СРО медиков: на переломном этапе. Практика
10 Мая 2012 / просмотров 3478
О развитии саморегулирования в одной из наиболее значимых для социума отраслей корреспондент журнала «Саморегулирование & Бизнес» беседует с исполнительным директором СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергеем Лазаревым
Выделить главное вкл выкл
В конце января в России была зарегистрирована первая СРО, объединяющая медицинские организации.
О развитии саморегулирования в одной из наиболее значимых для социума отраслей корреспондент журнала «Саморегулирование & Бизнес» беседует с исполнительным директором СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергеем Лазаревым
Источник: http://www.sroprof.ru/journal/May2012/
Журнал «Саморегулирование & Бизнес» Выпуск 5 (25), май 2012
Корр. - Сергей Владимирович, расскажите о главных тенденциях развития медицины в России.
С.Лазарев: В настоящее время российское здравоохранение находится на переломном пути. В июле вступает в действие закон о так называемой бюджетной реформе, вводятся новые формы оплаты труда, изменяется система финансирования государственных учреждений. Ведь в настоящее время только медицинские организации частной системы здравоохранения ориентированы на пациента, государственные ЛПУ ориентированы на исполнение бюджета. В новых условиях при одноканальном финансировании через ОМС придётся больше думать о притоке пациентов, чем о пробивании денег через министерства и департаменты.
Без изменения структуры государственного здравоохранения эти меры являются половинчатыми, но тем не менее это шаг вперед.
На этом фоне все чаще раз раздаются призывы к развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении. Государство, фактически не имея возможности содержать российскую медицину, хочет получить дополнительное финансирование за счет частных инвестиций, при этом изменив в какой-то мере и структуру здравоохранения.
Кроме того, в министерстве подготовлен проект постановления, в котором устанавливаются требования к профессиональным ассоциациям, которым могут переданы полномочия.
Корр. - На Ваш взгляд, время для создания саморегулируемых организаций в медицинской отрасли уже пришло? Если да, то почему?
С.Лазарев: На этом фоне продолжается игнорирование со стороны государства самого факта существования частной медицины. Как законодательство, так информативно-правовая база в практической медицине разрабатываются без учета реалий частной медицины. Существующая система двойных стандартов при лицензировании и государственном надзоре, наличие квазирыночных платных услуг в государственных ЛПУ тормозит развитие предпринимательства в здравоохранении и, как следстствие, переход на пациенториентированную практическую медицину.
Минздравсоцразцития постоянно запаздывает в разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей оказание медицинской помощи. кроме того происходят шарахания из стороны в сторону как например создание порядков и стандартов. Могу сказать для примера, что до введения порядка по отоларингологии предприниматель мог открыть кабинет ЛОР-врача за 30 тысяч рублей, а теперь для лицензировании необходимо потратить уже в десять раз больше, хотя оборудование, требуемое лицензирующими органами при лицензировании предприниматель не использует в последующем. Я разговаривал с предпринимает из региона, который безуспешно пытается получить лицензию на работы и услуги по неврологии. От него требуют представить кресло, которое вообще в городе имеется только в одном экземпляре в областной больнице. Безуспешные попытки объяснить, что он не собирается оказывать такие услуги, натыкаются на требование порядка по неврологии.
А требования о наличии разного рода комиссий? Каким образом индивидуальному предпринимателю создать все эти комиссии, если он работает один? Или днем работать, а ночью писать протоколы?
То есть нормативно-правовая база разработана без учета реалий оказания медицинских услуг в частной медицине
Частной медицине не остается ничего, кроме как объединяться в саморегулируемые организации и самостоятельно создавать свою нормативно-правовую базу в виде стандартов и правил, направленную на безопасность пациентов, а не на создание очередных административных барьеров.
В настоящее время это единственный путь придать рынку медицинских услуг в Росси цивилизованный и здравый смысл.
Корр. - Расскажите, пожалуйста, о своей организации.
С.Лазарев: Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник и центров» зарегистрировано в Росреестре 24 января 2012 года. Оно объединяет 26 юридических лиц. Это первая саморегулируемая организация по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг. Кроме предпринимателей Москвы в партнерство входят предприниматели Ярославля и Тулы.
Корр. - Какова специфика саморегулирования в области медицины в отличие от других отраслей (скажем, от строительства, проектирования и пр.)?
С.Лазарев: Основное отличие в том, что в здравоохранении за социальную политику в стране несёт ответственность государство. Поэтому и внимание органов власти к процессу оказания медицинской помощи пристальное. Тотальная зарегулированность и тотальный государственный контроль и надзор в здравоохранении, наличие платных услуг в государственных ЛПУ создают определённые препятствия для развития саморегулирования по предпринимательскому типу в отрасли.
Основная масса организаций, оказывающих медицинскую помощь, принадлежит государству и находится вне рынка медицинских услуг. Сохранившаяся система социалистического здравоохранения не приемлет термина рынок медицинских услуг, хотя в это же время огромными темпами развивает квазирынок платных медицинских услуг в государственных ЛПУ.
В отличие от других отраслей медицинским предпринимателям приходится в условиях капитализма развивать саморегулирование на рынке медицинских услуг, учитывая реалии социалистических методов регулирования в отрасли.
Корр. - Должна ли система саморегулирования в медицинской отрасли быть обязательной? Почему?
С.Лазарев: Мое мнение - нет. У нас столько обязательных правил, которые никто не выполняет, что вводить дополнительные не стоит.
Предприниматели сами должны определить - хотят ли они жить по стандартом и правилам саморегулирования и быть защищены созданной системой частной медицины, а не только личными связями или продолжать давать взятки вымогателям разных мастей. Но если от чиновника модно защититься подношением, то от потребительского экстремизма только созданной системой безопасности пациента в соответствии со стандартами саморегулируемой организации.
Корр. - Какие «болезни» здравоохранения способно «излечить» СРО?
С.Лазарев: Основная «болезнь» здравоохранения – это социалистические методы руководства в капиталистическом строе. Отсутствие ориентации на пациента, финансирование ЛПУ через министерство, а не врача через пациента, отсутствие как таковой ответственности врача перед пациентов, бюрократизм и коррупция – всё это порождено несоответствием социалистических методов государственного регулирования в капиталистическом строе.
Саморегулирование по предпринимательскому типу позволяет устранить эти противоречия, создавая пациенториентированную модель здравоохранения. Предприниматели полностью зависят от пациента и его денег, поэтому вся их деятельность направлена на удовлетворение запросов и нужд пациента, а не на расходование и освоение бюджетных средств.
Корр. - С какими сложностями (законодательными и пр.) приходится сталкиваться при создании профессионального сообщества?
С.Лазарев: Мы созданы по предпринимательскому, а не по профессиональному типу. По профессиональному типу в настоящее время невозможно создать СРО по причине бесправия врачей и отсутствия их гражданской ответственности. Для предпринимателей нет никаких сложностей при создании СРО, кроме поиска единомышленников и энтузиастов.
Корр. - Охотно ли, на Ваш взгляд, медицинские учреждения вступают в СРО? Почему?
С.Лазарев: Дело это настолько новое и неизвестное, что не все готовы начинать с нуля, создавая собственные правила игры на рынке медицинских услуг. Не все предприниматели верят, что в наших условиях можно работать нормально без чиновников, наездов и коррупции. Многие просто ждут эффекта и реакции государства на развитие саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг и, если увидят в этом положительный результат для предпринимательства, то наступит период массового вступления в СРО.
Если бы слово «саморегулирование» не использовалось так часто для пиара отдельных общественных деятелей и не было в определённой мере «затаскано» в средствах массовой информации без отсутствия практического эффекта, предприниматели больше верили бы, что в нашей стране можно что-то самим регулировать в здравоохранении.
Ведь все ждут только того, что государство передаст какие-то полномочия по регулированию в отрасли. Но у нас столько неурегулированных проблем, на которые государство не обращает внимание и которые мы должны именно сами отрегулировать, что вначале необходимо решить внутренние проблемы предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг, создать стройную систему саморегулирования в отрасли и только затем говорить о полномочиях государства.
Кроме того, мы на первом этапе принимаем не всех подряд, проводя перед вступлением в СРО первичный медицинский аудит организации. Для вступления в СРО медицинская организация должна соответствовать определенным требованиям, позволяющим отсеять недобросовестных участников рынка медицинских услуг.
Корр. - Какие выгоды предоставляет введение системы саморегулирования для компаний-членов СРО и для потребителей медицинских услуг?
С.Лазарев: Для потребителей медицинских услуг, членство организации в СРО должно вызывать в первую очередь доверие к безопасности и надлежащему качеству предоставляемых услуг. Возможность решения возникающих проблем пациента в третейском суде и наличие системы материальной ответственности в СРО создают для пациента более выгодные условия, чем написание жалоб в министерства и департаменты здравоохранения.
Для предпринимателей членство в СРО это в первую очередь членство не просто в организации, а в системе, способной обеспечить защиту медицинской организации как от вседозволенности чиновников так и от потребительского экстремизма. Эта защита в первую очередь обеспечивается созданием стандартов и правил предпринимательской деятельности, способной обеспечить оказание медицинских услуг надлежащего качества.
Система самоконтроля, устанавливаемая в СРО, носит профилактическую, а не карательную направленность, что способствует развитию услуг надлежащего качества, а не административных барьеров, существующих сегодня.
Корр. - В целом, какие изменения, на Ваш взгляд, произойдут при переходе медицины от государственного контроля к саморегулированию?
С.Лазарев: Развитию частной медицины в России мешает масса административных барьеров и самое главное несовершенство нормативно-правовой базы. Отличительными чертами саморегулирования являются оперативность, компетентность и профессионализм. Оперативное изменение нормативно-правовой базы с учетом развития медицинской науки и рынка медицинских услуг способствует развитию медицины. Бизнесмены более компетентны в частной медицине, чем чиновники, устанавливающие правила игры на рынке медицинских услуг.
При развитии саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг значительно уменьшатся административные барьеры и коррупция.
Государство заинтересовано в медицинских услугах надлежащего качества, чиновники заинтересованы только в собственных материальных благах, поэтому устранение прослойки чиновников между производителями медицинских услуг и потребителями-пациентами пойдет во благо медицине и бизнесмену, Врачу и пациенту не нужны посредники. Они должны сами решать вопросы и если на рынке появляется недоброкачественный производитель медицинских услуг, то проблемы эти должны решать те, кто заинтересован в развитии данного рынка, а не малограмотные чиновники, интересы которых далеки от рынка и пациента.
Решение спорных вопросов между сторонами договора оказания медицинских услуг должны решаться в третейском суде, а не в чиновничьих кабинетах