об ОМС в части снятия каких-либо ограничений на использование средств ОМС, со стороны авторов проекта поправок в Законопроект начали дополняться новыми ограничительными условиями, при которых медицинским организациям будет предоставляться право использовать средства ОМС.

В частности, в проекте поправок к Законопроекту, подготовленного Минздравом России, предлагается закрепить следующие условия:

- использование средств ОМС возможно не ранее завершения соответствующего года, в котором медицинская организация участвовала в реализации программы ОМС и при условии надлежащего выполнения всех обязательства по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (что будет подтверждать результатами отдельной специальной проверки);

- отсутствие у медицинской организации просроченной кредиторской задолженности;

- отсутствие у медицинской организации кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда.

Помимо перечисленных условий, Минздрав России предлагает:

- прямо запретить использование средств ОМС на: осуществление капитальных вложений; приобретение недвижимого имущества; приобретение транспортных средств; приобретение ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций); уплату процентов и погашение суммы долга по целевым кредитам, и уплату иных платежей по кредитным договорам, включая платежи, связанные с предоставлением кредита; уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам, либо

- разрешить расходовать средства ОМС только на медицинскую деятельность.

Перечисленные выше дополнительные условия и ограничения, предлагаемые авторами проекта поправок к Законопроекту, вызывают сильную озабоченность у медицинского сообщества. Предлагаемые к закреплению дополнительные условий и ограничения не только не решат описанные выше проблемы и причины их возникновения, но могут еще больше их усугубить.

Согласно изначальной позиции участников дискуссии описанная выше проблема и ее причины могут и должны решаться путем закрепления в Законе об ОМС прямой нормы, предусматривающей право медицинских организаций использовать средства ОМС без привязки к структуре тарифа, закрепленной в части 7 статьи 35 Закона об ОМС. Проект соответствующей нормы неоднократно представлялся в Минздрав России и Правительство РФ для целей его рассмотрения и оформления в качестве соответствующего законопроекта.

С учетом вышеизложенного, просим Вас:

- рассмотреть проект изменений в Закон об ОМС в изначальной редакции, прошедшей обсуждение со стороны всех заинтересованных лиц, и дать поручение Минздраву России подготовить проекты изменений в соответствующие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения либо учесть в подготавливаемом им проекте поправок в Законопроект. Текст предлагаемых изменений в федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» прилагаем;

- ответ направить на адрес эл. почты med-sro@mail.ru

Приложение:

1. Проект поправок к Федеральному закону от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

С уважением,исполнительный директор СРО Национальная

Ассоциация медицинских организаций С.С. Мисюлин

Исп. Борисов Дмитрий Александрович

(499) 754-44-60

Приложение № 1

Проект поправок к Федеральному закону от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

1. Статью 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. Медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вправе направлять денежные средства, полученные за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на финансирование расходов, не предусмотренных тарифом на оплату медицинской помощи согласно части 7 статьи 35 настоящего Федерального закона, в том числе на финансирование расходов, возникающих в ходе осуществления медицинской организацией деятельности, не связанной с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Указанные расходы не признаются нецелевым расходованием и/или использованием денежных (бюджетных) средств, полученных медицинской организацией, и не признаются нарушением договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.».

2. Предусмотреть в федеральном законе о внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» положение (норму) следующего содержания:

«Положения части 71 статьи 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» применяются, в том числе, в отношении средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на дату вступления в силу части 71 статьи 35 федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.».

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать