Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

Административные барьеры в сфере непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников

Административные барьеры в сфере непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников

Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Проект: повышение квалификации проводится в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет

Борисов Д.А.


Выделить главное вкл выкл

Минздравом РФ был подготовлен проект нормативно-правового акта: Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок), http://regulation.gov.ru/projects#npa=45732.

Автором настоящей статьи - председателем Правления Национальная Ассоциация медицинских организаций - была предложена следующая редакция пункта 16 проекта порядка:

Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) или один раз в пять лет в объеме более 100 часов.

Предлагалось исключить из пункта 16 слово "только", поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктами 18 - 20 порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет, как правило, 144 часа (приказом №66н предусмотрено более 100 часов) один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73% - 150%, приведет к росту затрат на ДПО, как для государства, так и для частного сектора, с учетом общего количества врачей - более 600 000 и среднего медперсонала - более 1 500 000 человек. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

В настоящее время Минздравом РФ подготовлен проект приказа О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236

Подпунктом «г» пункта 2 Проекта изменений предлагается абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ‎от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014), в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Таким образом, после утверждения поправок можно будет констатировать, что наши предложения были услышаны в министерстве здравоохранения и напряженность, связанная с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования, будет снята.

Вместе с тем, Национальной Ассоциацией медицинских организаций было направлено обращение Президенту России Путину В.В. с просьбой дать поручение о внесении соответствующих изменений в проект приказа Минздрава РФ О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236.

Подпунктом «в» пункта 2 Проекта изменений предлагается пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется ‎с использованием интернет-портала непрерывного медицинского ‎и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – интернет-портал) … ».

Предлагаю фразу «Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется» заменить фразой «Обучение может осуществляться». В пояснительной записке указано, что Проект приказа устанавливает возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий. Однако из предложенных изменений следует, что обучение может осуществляться исключительно по программам, размещенным на интернет-портале. При этом на интернет-портале образовательные программы в настоящее время привязаны к конкретным образовательным организациям. Таким образом, нахождение образовательной организации на интернет-портале является условием продолжения образовательной деятельности по данному направлению, что возлагает на образовательные организации обязанности, не предусмотренные законом.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, созданной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регулированию деятельности образовательных организаций, в частности допуск к образовательной деятельности по направлению «Здравоохранение» у Минздрава отсутствует.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей - более 90 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Возложение указанной обязанности на образовательные организации не входит в компетенцию Минздрава, предложенная редакция камуфлирует нарушение прав образовательных организаций, не содержит четких административных процедур.

В представленном Проекте изменений выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пп. «а», «г», «д», «е», «ж», «и» пункта 3 и пп. «а» - «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

 

Для допуска к деятельности медицинских работников вместо сертификата, выдаваемого по итогам повышения квалификации образовательной организацией, имеющей лицензию, приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года предусмотрено создание аккредитационных комиссий.

Положении об аккредитации специалистов в первоначальной редакции, утвержденное данным приказом (далее — Положение), содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) барьер для Председателя аккредитационной комиссии - членство в некоммерческой организации, число членов (врачей) которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) ежегодное утверждение состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения по каждой из более чем 90 специальностей;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций.

С указанными проблемами Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения обратился в ФАС 03.11.2016 г.

Как следует из ответа ФАС, согласно пункту 7 приказа № 334н, аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно-техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

В связи с тем, что проведение аккредитации осуществляется по нескольким видам, пунктом 33 приказа № 334н определены этапы прохождения каждого из видов аккредитации. Так, проведение первичной и первичной специализированной аккредитации включает в себя оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, в то время, как для проведения периодической аккредитации использование симулированных условий не требуется.

Законодательством Российской Федерации не установлено, что образовательные организации, реализующие программы медицинского (фармацевтического) образования обязаны иметь организационно-техническое оснащение, достаточное для проведения всех видов аккредитации. Таким образом, по мнению ФАС России, в помещении образовательной организации может проводиться, например, только периодическая аккредитация, проведение которой не требует организации симулированных условий, так как такой вид аккредитации включает в себя только оценку портфолио и тестирование.

Вместе с тем, ФАС России считает, что из содержания пункта 7 приказа № 334н невозможно сделать однозначный вывод о том, может ли образовательная организация иметь организационно-техническое оснащение помещений, достаточное для проведения только периодической аккредитации.

Таким образом, в процессе применения указанного пункта приказа № 334н, к образовательным организациям, имеющим условия для проведения только периодической аккредитации, могут быть предъявлены не предусмотренные законодательством Российской Федерации и, следовательно, необоснованно завышенные, требования к оснащению помещений, что приведет к препятствованию осуществления деятельности, ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

По мнению ФАС России, во избежание двусмысленного толкования, в норме, установленной пунктом 7 приказа № 334н, должна быть устранена неясность, путем четкого разделения требований для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации.

Позиция ФАС России по данному вопросу также была направлена в адрес Минздрава России. Как следует из ответа Минздрава в адрес Союза от 28.12.2016 г., Правовым департаментом прорабатывался вопрос внесения изменений в приказ № 334н с учетом позиции Союза.

В приказ № 334н 19.05.2017 г. были внесены изменения. К нашему сожалению, не произошло четкого разделения требований в части материально-технического оснащения для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации. Согласно принятым поправкам (см. п.8), аккредитационные комиссии формируются в субъектах РФ по видам образования (высшее медицинское, высшее фармацевтическое, среднее медицинское и иное высшее). Приказ был дополнен пп. 18.1-18.6, согласно которым Председателем аккредитационной комиссии из членов аккредитационной комиссии формируются аккредитационные подкомиссии по специальностям, по которым проводится аккредитация специалистов, а также определяется Регламент работы аккредитационной подкомиссии.

На основе действующей редакции приказа №334н можно сделать вывод о том, что в субъекте будет создаваться одна комиссия, то есть вместо создания условий для конкуренции данный процесс будет монополизирован. Об этом свидетельствует и норма о ежегодном утверждении состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения.

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
25 и 26 апреля | Семинар в Москве

Спорные вопросы взаимоотношений между клиниками и пациентами

читать
 
23 и 24 мая | Форум в Санкт-Петербурге

Будущее ЕГИСЗ: тотальная информатизация

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать