Саморегулируемая

Реестр | Преимущества | Как вступить | (499) 754-44-60 / (495) 234-04-36 | med-sro@mail.ru

СРО медиков: на переломном этапе. Практика

СРО медиков: на переломном этапе. Практика

О развитии саморегулирования в одной из наиболее значимых для социума отраслей корреспондент журнала «Саморегулирование & Бизнес» беседует с исполнительным директором СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергеем Лазаревым


Выделить главное вкл выкл

 

В конце января в России была зарегистрирована первая СРО, объединяющая медицинские организации.

О развитии саморегулирования в одной из наиболее значимых для социума отраслей корреспондент журнала «Саморегулирование & Бизнес» беседует с исполнительным директором СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» Сергеем Лазаревым


Источник: http://www.sroprof.ru/journal/May2012/

Журнал «Саморегулирование & Бизнес» Выпуск 5 (25), май 2012


Корр. - Сергей Владимирович, расскажите о главных тенденциях развития медицины в России.

С.Лазарев: В настоящее время российское здравоохранение находится на переломном пути. В июле вступает в действие закон о так называемой бюджетной реформе, вводятся новые формы оплаты труда, изменяется система финансирования государственных учреждений. Ведь в настоящее время только медицинские организации частной системы здравоохранения ориентированы на пациента, государственные ЛПУ ориентированы на исполнение бюджета. В новых условиях при одноканальном финансировании через ОМС придётся больше думать о притоке пациентов, чем о пробивании денег через министерства и департаменты.

Без изменения структуры государственного здравоохранения эти меры являются половинчатыми, но тем не менее это шаг вперед.

На этом фоне все чаще раз раздаются призывы к развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении. Государство, фактически не имея возможности содержать российскую медицину, хочет получить дополнительное финансирование за счет частных инвестиций, при этом изменив в какой-то мере и структуру здравоохранения.

Кроме того, в министерстве подготовлен проект постановления, в котором устанавливаются требования к профессиональным ассоциациям, которым могут переданы полномочия.


Корр. - На Ваш взгляд, время для создания саморегулируемых организаций в медицинской отрасли уже пришло? Если да, то почему?

С.Лазарев: На этом фоне продолжается игнорирование со стороны государства самого факта существования частной медицины. Как законодательство, так информативно-правовая база в практической медицине разрабатываются без учета реалий частной медицины. Существующая система двойных стандартов при лицензировании и государственном надзоре, наличие квазирыночных платных услуг в государственных ЛПУ тормозит развитие предпринимательства в здравоохранении и, как следстствие, переход на пациенториентированную практическую медицину.

Минздравсоцразцития постоянно запаздывает в разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей оказание медицинской помощи. кроме того происходят шарахания из стороны в сторону как например создание порядков и стандартов. Могу сказать для примера, что до введения порядка по отоларингологии предприниматель мог открыть кабинет ЛОР-врача за 30 тысяч рублей, а теперь для лицензировании необходимо потратить уже в десять раз больше, хотя оборудование, требуемое лицензирующими органами при лицензировании предприниматель не использует в последующем. Я разговаривал с предпринимает из региона, который безуспешно пытается получить лицензию на работы и услуги по неврологии. От него требуют представить кресло, которое вообще в городе имеется только в одном экземпляре в областной больнице. Безуспешные попытки объяснить, что он не собирается оказывать такие услуги, натыкаются на требование порядка по неврологии.

А требования о наличии разного рода комиссий? Каким образом индивидуальному предпринимателю создать все эти комиссии, если он работает один? Или днем работать, а ночью писать протоколы?

То есть нормативно-правовая база разработана без учета реалий оказания медицинских услуг в частной медицине

Частной медицине не остается ничего, кроме как объединяться в саморегулируемые организации и самостоятельно создавать свою нормативно-правовую базу в виде стандартов и правил, направленную на безопасность пациентов, а не на создание очередных административных барьеров.

В настоящее время это единственный путь придать рынку медицинских услуг в Росси цивилизованный и здравый смысл.


Корр. - Расскажите, пожалуйста, о своей организации.

С.Лазарев: Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник и центров» зарегистрировано в Росреестре 24 января 2012 года. Оно объединяет 26 юридических лиц. Это первая саморегулируемая организация по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг. Кроме предпринимателей Москвы в партнерство входят предприниматели Ярославля и Тулы. 


Корр. - Какова специфика саморегулирования в области медицины в отличие от других отраслей (скажем, от строительства, проектирования и пр.)?

С.Лазарев: Основное отличие в том, что в здравоохранении за социальную политику в стране несёт ответственность государство. Поэтому и внимание органов власти к процессу оказания медицинской помощи пристальное. Тотальная зарегулированность и тотальный государственный контроль и надзор в здравоохранении, наличие платных услуг в государственных ЛПУ создают определённые препятствия для развития саморегулирования по предпринимательскому типу в отрасли.

Основная масса организаций, оказывающих медицинскую помощь, принадлежит государству и находится вне рынка медицинских услуг. Сохранившаяся система социалистического здравоохранения не приемлет термина рынок медицинских услуг, хотя в это же время огромными темпами развивает квазирынок платных медицинских услуг в государственных ЛПУ.

В отличие от других отраслей медицинским предпринимателям приходится в условиях капитализма развивать саморегулирование на рынке медицинских услуг, учитывая реалии социалистических методов регулирования в отрасли.


Корр. - Должна ли система саморегулирования в медицинской отрасли быть обязательной? Почему?

С.Лазарев: Мое мнение - нет. У нас столько обязательных правил, которые никто не выполняет, что вводить дополнительные не стоит.

Предприниматели сами должны определить - хотят ли они жить по стандартом и правилам саморегулирования и быть защищены созданной системой частной медицины, а не только личными связями или продолжать давать взятки вымогателям разных мастей. Но если от чиновника модно защититься подношением, то от потребительского экстремизма только созданной системой безопасности пациента в соответствии со стандартами саморегулируемой организации. 


Корр. - Какие «болезни» здравоохранения способно «излечить» СРО?

С.Лазарев: Основная «болезнь» здравоохранения – это социалистические методы руководства в капиталистическом строе. Отсутствие ориентации на пациента, финансирование ЛПУ через министерство, а не врача через пациента, отсутствие как таковой ответственности врача перед пациентов, бюрократизм и коррупция – всё это порождено несоответствием социалистических методов государственного регулирования в капиталистическом строе.

Саморегулирование по предпринимательскому типу позволяет устранить эти противоречия, создавая пациенториентированную модель здравоохранения. Предприниматели полностью зависят от пациента и его денег, поэтому вся их деятельность направлена на удовлетворение запросов и нужд пациента, а не на расходование и освоение бюджетных средств.


Корр. - С какими сложностями (законодательными и пр.) приходится сталкиваться при создании профессионального сообщества?

С.Лазарев: Мы созданы по предпринимательскому, а не по профессиональному типу. По профессиональному типу в настоящее время невозможно создать СРО по причине бесправия врачей и отсутствия их гражданской ответственности. Для предпринимателей нет никаких сложностей при создании СРО, кроме поиска единомышленников и энтузиастов. 


Корр. - Охотно ли, на Ваш взгляд, медицинские учреждения вступают в СРО? Почему?

С.Лазарев: Дело это настолько новое и неизвестное, что не все готовы начинать с нуля, создавая собственные правила игры на рынке медицинских услуг. Не все предприниматели верят, что в наших условиях можно работать нормально без чиновников, наездов и коррупции. Многие просто ждут эффекта и реакции государства на развитие саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг и, если увидят в этом положительный результат для предпринимательства, то наступит период массового вступления в СРО.

Если бы слово «саморегулирование» не использовалось так часто для пиара отдельных общественных деятелей и не было в определённой мере «затаскано» в средствах массовой информации без отсутствия практического эффекта, предприниматели больше верили бы, что в нашей стране можно что-то самим регулировать в здравоохранении.

Ведь все ждут только того, что государство передаст какие-то полномочия по регулированию в отрасли. Но у нас столько неурегулированных проблем, на которые государство не обращает внимание и которые мы должны именно сами отрегулировать, что вначале необходимо решить внутренние проблемы предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг, создать стройную систему саморегулирования в отрасли и только затем говорить о полномочиях государства.

Кроме того, мы на первом этапе принимаем не всех подряд, проводя перед вступлением в СРО первичный медицинский аудит организации. Для вступления в СРО медицинская организация должна соответствовать определенным требованиям, позволяющим отсеять недобросовестных участников рынка медицинских услуг. 


Корр. - Какие выгоды предоставляет введение системы саморегулирования для компаний-членов СРО и для потребителей медицинских услуг?

С.Лазарев: Для потребителей медицинских услуг, членство организации в СРО должно вызывать в первую очередь доверие к безопасности и надлежащему качеству предоставляемых услуг. Возможность решения возникающих проблем пациента в третейском суде и наличие системы материальной ответственности в СРО создают для пациента более выгодные условия, чем написание жалоб в министерства и департаменты здравоохранения.

Для предпринимателей членство в СРО это в первую очередь членство не просто в организации, а в системе, способной обеспечить защиту медицинской организации как от вседозволенности чиновников так и от потребительского экстремизма. Эта защита в первую очередь обеспечивается созданием стандартов и правил предпринимательской деятельности, способной обеспечить оказание медицинских услуг надлежащего качества.

Система самоконтроля, устанавливаемая в СРО, носит профилактическую, а не карательную направленность, что способствует развитию услуг надлежащего качества, а не административных барьеров, существующих сегодня.


Корр. - В целом, какие изменения, на Ваш взгляд, произойдут при переходе медицины от государственного контроля к саморегулированию?

С.Лазарев: Развитию частной медицины в России мешает масса административных барьеров и самое главное несовершенство нормативно-правовой базы. Отличительными чертами саморегулирования являются оперативность, компетентность и профессионализм. Оперативное изменение нормативно-правовой базы с учетом развития медицинской науки и рынка медицинских услуг способствует развитию медицины. Бизнесмены более компетентны в частной медицине, чем чиновники, устанавливающие правила игры на рынке медицинских услуг.

При развитии саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг значительно уменьшатся административные барьеры и коррупция.

Государство заинтересовано в медицинских услугах надлежащего качества, чиновники заинтересованы только в собственных материальных благах, поэтому устранение прослойки чиновников между производителями медицинских услуг и потребителями-пациентами пойдет во благо медицине и бизнесмену, Врачу и пациенту не нужны посредники. Они должны сами решать вопросы и если на рынке появляется недоброкачественный производитель медицинских услуг, то проблемы эти должны решать те, кто заинтересован в развитии данного рынка, а не малограмотные чиновники, интересы которых далеки от рынка и пациента.

Решение спорных вопросов между сторонами договора оказания медицинских услуг должны решаться в третейском суде, а не в чиновничьих кабинетах
 

выбор редакции

статья
Материал обновлен 22.03.2024. Юридические основы, возможности и перспективы использования телемедицинских технологий
22 Марта 2024

читать
новость
Положительное решение кассационной инстанции по вопросу оплаты медицинской помощи в системе ОМС сверх установленного объема от 06.04.2023
13 Ноября 2023

читать
статья
Краткий анализ некоторых пунктов нового положения об аккредитации специалистов
02 Декабря 2022

читать
статья
Судебная практика ОМС: риски «ретроградного движения»
13 Октября 2022

читать
статья
Национальная Ассоциация медицинских организаций направила предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов
30 Сентября 2021

читать
статья
Участие Национальной Ассоциации медицинских организаций (НАМО) в совершенствовании нормативной правовой базы в сфере здравоохранения
23 Августа 2021

читать
статья
Оценка влияния правовых актов в сфере здравоохранения на уровень доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства
10 Июля 2021

читать
статья
Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи
29 Июня 2021

читать
статья
Обзор нового положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением правительства РФ от 01.06.2021 N 852
04 Июня 2021

читать
 
2024 год | План мероприятий

XX-й Форум в С-Петербурге
IX-й Национальный конгресс
семинары в течение 2024 года

читать
 
информационный ресурс

для частных медицинских организаций

читать
 
Частное здравоохранение

центр стратегических инициатив

читать
 
практические консультации

правовые аспекты медицинской деятельности

читать